3. Грузия моего детства. О Боржоми. 7 миниатюр

Ольга Гелашвили
На фото резиденция Романовых в городе Боржоми. Фото из интернета.

О ПОСЕЩЕНИИ КВИБИСИ В 1953 ГОДУ.  Я родилась в Москве в 1952 году, за год до смерти Сталина. Город Боржоми, село Квибиси , это то место, откуда родом  мой отец, откуда был призван на Хашурский призывной пункт и отправлен на фронт. Освобождал концлагерь  Освенцим, был ранен, но впоследствии обосновался в Москве, женившись на маме! Спустя какое-то время  после моего рождения,  мама берёт  меня в охапку;  садимся на поезд, и приезжаем в Боржоми. Станция - Черная речка. Приезжаем ночью. Нас никто не встречает. Мама решает переночевать на вокзале. Кругом пусто. Страшно. И вдруг в вокзал стали собираться странные люди, похожие на бомжей. Это были воры, отпущенные после смерти Сталина из тюрем. Они трясли головами,  друг другу помогали  освободиться от вшей. Мама боялась, но они нас не тронули! Дед работал машинистом поезда, и рано утром, узнав через работника вокзала, проживающего в нашем селе, что мы приехали, нас прибежали встречать человек 20 родственников и соседей. Каждый пытался меня подержать на руках, целовали. Вот так всем «скопом» мы отправились по шпалам в Квибиси. Потом начиналось застолье! Приходили соседи, приносили какие-то готовые блюда, чтобы отметить  наш приезд. Помню, мама, наряжалась в дедушкину одежду, из чего-то делала  и приклеивала усы и танцевала лезгинку при очень тусклом свете на балконе второго этажа под импровизированный барабан! Только светлячки летали, и садились ко мне на лицо, а я уже засыпала, засыпала…

ПРО ПРАБАБУШКУ.  Хочу рассказать про мою прабабушку.  Мой прадед  привез её из Хашури, громко сказать привёз - привел за руку в возрасте 13 лет. Она была уникальным человеком. Узнав, что её внук женился в Москве, она приехала в Москву. Была очень холодная зима, а она приехала в одной кофточке. Когда же ночью мама услышала стон, раздававшийся со стороны прабабушки, включивши свет, мама поразилась: всё тело бабушки, наверно от сильного переохлаждения, покрылось фурункулами! Они были очень болезненны, температура была запредельная, но она стойко перенесла этот тяжелый момент своей жизни, хотя и была очень старая женщина!! Ради любимого внука, поехать в далёкий город Москву, не зная русского языка - это ПОСТУПОК!
Умерла она еще более отважно - в день свадьбы моей тёти, своей внучки.  Почувствовав приближение смерти, чтобы не расстроить свадьбу,  закрылась в тоне (домик, где пекут хлеб). Тело её обнаружили  только  на другой день!

ПРО БАБУШКУ.  Я писала про свою прабабушку, но и бабушка моя была уникальным человеком! Я её так любила и весь год ждала встречи с ней! И вот летом, наконец, приезжаю в Квибиси. Моя бабуля, зная, что я люблю варенье из грецких орехов, оставляла мне баночку-другую с прошлого сезона. Кто знает, как трудно готовить варенье из грецких орехов? поднимите руку! Да, да многие знают, но кто готовил сам? Труд и тяжел, и муторен! Сейчас-то, наверно, легче, так как появились перчатки, а раньше, снимая корочку с зеленых,  еще неспелых грецких орехов, обязательно ваши руки становились черными. Видела, как девчата, помогавшие снимать корочку с грецких орехов, мазали себе ГУБЫ этим молочком грецкого ореха, дабы получить «помаду темного цвета». Затем  эти орехи вымачивают, в извести, удаляя горечь! Затем - уже в чистой воде, меняют воду через каждый час! Выдерживают в сиропе.  Это всё готовится месяц! Но всё равно готовят  для нас  наши  бабушки, зная, что их труд окупится сторицей. Ведь все мы, так любим варенье из грецких орехов.
   Однажды  Бабуля просила меня пойти в огород и набрать штук 10 огурцов. А я была еще маленькая, и, увидев в огороде огромные огурцы, подумала, что вот-то они и есть самые дозрелые, собрала все, а маленькие и не тронула. Приношу бабушке, и каковы же были её глаза, когда она вдруг понимает, что семенные огурцы больше не растут у неё в огороде! Не забудьте,  приобрести семена  было негде. И что же бабушка - не намеком, что я сделала что-то не так! Только отец мне потом всё объяснил.   А какое счастье было ходить с ней в сад за черешней! Забираемся  на деревья,  я - на чёрную черешню (обожала именно её), бабуля - на светлую; бабуля набирала  черешню в фартучек, а я - в рот! Сидишь, чуть ли не на самой верхней ветке,  ветер такой силы! Ты раскачиваешься! Смотришь вниз на реку Куру, она шумно перебирает свои воды, а на том берегу реки - горы, и скалистые и лесные! Это такая прелесть - детские воспоминания!! Потом трясём с бабушкой шелковицу на фартучек бабулин.  Сидим, едим и радуемся, да,  надо радоваться жизни! Этому научила меня моя бабушка! Этому и я учу, и впредь буду учить своих внуков!

