Путник. Акт 1. Сцена 3

Олег Игрунов
    Акт 1.
               
                Сцена 3.

                / Сумерки. Силуэт Ивана, балансирующего на краю ямы /.


Голос из темноты:  Стоять! Стоять как вкопанный!
Иван / отшатнувшись от края ямы /:  Как же стоять-то, если земля из- под ног осыпается? Того и гляди в яму угожу.
Приближающийся голос из темноты:  Молчать! Индюх-пентюх выискался! Ямы не видишь?
Иван:  Теперь вижу.
Фигура вынырнувшая из темноты:  Молчать! Кто таков?! Рапортуй чётко и ясно! Молчать! Ать-два! / при свете сыплющихся из-под кресала искр пытается рассмотреть Ивана /:  Почему не знаю? Молчать! Почему молчишь?
Иван:  А отчего вы не запалите фонарь?
Фигура:  А твоё какое дело? Индюх-пентюх! Молчать! Ты что агент Приват советчика? Рапортуй быстро и скоро! Молчать! Во фрунт! Ать-два!
Иван:  Я Иван.
Фигура:  Иван - агент? Индюх-пентюх! Или ты, братец чёрт? Молчать как резанный! Если ты - братец чёрт, то я тебя не боюсь. С нами крестная сила. Вот вам! Дулю с маком! Видел?
Иван:  Нет. Темно.
Фигура: То-то! Молчать! Значит, ты вину свою признаёшь? Индюх такой, пентюх! Молодец! Будем сажать! Ать-два! На-ле-во! Десять шагов вперёд! Бегом, арш! Ать-два, ать-два...
Иван: Да иду я, иду. Чего в спину пихать?
Фигура:  Молчать! Три ступени вверх! Голову пригнуть! Руки за спину! Лицом к стене!
Иван / входя в слабо освещённую и убого обставленную комнату /:  Это за что меня сажать?
Входящий следом:  Молчать! Не твоего ума дело! За что надо, за то и посадим.
Иван / усаживаясь на табурете /:  Глупости какие-то...  У вас кровати, часом не найдётся?
Усаживающийся за бюро:  Кровать имеется...  Молчать! Как разговариваешь! Да я...  Я должностное лицо при исполнении.
Иван / с интересом /:  А что вы исполняете?
Сидящий за бюро:  Я? Молчать! Индюх-пентюх! Я охраняю яму.
Иван:  Да? Ту самую? Вы б огородили её что ли?...

/ Большие напольные часы бьют 12 раз. Тут же их футляр открывается и оттуда выскакивает очень маленький человечек  в чёрном /

