Фрагменты моего пути

Так-Так
МОИ ИСТОРИИ


О!ОСОЗНАНИЕ!
Вопросы, подобные "А за дальше, что дальше?", как многие дети, в детстве, позже в юности, задавала и я. И как многие дети, я любила играть со словами.
Произношу, к примеру, слово "лёгкий", стремясь ощутить суть этого слова. И в этот же миг замечаю, как, тело теряет вес, на душе становится легко, радостно. Я начинаю подпрыгивать, и чувствую, как быстро обретаю качества теннисного мячика.
Однажды задумалась над словами "стол" и "стул". А почему не "птол", "ктол" или "ктул"? Доразмышлялась до того, что то и другое какое-то время не могла произносить без запинки. Настолько привычные слова показались странными.
То же самое когда-то в юности произошло и со словами "сознание", "подсознание", "осознание", "бессознательное". Термины "сознание", "осознание" и "бессознательное" особого протеста не вызывали. Оно и понятно. Чувствуешь? Значит познаёшь. И в этом случае уместно говорить, что ты живёшь "соЗНАНИЕМ". Того же, чего не чувствуешь, не ощущаешь и познать не можешь. Нет этого самого - "соЗНАНИЕм".
Но порой касание происходит настолько явственно, что впору воскликнуть "Ура! Теперь мы не просто ЗНАЕМ! Мы О!соЗНАЁМ! Будто кто-то когда-то воскликнул: "О! ВСЁ ЗНАЕМ!", но тому, кто слушал, показалось "ОСОЗНАЁМ", да так и пошло.
И, тем не менее, какими бы несуразными ни казались мне эти термины, зачем-то я упорно стремилась понять их суть.
Что же касается термина ПОДСОЗНАНИЕ, то не только когда-то, но и сейчас, что-то во мне протестует, не соглашается, не воспринимает. Ну, разве можем мы сказать, к примеру, ПОДВОСПРИЯТИЕ, ПОДЗНАНИЕ? А вот ПОДСОЗНАНИЕ почему-то говорим и ничего, никто не возмущается.
Но как бы, ни отвергало это слово моё СОЗНАНИЕ, я отлично понимала, что и в данном случае, автор этого, пусть и несуразного термина, стремится мне что-то сказать, делает намёк на что-то очень важное!
И, очень даже может быть, этот человек специально придумал для меня столь несуразный термин, Чтобы моё внимание, желает оно того, или нет, но таки зацепилось бы за эту несуразность! Как сказал мне однажды один знакомый: "Если бы комары не кусались, мы, вряд ли бы, уделяли им столько внимания". Ну, конечно же, этого факта проигнорировать я не могла. А потому продолжала упорно ломать себе голову.
Не давала покоя и распространённая реплика: "Это ВЫ о себе мало что знаете! А вот вашему ПОДСОЗНАНИЮ всегда и доподлинно известно всё!"? Это кто же в нас там такой, что всё о нас знает, а нам ничего не сообщает?! Вообще-то, как я помнила из прочитанных книг, верующие люди эту способность всегда приписывали богу. Но верующие на тот момент авторитетом для меня не являлись, а потому я усердно пыталась понять великих философов и психоаналитиков.
Правда, когда узнавала, что многие из них оказывались верующими, религиозными людьми, испытывала недоумение: как это вдруг, в таких умных людях имеют место пережитки прошлого?!
Но в этом случае обычно я думала так: "Ну, да ладно, бог с ними, с их пережитками, займёмся той стороной их мышления, которая, как мне кажется, не лишена мудрости!"
И всё же! Что же такое ПОДСОЗНАНИЕ?
Может быть, в человеке есть какой-то специальный орган (ну, что-то вроде флешки), куда записывается вся информация о воздействии внешнего мира на тело человека на случай его временной "отлучки"? Мало ли что с человеком приключиться может? К примеру, может от переутомления сознание потерять или горячительных напитков перебрать. Вот в этот-то самый момент, то ли "флешка" эта, то ли все клеточки человеческого организма самостоятельно записывают всё, что с ними происходит! Записывают, записывают, а потом ждут того самого момента, когда человек "придёт в себя" и изучит весь тот материал, что они сохранили для него в своей памяти. Своего рода, автоответчик для человеческого сознания.

Да только вот незадача.
Очнувшись, другими словами, придя в себя, человек, к большому сожалению, вместо того, чтобы заглянуть в "себя" и изучить сохранённую для него информацию, спешит направить всё своё внимание на восприятие окружающего мира. Ведь, как это бывает чаще всего, он даже и не подозревает о том, что сам же является хранителем самой достоверной информации о самом себе! Вот и спешит к другим людям, чтобы именно они рассказали ему о том, что было с ним во время его отсутствия.