ПРО БОРЖОМИ.  Нет, наверно человека в Грузии, который не бывал  бы в Боржоми! Школьники и студенты приезжали в выходные,  чтобы погулять по Боржомпарку, покататься на цепочной карусели - девушка садилась вперед, а молодой человек сзади, и во время полёта ловил её и вновь отталкивал, и ВСЕ РАДОВАЛИСЬ...МОЛОДОСТЬ! Вместе заходили в кафе съесть ХАЧАПУРИ с лимонадом! Пожилые же  приезжали попить Боржомской воды в том же парке. А  может, если позволяет здоровье, сходить к СЕРНОМУ ИСТОЧНИКУ, «попринимать» ванны! А мужчины, которые обожают ГРУЗИНСКОЕ ЗАСТОЛЬЕ, ехали в село Квибиси, так как там был уникальный, для знатоков, ресторан с прекрасной кухней. Перед рестораном ШАРМАНЩИК играл на шарманке  какую-то заунывную мелодию из старого времени, а живой медвежонок веселил подвыпивших гостей и завсегдатаев ресторана.
Родители с детьми приезжали в Боржоми на каникулы, чтобы свозить детей в БАКУРИАНИ на маленьком поезде КУКУШКЕ, по узкоколейной железной дороге. Дорога шла резко в горы в лесу между огромными соснами и елями, а уж если поездка происходила зимой, то неописуемо-красивыми стояли заснеженные  эти сосны и ели!
Также на этом перегоне   Вы проедете уникальный мост,  возведенный  Эйфелем еще в конце 19  - начале 20 века,  соединивший две горы  над пропастью.  Тот самый Эйфель, много раньше поставил в Париже Эйфелеву  башню. Мост в Боржоми также называют  мостом Эйфеля.
 
 Да и  ГОРНОЛЫЖНЫЙ КУРОРТ в Бакуриани привлекал к себе любителей горнолыжного спорта не только из Грузии, но  и из России.

 Что же такое - это Боржомское ущелье?  БОРЖОМИ, которое влюбило в себя не только жителей Грузии, но и многих доброжелательно настроенных к Грузии  людей. "Очаровательное Боржомское ущелье восхищает посетителей. По-моему, это одно из самых божественно чудесных мест в мире"- писал П.И.Чайковский.
 
ПРО СЕРНЫЕ ВАННЫ.  Кто любит пить шампанское глотками, и вдруг удаётся искупаться в ванной с шампанским, это для него огромная удача! Так вот для любителей воды БОРЖОМИ, бутылочку которой вы могли раньше купить в России даже в аптеке, я расскажу, что мне удавалось плавать в бассейне с этой водой, мне было 12 лет, когда в Боржомпарке, мы ходили к этим источникам! Они были далеко в конце парка, надо было идти еще долго, долго в лес, вдоль реки Боржомулы, и вот там в то время были 3 бассейна с серной водой. Один бассейн, открытый - для ВСЕХ, 2 других - закрытые - для женщин и мужчин, можно было купаться в нагом виде. Судя по тому, что я часами не "вылезала" из бассейна, вход был либо совсем бесплатным, либо минимально стоил!  Плавать я научилась именно там, так как плавала иногда совсем одна в женском бассейне. Все предпочитали – открытый.  Этот долгий путь окупался с лихвой, заряд бодрости, и счастья был неописуем! Путь до этих источников можно было и сократить, если вы из парка садились на воздушные трамвайчики, и доезжали  (долетали)  на Плато, там есть ТУРБАЗА,  в неё, кстати, и приезжали туристы из СССР на 21 день. Идешь по дороге, и в условном месте, надо было спуститься с этой горы, прямо к серным источникам, к бассейнам! К сожалению, из-за каких-то неясных для меня причин, эти бассейны были убраны спустя десятки лет уже во время "перестройки" и оставался просто слабенький родничок из этой воды, люди по-прежнему приходили к нему, но могли погреть только ноги, садясь,  бок о бок,   вдоль этого источника! Вот так, некогда  обретённое прекрасное - мы теряем в один миг, и сожалеем потом долго, долго... Спустя годы, там вновь появились эти шикарные бассейны!
    