Смотритель ямы / молодцевато вытянувшись /:  Ваше Высокопревосходительство, во вверенной мне яме без происшествий! Тишина и покой! Служба идёт по распорядку! Молчать! Преступник,  покусившийся на золотой запас Державы, задержан и обезврежен! Ать-два!
Маленький человечек / очень мягко /:  Добрый вечер, граждане! / Смотрителю ям /:  Милый, милый Дормидонт Ферапонтович,
ну, сколько же раз повторять? Нет теперь никаких превосходительств. Рес-публика! Равенство...  Никаких таких превосходств. Ага?
Смотритель:  Ага! Виноват, Ваше...  Высокоблагородие!
Маленький человечек:  Ну, где вы видели благородство? Республика!  / Ивану /:  Увы, неисправим. Так сказать, апологет старого режима. /Смотрителю, опускаясь на его стул /:  Ну, идите. Идите, уважаемый, несите службу. Ага?
Смотритель / несколько обалдело /:  Ага...  Кру-гом, арш! / строевым шагом выходит за дверь /.
Маленький человечек:  Вот такие, знаете ли, кадры. Хотя добрейший души человек. Бывший, кстати, чрезвычайный и полномочный генерал собственной Его бывшего Монархического Величества, инфантерии. Тьфу! / С наигранным конфузом вытирает
губы крахмальным платочком /. Как же однако прочно сидит в нас это презренное низкопоклонство и чинопочитание.  Пережитки, знаете ли, суровых времён. Ну, ничего, шаг за шагом, а вытравим из себя этого подлого маленького человечка. Ага? Непременно...  Непременно вытравим. Вот попомните мои слова. Ну-с? А что у нас?
Иван:  Да вот чуть в яму не свалился.
Маленький человечек:  Ага... / сочувственно и одновременно осуждающе качает головой /:  Экое горе-то. Экая незадача.
Иван:  А чего вы так сокрушаетесь? Не свалился же. Вот свались я, тогда б и сочувствовали. А сейчас я предпочёл бы не охи да вздохи выслушивать, а поспать. Вы, извините, не знаю кто, не могли бы распорядиться насчёт кровати? Или если
кровати нет, то попросту, не тревожить меня.
Маленький человечек / с видом полной готовности /:  Конечно-конечно! Простите за, так сказать, бестактность. Приношу свои извинения. Ага? И спешу представится. /Приподнимается /:  Приват Советчик гражданина Архи-архонта. В прошлом, жертва,
так сказать, режима - мальчик с пальчик. Такой, знаете ли ярлык на меня навесили подпевалы Его бывшего Монархического Величества. Так и жил, так, знаете ли и страдал от морального гнёта, служа чиновником по поручениям у того самого жирного каплуна, что сподобился задержать вас. Ага? Впрочем, теперь он совсем не жирный и добрейшей души человек.
Иван:  Вы  мальчик с пальчик?
Приват Советчик:  Представьте себе. А вы?
Иван /секунду помявшись /: Зовите меня Иван Путешественник.
Приват Советчик:  Ага... / извлекает из рукава записную книжку и, пролистав, удовлетворённо захлопывает /:  Ага. А, прошу прощения, Ивану, так сказать Дураку, не приходитесь роднями?
Иван:  Ну... Так меня тоже зовут. Но не все...
Приват Советчик:  Вот как? Ну, и чудесно. Ага?
Иван / клацнув зубами /:  Так как на счёт постели?
Приват Советчик:  Всенепременно. Так вы значит путешественник?
Иван / обречённо /:  Да.
Приват Советчик:  А по каким, знаете ли, делам?
Иван:  Так, мир посмотреть, себя показать.
Приват Советчик:  Ага?! Вот и показали. В яму-то вас с чего понесло?
Иван:  Нечаянно. А что, там действительно золото?
Приват Советчик:  Действительно. Точнее, условно действительно.
Иван:  Это как?
Приват Советчик:  Ну, знаете ли, это только раньше, при старом, так сказать, режиме, мы всё больше дырками от бубликов баловались. Ага? Теперь-то иначе. Бублик у нас. А это, знете ли, ого-го что за валюта.
Иван:  Да уж сто тысяч дырок - это не то, что одна.
Приват Советчик: Исключительно точно подметили. А вы,...   вы случайно не ойконом?
Иван:  Нет. Я путешественник.
Приват Советчик:  Жаль. Ну, да и наши ойкономы недаром, что ойкономы. Объяснили они Державной Думке и Архонтам, ну и,
передовой, так сказать, общественности, что бублик без золотого и производственного обеспечения, это тьфу, так сказать, а не бублик. Ага? Вот и решили тогда ямы копать.
Иван:  Зачем?
Приват Советчик:  А как же? Чтобы найти золотую, если так можно выразиться жилу, которая и станет гарантом каменной прочности, нашего, так сказать, бублика.
Иван: И, что? Как решили, так и нашли?