А что БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ?
О! Этот, неописуемо огромный, разнообразный мир не просто существует сам по себе! Он касается человека, воздействует на него, изо всех сил стремится привлечь к себе его внимание! Однако, увы, человек не воспринимает, не чувствует, не осознаёт его, словно бы его, этого огромного мира, и не существует вовсе.
О том, что есть и чего не заметил, не почувствовал, а значит, и не осознал человек, ему рассказывают другие люди, книги, фильмы…. Самому же человеку лишь остаётся верить или не верить рассказам очевидцев или содержимому каких-либо авторитетных (возможно, и наоборот) всевозможных источников информации.
Вот тут-то и начинаются проблемы. Ведь кто есть очевидцы? Мы, вы, он, она, они - кто угодно! Но, увы, только не тот, кто называет себя "я".
Однако рассказам очевидцев ведь тоже не всегда доверять можно! Как - никак, любые очевидцы, - это, прежде всего, живые, нормальные люди. А это означает, что, глядя на что-то одно, все они, как чаще всего и бывает, могут воспринимать, это самое "одно", абсолютно по-разному или не замечать вовсе! Ну, и кому, в таком случае, верить?
О человеке, с которым случается обморок, принято говорить, что он потерял сознание, другими словами, потерял связь с окружающим миром, а потому лишён возможности получать знания о самом себе и о том мире, в котором лежит его тело.
И кто же теперь ему скажет достоверно, что всё происходило именно "так, а не иначе!" или, как раз - "совсем не так, а наоборот!"? Это сейчас хорошо, при новой-то технике. Можно на диктофон, телефон, видеокамеру записать и показать, как тому, кто ничего не помнит, так и тем, кто чего-то там недоглядел, а может быть и присочинил во имя какой-то там, собственной выгоды, или от избытка желания быть замеченным.
Можно себе представить, каково же было людям, жившим во времена, когда техники вообще не было. Экстрасенсы что ли проблему решали? Может быть, может быть. Да только и в этом случае возникает одна непонятная "непонятность"! А кто же их, экстрасенсов-то этих, проверит? М-да…. Помните, знакомое всем нам, "А судьи кто?"!
Кстати. Почему-то мы частенько забываем о том, что про того, кто после обморока открывает глаза, обычно почему-то говорим - "в себя пришёл".
Интересно бы узнать! И откуда же это он пришёл?! Вопрос, конечно, интере-е-есный…. Куда ушёл - никто не видел! Но и тот, кто куда-то уходил - сказать тоже ничего не может, потому что ничего не помнит! Во, парадокс!
Ситуация, казалось бы, патовая! Если бы не его величество - СЛУЧАЙ! Да-да! К счастью, случаются всё же с людьми какие-то невероятные, уму непостижимые, истории, которые, хоть в какой-то степени, но иногда позволяют, нам, пытливым существам, проникнуть за завесу великих таинств.

По-настоящему, серьёзно и глубоко задуматься над тем, что есть человек, на самом деле, меня заставило одно печальное событие. Однако именно это печальное событие, больше всего мне хочется называть счастливым случаем!
На заре своей театральной карьеры, во время гастролей из-за проблемы со светом, я упала в оркестровую яму. Упала плашмя. И, естественно, лицом вниз!
Вот тогда-то я и столкнулась с неведомыми для меня, на то время, явлениями, одно из которых, как узнала позже, называется "выходом из тела".
До этого происшествия мне казалось, что в вопросах психологии человека, пусть и не столь глубоко, как это полагается для полноценной, гармонично развитой личности, но я разбираюсь. После этого происшествия я вообще перестала что-либо понимать!

Пока мои, насмерть перепуганные партнёры по сцене, тщетно пытались разглядеть в глубине оркестровки моё распластавшееся, обездвиженное тело, сама я, с преогромным любопытством наблюдала за всем, что происходило со мной и за мечущимися в панике, коллегами откуда-то из-под потолка сцены. Не знаю, почему, но наблюдала я за всем происходящим откуда-то из одной точки, находясь чуть выше потолочных софитов. Увидеть, как лежит моё тело в оркестровке, я не могла. Для этого мне нужно было переместиться к авансцене, чтобы зависнуть прямо над оркестровкой. А так, мне были видны лишь рампа да мечущиеся по сцене люди. Однако изменить своё положение в пространстве я тогда почему-то так и не догадалась. И почему-то, как ни странно, меня на тот момент, в большей степени, интересовали грубейшие нарушения правил безопасности! Кабель к штанкетам крепился не железными скобами, как это полагается, а был привязан полосками лоскутов, сделанных из старого флага. А ведь из-за чьей-то "предприимчивости" и из-за раскалённых софитов всё это хозяйство могло полыхнуть в любой момент. Однако именно эти тряпочки, которых, конечно же, снизу видно не было, и стали позже главной уликой и подтверждением того, что я там действительно побывала и всё это "видела" собственными "глазами"!

