День здоровья или закрытие гаражного сезона

Вадим Мазитов
Вчерашнее воскресенье начиналось уныло и, казалось, так же скучно обещало закончиться - с украденным из столовой чизбургером и пивом, на кровати перед "ящиком". Зарядивший еще с самого утра мелкий и гадкий дождь вверг меня в состояние полнейшей апатии. Намечавшееся накануне рандеву было мною отменено, поскольку во всех моих членах ощущалась бесконечная вялость, а при мысли о том, что надо будет ехать в город, снимать квартиру ради секса на скорую руку в неотапливаемом помещении, по телу пробегали мурашки, и организм яростно протестовал, грозя опозорить меня преждевременной эякуляцией. Отшив подругу к ее явному неудовольствию, я даже почувствовал себя бодрее и заказал водителю полуторалитровую "банку" "Доброго Афанасия". Впрочем, не хотелось ни есть, ни пить, ни тем более работать. Так, подготавливая себя к тому, чтобы бездарно разменять единственный выходной, превратив его в День Здоровья, я незаметно приблизился ко времени обеда.

Завернув чизбургер в салфетку и пожевав вареной свеклы без всякого аппетита, я  убежал чуть ли не бегом в свою комнату, включил телевизор и рухнул на койку. Афганистан снова бомбили, а Бен Ладен по-прежнему не ловился. Движимый неясным предчувствием, я не долежал положенного часа до 13.00 и спустился в кабинет, где был сходу встречен бодрой телефонной трелью. Увидев на табло номер КПП, трубу взял сразу, не опасаясь подвоха со стороны любимого начальства и уже предчувствуя, что Дню Здоровья по всей вероятности не суждено было сбыться.

Опуская за ненадобностью скучные подробности покупки водки и закуски на базаре, перехожу к живописанию процесса. Повода, как это случается у нас по большей части, не было. То есть он как бы был, но настолько ничтожен в общечеловеческом масштабе, что даже говорить о нем не хотелось бы. И все же придется сказать, так как в сущности именно вокруг этого обстоятельства закрутилась вся интрига.

Товарищ достал с ведро белужьих хрящей... Я бы сразу хотел здесь оговориться, как бы предваряя иронию проницательного читателя, зажравшегося деликатесами в постсоветский период и забывшего вкус простой ливерной колбасы, гимн которой недавно блистательно пропел мой коллега Сергей Козлов, знающий не понаслышке толк в колбасных обрезках. Так вот о хрящах белужьих. Это - нежнейший и исключительно питательный, богатый белками продукт, представляющий собой фрагменты спинного хребта и головы рыбы. Поскольку рыба эта не простая, а принадлежит к семейству осетровых, то даже ее самые неблагородные части тела обладают необыкновенным вкусом и неизменно слывут среди гурманов великолепной закуской к водке. Не будучи избалован красной рыбой (названной так вероятно по традиции делить всех на белых, т.е плохих и красных - хороших, сохранившейся со времен, блистательно описанных в "Белом солнце пустыни"), я тем не менее уже имел представление о хрящах, отведав однажды вкуснейшую солянку в гостях у местного водителя. Однако мое первое впечатление было ничто в сравнении с тем, что мне предстояло увидеть на этот раз.

Прибыли мы во-время. Издалека увидели условный знак - старый УАЗик, который хозяин традиционно выгонял, освобождая гараж под банкетный зал. Редко используемый по прямому назначению в силу своей старости и вечной нетрезвости хозяина, он стоял подобно памятнику султану Бейбарсу перед местным Белым Домом. Народ уже закончил бутылку Banker's Classic и в ожидании нужной кондиции хрящей забивал "козла". Нашему приезду были очень рады, даже несмотря на то, что мы ослушались и вместо заказанного "банкира" взяли "акку". Но в главном мы не промахнулись, и в итоге нам шестерым противостояли шесть пузырей водки - идеальная пропорция для ужина в условиях гаража. Казан уже источал обманчивый запах рыбы, и родственник хозяина гаража, матерый местный бракаш (браконьер) суетливо бегал к нему, проверяя готовность блюда. Было принято коллегиальное решение на основе консенсуса, чтобы начать под привезенные нами колбасу и копченую грудинку.

Хочу заметить, что казахи, которых я знаю, с удовольствием уплетают свинину во всех ее проявлениях, что автоматически причисляет их к лагерю противников Бен Ладена и борцов с международным терроризмом. Сочинская колбаска с большими вкраплениями шпика тоже была свежа и необыкновенна хороша. Мы выпили, закусили, но в гараже было довольно холодно, и для веселого разговора требовался основательный разогрев. И тут к столу были поданы хрящи...

Я ожидал увидеть знакомую мне солянку с мелкими кусочками нежных белужьих хрящей. То, что я увидел, на самом деле скорее напоминало скелеты ящеров и динозавров в палеонтологическом музее. Осмотрев горячее блюдо, вся компания враз развеселилась. Вид абсолютно голых хрящей, без малейших остатков рыбьего мяса поразил видавших виды местных товарищей, знающих толк в рыбе. Мы дружно хохотали, подкалывая хозяина гаража, намекая, что он, вероятно, добыл этот продукт на помойке АО "Атыраубалык". Товарищ пытался оправдываться, объясняя, что жена обрезала все мясо с хрящей, но компания настаивала, что так тщательно обработать их могли лишь голодные помойные коты. Накануне он основательно засолил хрящи, высыпав на них пачку столовой соли, поэтому, даже несмотря на то, что варились они с картошкой, которая взяла в себя соль, консистенция ее была такой, что перебивала все остальные вкусовые ощущения. Все новые порции горячих, пышущих паром хрящей подавались на стол, водка текла рекой, а из проезжавших мимо машин на нас таращились водители и пассажиры и завидовали этому пиршеству, наивно принимая гигантские хрящи за остатки от поедаемой нашим коллективом целой рыбы... И тогда, взяв тост, поднявшись за столом, на котором возвышались горки хрящей, обдавая нас горячим паром, я назвал это "пиром бомжей". Народ упал. Чуть не катались по полу гаража, давясь от смеха.

Ночью мне приснилась охота древних людей на мамонта, в которой я принимал живейшее участие. Забив животное, бригада зацепила его тросом и потащила УАЗиком разделывать в гараж. При готовке на вертеле тушка мамонта сильно ужарилась до размеров барана. Мне достался кусок от хвоста, и я даже расстроился, потому что пришлось долго повозиться, чтобы отделить мясо и не подавиться костями, которые на удивление оказались ... рыбьими.   

Проснувшись, я выпил литр минералки, мучимый страшной жаждой. Зато на утро следов похмелья не было никаких.

Атырау, 2003