Приват Советчик:  Ага. Так сказать, условно. По обыденным-то меркам, знаете ли, и не нашли. Однако постановление вышло и было надлежаще, так сказать, заверенно. Так что теперь, всякая яма это, знаете ли, не просто яма. Это, так сказать, золотой запас, если так можно выразиться, республики. Ага! Я вижу, вы поняли.
Иван:  Ну...  условно понял.
Приват Советчик:  Однако знаете ли, не всё так уж и гладко. Золотая, не побоюсь сказать лихорадка, вышла, так сказать, из-под контроля. Вы кстати не бывали ли в нашей столице?
Иван:  Не приходилось.
Приват Советчик:  Ага! О, столица наша, четвёртый Рим, а пятому  не бывать, преобразилась до чрезвычайности. Яма, знаете ли, на яме. Бублик правда приобрёл гранитную, так сказать, твёрдость, но побочный эффект финансового чуда тоже оказался,
не побоюсь этого слова, на лицо. Земля, знаете ли...
Иван:  Земля?
Приват Советчик:  А как же? Земля резко упала в цене. Более того, её, так сказать, землю просто оказалось некуда, извините за выражение, девать. О, какие тут появились интересные проекты. Учёные, так сказать аграрии, убедительным образом
доказали, что земля - необходимый фактор произрастания хлеба, и в силу их установленной экспериментальным путём близости предложили, знаете ли, хранить землю в амбарах. Ага?
Иван:  Замечательный проект.
Приват Советчик:  Увы, не слишком. Не кардинально, знаете ли. Амбаров  не хватило. Думаете, мы сдались?
Иван:  Уверен, что нет.
Приват Советчик:  Ага! И вы правы! Озабоченные, так сказать, земельным вопросом мы не побоялись использовать, извините за выражение, свободную, так сказать, прессу. Именно, знаете ли, через неё в обществе стали внедрять моду на трудовые ногти.
Иван:  Как?
Приват Советчик:  А что ж? Земля под ногтями – это, знаете ли, наглядное свидетельство трудовой, так сказать, доблести. Но даже и в ногти загнать всю землю не удалось. Беда, знаете ли, с этой землёй. Слава богу, один умнейшего ума
ойконом, нашёл, так сказать, выход. Очень, знаете ли, нестандартный. Рядом с каждой ямой вырыли вторую, куда и поместили землю из первой. Ага?
Иван:  Ага. А из второй?
Приват Советчик:  Вы точно не ойконом?
Иван:  Точно.
Приват Советчик:  Жаль. Ну, а из второй, так сказать, поместили в первую.
Иван:  Выходит, условное золото зарыли.
Приват Советчик:  Не зарыли, а создали, так сказать, резерв.
Иван:  Как?
Приват Советчик:  А как же? В деревнях, сёлах и весях ямы оставили. Это, так сказать, прямой условный гарант. А в столице, знаете ли, зарыли. Это уже резервный условный гарант. Ага? К тому же в результате разрывания и последующего, так  сказать, зарывания в производство был вовлечён высококвалифицированный трудовой фактор. Ага? Ну, и, наконец, так сказать, деньги. Зарплату ямокопателям платить надо?
Иван:  Надо?
Приват Советчик:  Непременно! Всякий, не побоюсь этого слова, труд требует, так сказать, оплаты. Ага? А где взять?
Иван:  Не знаю.
Приват Советчик:  Спасибо за честность! Зато ойкономы, те  знают. С каждого, так сказать, ямокопа, был взят прямокосвенный налог, которым и был, знаете ли, оплачен труд, всех без исключения, ямокопов. Ага? Вот вам и движение
капитала. Вот вам и железный, так сказать, бублик. Что это вы в затылке чесать изволите? Вы впрямь, так сказать, не ойконом?
Иван:  Впрямь.
Приват Советчик:  Жаль! Хотя в тюрьме, знаете ли, посидеть всё равно придётся.
Иван:  И за что?
Приват Советчик:  А как же? Лично я вам, так сказать, искренне и всецело сочувствую. Но, знаете ли, что же поделаешь? Надо! Знаете ли, такое слово? От него только отступись. А отступать-то нам, так сказать, и некуда. Позади, так сказать, ого-го, знаете ли что?
Иван:  Не знаю. Что?
Приват Советчик:  Впрочем, если вы настаиваете, то знаете ли, так сказать, не побоюсь знаете ли, если так можно выразиться...  Ага? Понимаете?
Иван:  Если можно так сказать, не совсем...
Приват Советчик:  Ага? /смеясь и грозя Ивану пальчиком /.  А вы, знаете ли, тот ещё фрукт.
Иван:  Может, вы на взятку намекаете?
Приват Советчик:  Я? / Вскакивает /: Да с чего вы взяли? / садится / Могу вас, так сказать, официально заверить, что ни о каком, знаете ли, намёке и речи идти не может. Ага?
Иван:  Да у меня и нет ничего.
Приват Советчик:  Жаль. Всенепременнейше жаль. Но, знаете ли...

                /Стук сапог. Скрип двери. Явление запыхавшегося смотрителя ям/.
 
Смотритель ям, / вытянувшись в струнку /:  Караул, Ваше Высокопревосходительство! Налёт!