Послесловие 1

Рута Марьяш
            
   
     Со дня смерти    архитектора Михаила Алексеевича Сироткина, о котором -  предыдущее моё повествование, прошло   двадцать лет. Случай – одно из  тех   невероятных явлений, которые с полным основанием  можно отнести к чудесам -  дал мне  сейчас  впервые возможность заглянуть в те детали его жизни – профессиональной, творческой, которые мне известны не были. Не о том говорил он мне  тогда – полвека тому назад, да  и не то меня тогда интересовало…
     Память… Она, оказывается, накладывает  на тебя  обязательства, трудно порой  объяснимые. Не могу смириться с тем, что с моим уходом из жизни окончательно растает след пребывания на Земле этого  незаурядного, талантливого и, волею судьбы,  одинокого, человека,  забудется навеки его имя. И есть у меня  надежда, что  когда-нибудь, чей-то любознательный, заинтересованный  взгляд,  случайно задержится на  этом, оставленном мною в виртуальном пространстве, образе …
     Сироткин Михаил Алексеевич. Дата рождения  12 августа 1914 года. Специальность – архитектор.  Знакомлюсь с  содержанием  собственноручно им заполненной личной карточки члена Союза архитекторов,  и узнаю многое, что  по- новому освещает творческий облик этого человека, уже  затуманенный временем.
     Михаил принадлежал к первому поколению советской русской интеллигенции. Родился в одной из подмосковных деревенек, в многодетной семье  мастерового. Судьба с юности была благосклонна к нему, обстоятельства  способствовали развитию и применению  его природного дарования. Начало тридцатых годов прошлого  века - время коренных изменений  в подготовке архитектурных  кадров страны. Уже с осени 1932 г. с участием творческой молодёжи проводятся «декадники» - доклады, обсуждения, семинары по классической архитектуре,  теории и истории архитектуры, разнообразии стилей в архитектурном наследии.
          Уже в  двадцать три года, приобретая в Москве образование архитектора, Михаил становится автором  проектов, получивших первые премии в закрытых конкурсах. Один из них - проект реконструкции интерьеров Генштаба вооруженных сил СССР. В 1938-39 годах этот проект  был осуществлен, и следы его, возможно, сохранились среди  нынешнего – нового  комплекса зданий Генштаба.
         В 1937 году  в Москве состоялся учредительный съезд Союза Архитекторов страны. К тому времени  членов Союза было  немногим более 500 . Спустя  два года, в 1939 году, двадцатипятилетний Михаил был принят в Союз Архитекторов и получил членский билет за номером 696.
       То было время, когда определялись тенденции советской архитектуры на  предстоящие десятилетия, шли дискуссии по основным творческим проблемам, участниками которых были  крупные мастера и теоретики, представители различных направлений в архитектуре -  Н. Ладовский, А. Щусев, М. Охитович, А. Веснин, И. Леонидов, В. Балихин, И. Жолтовский, К. Мельников, Н. Докучаев, Р. Хигер, Д. Аркин, М. Гинзбург, А. Мордвинов, Г. Гольц и другие.*
     Именно в тех условиях, в то,  предвоенное десятилетие, сформировался, как творческая личность,  молодой архитектор  Михаил Алексеевич Сироткин.
      Деятельность его  в годы второй мировой войны не отражена в  доступных  мне документах. Михаил был призван в армию и  служил в органах госбезопасности,  вероятно,  в одной из строительных структур этого ведомства. О  военном  периоде своей жизни он никогда не рассказывал.
      Полной неожиданностью для меня явилась его собственноручная запись в анкете о том, что он свободно владеет немецким и английским языками. Удивительно, но за сорок лет нашего с Михаилом знакомства мне и об этом ни единого слова  сказано не было.
     Первым  послевоенным местом работы Михаила стал Московский Архитектурный Институт. Он возглавил   большую, уникальную  по тем временам, научную библиотеку института, куда я, бывая в Москве, не раз к нему заходила.
     Там,  в МАРХИ, в 1951- 1956 годах, Михаил Алексеевич  руководил   семинарскими занятиями, возглавил  авторский коллектив, создавший «Сборник и описание 100 лучших памятников мировой архитектуры», был автором  диафильмов – «Памятники архитектуры всех стран», серии статей в  сборнике Учёного Совета Московского Архитектурного Института, книги «Методология каталогизации литературы по архитектуре». Что-то из его работ, возможно, и поныне  хранится на полках  библиотеки – как документ  того времени. 
     Уже  начиная  с 1957 года, Михаил  Алексеевич    занимается проектированием строительных объектов. Помню,  в начале 60-х годов, я заходила к нему в  учреждение, расположенное на улице Мархлевского, кажется, это были Московские реставрационные Мастерские. В анкете записано, что вплоть до  ухода на пенсию в 1974 году, Михаил Алексеевич работал в Научно Исследовательском Институте «Мосжилпроект», руководил там  секцией Союза Архитекторов,  участвовал в работе секции благоустройства при московском отделении  Союза Архитекторов.
     В течение 1957-59 годов авторский коллектив под его руководством разработал серию типовых проектов жилых домов заводского изготовления каркасной и щитовой конструкции, а в 1960 году его  типовой проект жилого дома из легкого железобетонного каркаса был отмечен медалью ВДНХ.
     С 1961 по 1974 год  им было разработано не менее  шестнадцати проектов, шесть из них – конкурсных - были удостоены первой или второй  премией.

