Одиночество

Нина Бочкарева
Когда я работала в Совете ветеранов, бабушки рассказывали о своей жизни, о жизни своих знакомых. Как-то разговорились с одной бабулей, и она поведала мне историю своей соседки, которая меня очень тронула, я ее записала.

 Она уже привыкла жить одна. Одиночество ей было на роду написано. Ушел на фронт и не вернулся муж, пропал без вести. На руках остались два маленьких сына. Младшенького  сыночка  муж так и  не увидел. Остались лишь военные фотографии и несколько писем с фронта. Она жила всю жизнь ожиданием. Бывало, что и возвращались мужья, пропавшие без вести. Но он не вернулся, надо было жить, растить детей. Сколько горя и страданий пришлось испытать ей бедной. Если детям погибших отцов давали пособие, им было внимание со стороны властей, то эти дети были «еще неизвестно, где их отец, может к немцам перешел». А она, неграмотная женщина, работала на заводе разнорабочей, стирала людям белье, чтобы хоть как - то прокормить детей. Вырастила худо- бедно.
 
Снова переживание, теперь за детей. Улица их воспитывала, сплошь безотцовщина, мало у кого отцы с войны вернулись. Матери на работе, а дети предоставлены сами себе, вот и попадали в разные истории, за которые отбывали сроки тюремного наказания. Эта участь не миновала и ее сыновей. Сначала попал младший за хулиганство, не успел он вернуться, как старший – за драку. Старший так и сгинул в заключении, вспыльчивый был, может, убил кого там в очередной драке, она мне этого не рассказывала. Только много лет она ездила к нему в тюрьму на свидание, возила передачи. Так и не дождалась его. Остались они с сыном вдвоем. Он вырос красивым, высоким, жених на зависть всем. Она в нем души не чаяла. Он окончил техническое училище и стал работать  монтажником, жизнь налаживалась. Стали хорошо питаться, в доме кое- что появилось из вещей. Сын спортсмен - боксер, ездит по соревнованиям. Но ему захотелось посмотреть мир, и он завербовался в Сибирь на стройку. Она снова ждет, переживает. Нагулялся сынок, вернулся, стал работать шофером, послали на уборочную с колхоз, он возьми да прихвати мешок зерна для хозяев, у которых квартировал. Снова суд, снова тюрьма, снова материнские слезы. Как ее бедное сердце выдержало столько беды. Еще жила она в коммунальной квартире на четверых соседей. Осуждение соседей за непутевых детей, скандалы просто из-за разных мелочей, сделали ее жизнь невыносимой. Но надо жить, научилась защищаться, стоять за себя.

Она была красивой, видной женщиной и естественно находились ухажеры, но не нашелся такой, который бы полюбил ее детей, а так никто не нужен. Так и прожила она одна.
Сын вернулся, устроился на работу, окончил школу мастеров. В дальнейшем он работал старшим машинистом компрессоров на химкомбинате. Познакомился с девушкой, которую любил всю жизнь. У них родились двое сыновей. Но это уже другая история.
Только почему то у нее не сложились отношения с молодой снохой.  Может она ревновала сноху к сыну. Но между тем вся их дальнейшая жизнь проходила рядом, больше- то у нее никого не было, она своих внуков очень любила, помогала смотреть за ними. Но со снохой они жили в непонимании, в постоянной обиде друг на друга. Сын каждый день навещал ее уже старую, помогал ей во всем по первому зову. Под старость лет ей посчастливилось жить в изолированной квартире, правда, в другом городе, куда переехал ее сын с семьей. Куда ж она от сына?

В последние годы ее жизни она все также была одна, были у нее подружки – старушки, которым она жаловалась на здоровье, на свою сноху, которую так и не полюбила, хотя та же сноха ухаживала за ней немощной и обезумевшей в последний год. Сын хотел забрать ее к себе, чтобы она была под присмотром, даже забирал. Но она хотела быть в одиночестве. О чем были ее думки? Вот так и перебирала свою жизнь с детства, которое тоже было не сладким. Деревня, постоянная работа, беспредел «красных», которые отобрали все у них вплоть до юбок, ее побег в город. Счастлива то была совсем немного, пожалуй, когда встретила своего мужа, любила, радовалась, детишки родились. Война всю жизнь сломала, проклятая. Вспоминала, наверное, годы, когда она жила с маленькими детьми, какие они были ласковые и милые, как она их любила. И еще вспоминала она о своих родных сестрах, которых у нее было пять, и все они рано умерли. А она зажилась на этом свете. Так и умерла в одиночестве. Правда перед смертью она покаялась снохе в том, что она обижала ее, прощения попросила.