ПРО КАДО.  Возвращаясь к жизни в Квибиси,  хочу вспомнить добрым словом  тётю мою Марго, как же  вкусно  она  готовила  КАДО, так она говорила. Не знаю, есть ли в грузинском языке такое слово и такое блюдо!  Не исключено, что это её личная придумка, или семьи её. Смысл был в том, что она брала огромное количество муки, пропуская её через сито, очищая таким действом, а главное, насыщая кислородом муку, чтобы пышнее была. Затем брала небольшими порциями, образовывала горку и делала углубление, получался маленький вулканчик.  В середину  наливала  солёную воду и тихонько всё это смешивала в однородную массу. Получалось простое тесто, никаких премудростей. Вода и мука, вот главные  ингредиенты этого продукта. А еще умелые руки моей тёти, которыми она затем делала слоёное тесто, но не с маслом  сливочным или маргарином, как принято, а со свиным растопленным жиром.
Она скалкой  раскатывает  тесто до тонкого состояния, затем внутрь ложечкой наливает этот жир, равномерно располагая на тесте, затем сворачивает его в конверт, снова раскатывает тесто,  наливается жир, и вновь закрывает этот жир в конвертик, и снова и снова раскатывает  тесто, пока всё это не становится тоненьким.  И так она проделывает со всей мукой. Получается 10-15 штук, чтобы надолго  всем хватило. А далее это всё не печёт в духовке, а жарит она на сковородке каждую лепёшку, и едим мы её, как альтернативу хлебу. Получается прекрасное кушанье! Хлеб с чаем – скучно, а кадо с чаем  - вкусно! Потому что она вкусна просто без ничего! Чай с кизиловым вареньем, с этой лепёшкой под названием  КАДО, отрываем от общего куска слоистую часть, и, конечно же, в рот отправляем. Вкуснотища!
 Какой-то свой аромат придаёт сало. Не забывайте, Советское время – голодное время в дальних уголках нашей необъятной советской земли, не доходили продукты до маленьких городов, и, конечно же,  деревень.  Люди сами придумывали, и  насыщали свою жизнь маленькими радостями питательного свойства. Очень тоже необычно она делала КЛЁЦКИ, то есть отваривались кусочки теста, на них клался порезанный жареный лук, не просто жареный, а почти что утомлённый на медленном огне. И все эти клецки мы ели обмакивая в МАЦОНИ С ЧЕСНОКОМ И солью.  Откуда же бралось так много свиного растопленного жира?
 Когда под Новый год заготавливалась свинина впрок, то не только сало готовилось с солью, чесноком и лавровым листом, но и тушили мясо и заливали его в банки растопленным жиром, не надо было и консервировать. В жире мясо сохранялось превосходно. В течение года это всё съедалось на УРА! Ну что можно добавить?  Хвала  ГРУЗИНСКИМ ХОЗЯЙКАМ, которые своим  упорным трудом и фантазией  пытаются  как то, разнообразить наш стол, придумали  нам так много вкуснейших блюд, без которых не было бы уникальной ГРУЗИНСКОЙ КУХНИ, известной   во всём мире.

ПРО ДЕДА И ПЛАТИНУ. Однажды с дедом Нестором мы пошли в лес за КЕВИ, это застарелая смола елей, из неё потом делают ЖЕВАЧКУ. Думаю еще  и за хорошим куском дерева. Дед был хорошим резчиком по дереву. Я уже писала раньше, что дом и резной забор он сделал своими руками. А на старости, по просьбе соседей вырезал из  дерева ЛОЖКИ  для приготовления ЛОБИО , САКЕПАВИ( лопаточка для рубки вареных стручков молодого  лобио) сделал он и мне , я увезла в Москву,  и теперь принадлежности для приготовления молодого и старого лобио лежат на почётном месте, как память о Несторе - моём дедушке! Также  вырезал КАЛАМИ для АКВАНИ.  Именно для своего хобби и ходил в лес за хорошим куском дерева. Шли мы с дедом в лес по сельской не асфальтированной  дороге вдоль реки КУРЫ (если Кура на 1 уровне, железная дорогая чуть выше на 2 ,то наша дорога параллельно  уже на горе -на 3 уровне. Дорога шла мимо родника, где женщины стирали бельё. А надо сказать, что родник в то время был единственным поставщиком воды в сельские дома Квибиси. Водопровода ещё не было, и за водой ходили с вёдрами. Родник также был  центром общения односельчан. Редкий горожанин не мечтал бы  пить изо дня в день родниковую воду, да еще с гор Бакуриани. В Квибиси много родников. Вдруг дорога оборвалась - тупик. Мы стоим у подножья горы, и начинаем подъем по тропинке. Открытое место закончилось, мы вошли в лес! Дед объяснял мне, как собирать смолу. Вот кто-то построил шалаш, или мальчишки или охотники. Зверья много в лесу, правда нам так и не встретился никто! И вот дед довёл меня до места, из-за которого я и запомнила этот случай. Дошли мы до ЧЁРНОЙ РЕЧКИ. Для  её сдерживания, чтобы она не снесла ж.д.пути там, внизу при сильном паводке , была построена платина -совсем отвесная стена с одной стороны и огромное количество воды - с другой. И вдруг дед решает перейти на ту сторону по тонкому перешейку, частично залитому водой. Деду-то нипочём, я же боялась посмотреть вниз, думала, водой смоет! Душа в пятки уходила, но я перешла!