Единый Бог

Пастор Сергей
               Начнем от начала, с той книги, которая в Торе так и называется «В начале», т. е. с книги Бытие. В первой главе Библии под словом «Бог» употребляется форма  Элохим  и эта форма одна из наиболее часто употребляемых в Торе, да и во всем Ветхом Завете.
               Удивительно, но это форма множественного числа. То есть слово «Бог» стоит во множественном числе. Интересен и двадцать шестой стих первой главы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Обратите внимание на слово «СОТВОРИМ», оно тоже стоит во множественном числе. Друг мой, только не подумайте, что я проповедую многобожие. В другой книге Пятикнижия Моисеева книги Второзаконие мы читаем: « Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). Это знаменитое "Шма, Исраэль". Что интересно «Господь, Бог наш, Господь един есть» на иврите это будит выглядеть так Яхве Элохейну Яхве Эхад (сожалению, в пределах сайта не удается вставить оригинальный еврейский текст). Рассмотрим слова по порядку Яхве - или Иегова, Господь, Сущий;   Элохейну - производное от имени Элохим, которое, как правило, употребляется в форме  множественного числа и имеющий притяжательное наклонение, перевод как Бог ваш во множественном числе; Эхад  - один, единственный, единый, первый.
Если сделать дословный перевод, то получается нечто похожее на:  «Господь, Боги (Элохейну) ваши, Господь един». 
         Бесспорно, этот стих это утверждение, это провозглашение веры в Бога, как в Единого.  Это признание Бога как Верховного Живого Господа, но в этом признании присутствует упоминание о Его множественности, и эта множественность проявлена в Его неделимости. Бог Ветхого Завета это все тот же Триединый Бог. Его множественность проявлена через Отца, Сына и Святого Духа. Это Тора, это Шма Исраель, это молитва, в которой Иудеи каждую субботу провозглашают единство Бога, зачастую не придавая значения множественности Бога, заложенной в этом провозглашении. В  древнем Израиле, Ветхом Завете да и во всей Библии имена имели большое значение, особое значение именам придавал Сам Господь Бог. Бог посчитал нужным изменить имя Аврааму, Сааре, Иакову. Меняя имена, Бог менял направление и смысл жизни человека. С трепетом Бог относился и к Своему имени, поэтому Он сказал: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно» (Втор.5:11).
               Почему такое отношение Бога к Своему имени. Через Свое имя Бог выражал Свою сущность, Свой характер, Свою личность.   Имя «Элохим» употребляется в Ветхом Завете 2245 раз. Так что хотел выразить Бог через это имя так часто употребляя его?  Не Свою ли природу, которую Он открыл в Новом Завете открывшись нам как Отец, Сын и Дух, Святой? Да, Его природа не понятна нашему разуму, поскольку она отличается от нашей. Да, Его природа непонятна нам, поскольку она превыше нашего ограниченного разума. Да, наш разум далек от того, чтобы понять Его, поскольку наш разум поражен грехом. Но мы можем понять и принять то, что Он открывает. И уже в первой книге Библии в самой первой ее главе Бог описывая процесс творения, дает понять, что в Нем участвовали более, чем одна личность Единого Бога и открывает Себя под именем открывающем множественность Его личности.
       Дорогой друг, пребывая в контексте всей единой книги – Библии, я сделал акцент лишь на первой книги Пятикнижия Моисея, на самой первой главе книги Бытие. Так что продолжение следует.