1961 г. - Проект сборно-разборного дома для строительства на Крайнем Севере;
1962 г.- Типовые проекты холодильников ёмкости на 18 тыс. и 10 тыс. тонн
1963-1970 гг. - Типовой проект холодильников в городах Ташкенте, Харькове, Ессентуках, Наро- Фоминске, Жуковском, Очакове.
1965-1966 гг. - Проект реконструкции здания москворецкого  райисполкома на Большой Полянке, 50.( конкурс, 2-я премия)
1967 г. - Проект реконструкции жилого дома, проспект Мира,19( конкурс,1-я премия)
1967 г. - Проект павильона встреч родственников с больными в больнице № 55.
1968 г. - Проект дома культуры химфарм завода в районе Нагатино (конкурс,  2-я премия).
1968 г. - Проект пансионата на 600 мест в Феодосии (конкурс, 2-я премия).
1969 г. -  Проект реконструкции жилого дома, Деев переулок.(конкурс, 1-я премия).
1969 г. - Проект Дома Культуры  заводов Станколит, Борец, Спецстанок.
1970-1974 гг. - Проект Дома Культуры им. Николаевой-Терешковой.
1970-1974 гг. - Проект Дома Культуры завода Коммунар (конкурс 2-я премия).
1972-1974 гг. - Проект  здания Института Механизации Сельского хозяйства на  улице Скаковой.
1973 г. – Проект реконструкции больницы № 24, Скачков переулок(конкурс, 1 –я премия).
1973 г. – Проект реконструкции спецкорпуса больницы имени Боткина.

     Привожу весь этот список с надеждой, что  произойдет еще одно чудо, и кто-нибудь из моих читателей  найдет  здесь  адрес дома, в котором бывал, быть может, даже родился и жил, вспомнит  когда-то  знакомые очертания…
     В 1971 году в издательстве «Московский рабочий» вышла книга Михаила Сироткина «Переустройство жилых зданий», а в 1967-1974 годах им была опубликована серия статей в журнале «Городское хозяйство Москвы» и в информационном сборнике института «МосжилНИИпроект».
     Михаил Алексеевич знал  и любил Москву, бродил по ней, как по необъятному полю  творческой фантазии, где  рождались  новые идеи, неосуществлённые проекты…
   Как и большинство москвичей, Михаил всю жизнь прожил  в коммунальных квартирах. До начала 60-х годов -  в деревянном доме на Масловке, затем  на Зубовскиом бульваре, 27 кв.35. Последним его местом жительства стала комната на улице Доватора,3, квартира 18.
    Жилище его было  обставлено скудно, по холостяцки, но запустения не было -  он поддерживал  чистоту и порядок. Сам стирал, сам готовил – на подоконнике  обычно стояла кастрюлька с едой.
     В 1959 году,  в поспешном, так и не сложившемся браке,  родился сын Михаила -  Роман. Это, однако,  не скрасило его одиночества  – сын рос в Малаховке с  матерью, а затем и  с её новой семьей. Михаил любил сына, но с годами    всё  возрастало отчуждение между ними. Это было его болью.
     Михаил Алексеевич Сироткин скончался двадцать третьего декабря 1989 года в возрасте семидесяти пяти лет.
    
* См.статью Т.Н. Самохиной «К вопросу об изучении истории Союза архитекторов СССР». - Сб. «Проблемы истории советской архитектуры». М., 1975, с. 32-39.                http://www.architektor.ru/ai/doc_view.html?138