Конечно, спасти меня пытались! Едва сами туда, в яму, не попадали! Но!
Прыгнуть вниз, в яму, мои друзья-театралы не могли. Вся яма была заставлена стульями, с перевернутыми вверх тонкими, железными ножками! Сама оркестровка была закрыта на ключ, которого почему-то на вахте не оказалось! А потому пришлось бежать за машинистом сцены, у которого этот ключ был, но сам он почему-то вместо того, чтобы быть на сцене, оказался дома! Так что, к моему счастью, времени в моём распоряжении было предостаточно, чтобы насладиться своими новыми, уникальными возможностями. Невероятно, но упала я в узенькое свободное пространство, как раз туда, где этих опасных ножек не было. А ведь упади я на эти ножки, то меня, скорее всего, и на этом свете уже не было бы. И вот кто бы, в этом случае, рассказывал бы вам эту невероятную историю?!
Кстати, мне тогда действительно крупно повезло. Повреждения были такими, что ЧЕТЫРЕ месяца пребывания на "больничном" я провела в основном на солнечном пляже. Тогда впервые в жизни моё незагорающее тело, наконец-таки, загорело! К тому же я обрела идеальные условия для длительных и глубочайших размышлений на заданную тему.
А ведь вопросов в моей голове на тот момент роилось, пожалуй, даже больше, чем высыпалось искр из моих глаз в момент жёсткого приземления. И все эти вопросы настойчиво требовали скорых, вразумительных ответов. Мало того. Ведь в моей жизни уже случалась пара - тройка невероятных историй. Однако время шло, но понять, что, же это такое было, я к тому времени так и не смогла. И вот на тебе! Ещё одна загадка.
Мало того! История эта приключилась в конце 70-х…. Ни книг нужных…. Ни знающих людей в моём окружении…. Правда теперь в моём распоряжении было максимум свободного времени, минимум хлопот и относительная изоляция от внешней суеты.
Позже сделала для себя ещё одно открытие. Путь к пониманию, конечно же, далеко не прост. Однако передать другому человеку словами свой невероятный опыт, а соответственно и такие же невероятные переживания, бывает, в тысячу раз сложнее.

О, как много в мире слов!.. Но, как мало их оказывается в наличии при попытке объяснить, как может выясниться позднее, самые простые вещи. Да-да, это лишь потом, позже, они покажутся простыми! А до того мгновения, которое мы все называем озарением, будет затрачено ещё немало сил, нервов, времени.
И как важно в этом случае, чтобы один, сделал всё, чтобы его понял другой, но и другой сделал бы всё, чтобы понять первого…. Без этого, взаимного намерения понимания, озарения не случится.
А эта история произошла немного позже. Мне дали в руки "Бхагават Гиту". Предложили на досуге полистать. И на тебе! Едва ли не с первых страниц читаю о том, что "Харе Кришна" мне рекомендуют произносить 108 раз по 108 раз и ещё столько же раз по столько же раз…. Уму непостижимо!

Писать о том, что тогда я подумала по этому поводу, не буду. Скажу только, что это были не очень хорошие мысли. Но это в первый миг. А что ещё может подумать "здравомыслящий" человек по поводу такого предложения?!
Другое дело, далеко не всегда я доверяю, этому самому, своему "здравомыслию", предпочитая на какое-то время притормозить и сделать попытку разобраться.
Кстати, по этому поводу у меня есть неплохое правило: прежде, чем кому-то сказать "дурак", стоит подумать - "не ты ли сам?"
Так было и на этот раз. Сначала я посмеялась, а потом задумалась: "Зачем?! Зачем мне предложена столь нелепая глупость? Ну ведь не для того же, что бы посмеяться надо мной из глубины веков?"

Мой театрик размещался в помещении бывшего бомбоубежища! Чудесное помещение! Из вне - ни звуков, ни света! Полная изоляция!!!
Конечно же, не воспользоваться достоинствами этого помещения я не могла и провела в его, идеальных, по многим параметрам, условиях, немало интересных экспериментов.
Вот и на этот раз. Я не стала спешить крутить пальцем у виска, а осталась на ночь (днём, как правило, полно людей), и проделала, всё, как было написано!
После такой практики мне, конечно же, уже было всё равно, кто и что говорит об этой - то ли формуле, то ли молитве. Ведь тогда я получила для себя главное: опыт, а позже, в совокупности с множеством других практик, определённое понимание.

ТАК-ТАК