А у нас девочка 19 Продолжение

Самуил Минькин
 Азриэли центр.

 Гриша  и  Катя  направились  к  плакату.  Плакат  держал  пожилой  мужчина,  в  лёгком  светлом  костюме   в  открытых  сандалиях  на  босу  ногу  с  кипой  на   голове.
Катя,  волновалась,  рассматривала  мужчину  и  сразу  подумала: 
- Это  мой  отец?  Но  почему  он  в  кипе?   Он,  что  в  Израиле  стал  религиозным? Катя   шла  за  Гришей, тащила  свой  чемодан  на  колёсиках.  Отец  с  Гришей  обнялись,  расцеловались,  затем  Гриша  поцеловался  с  женщиной,  лет   тридцати  пяти.  Катя  остановилась,  от  волнения  по  всему  телу  пробегала  дрожь: 
- Так  вот  он,  каков  мой  отец, - Катя  стояла  в  стороне,  как  будто   её  никто  не  ожидал,  и  ею  никто  не  интересовался.
Отец  стал  смотреть  по  сторонам,  разглядел  Катю,  нерешительно  стоящую  в  стороне,  подошёл  и подал  ей  руку  и  взволнованно  сказал:
- Это  Катя,  как,   Ты,   похожа  на  Соню, - затем  обращаясь  к  Грише,  сказал, - с    её  мамой  я  много  лет   вместе  работал  в  институте.   Софья  Григорьевн  была  замечательная  женщина:  умница,  трудолюбивая,   высоконравственная.   Неожиданно  уволилась  и  не  оставила  никаких  следов.   Если  бы  я  только  знал,  что  у  меня  есть  дочь?  Катенька,  прости  мне,   виноват   я  перед  тобой.
- Вы,  ни  сколько  не  виноваты,  Вы,  ничего  не  знали   о  моём  существовании.  Вот  я  очень  рада,   что  нашла   вас,  и  мы  встретились, - старалась  оправдать  отца  Катя.
- У  нас  ещё  будет  много  времени поговорить, а  вот  это   моя  младшая  дочь  Оля        - сказал  отец,   указывая  на  женщину,  стоявшую  рядом, - теперь  поехали  домой.

    На  автомобильной  стоянке  подошли  к  новенькой  иномарке   SUBARI,   Оля   села  за  руль,   включила  кондиционер,  приятная  прохлада   стала   растекаться  по  салону.
- Когда  мне  сообщили,  что  у  меня  появилась  дочь   восемнадцати  лет,  я  был  в  шоке, - сказал  отец,- я   стал  перебирать  в  уме,  как  это  могло   так  случиться?  И  если  имеется  ребёнок,  то  только  от  Сони.   Твоя  мама  была  очень  одинока,  и  очень  хотела  иметь  ребёнка – продолжателя  своего  рода.  После  того,  как  наша  связь  с  ней  прервалась,  она  уволилась  с  института.  Я  пытался  её  найти,  но  мне  сказали,  что  она  поменяла  место  жительства  и  уехала  жить  в  Москву.  Теперь  мне  понятно,  она  не  хотела  меня  ничем  обременять. 
- А  у,  Вас,  есть   фотография   моей   мамы?
- Во-первых, не  называй  меня  на  «ВЫ» у  евреев  даже  к  Господу  Богу  обращаются  на  «ТЫ»,  и  хочу,  чтобы  наши  отношения  были   более   доверительными.  На  счёт  фотографий  не  знаю,  может   быть  на  общих,  где  ни  будь  и  есть.
- У  меня  ещё  проблема;  мне  нужно  найти  место   захоронения  мамы.
После  этих  слов,  все    в  машине  замолчали,  не  зная,  что  сказать  на  этот  вопрос.

    Отец,  прервал  молчание,  и  обратился  к  Грише:
- Гриша,  а  ты  знаешь,  почему  тебе  дали  это  имя?
- Знаю  дед,  у  тебя  был  дядька  военный  начальник,  который  геройски  погиб  на  фронте,  и  который  тебя  очень  любил.
- И  не  только  дядька  Гирсл.  Когда,  Ты,  родился,  то  Софья  Григорьевна  радовалась  за  меня,  что  у  меня  появился  первый  внук,  и  говорила,  что  если  бы она  родила  мальчика,  то  назвала  бы  его  Гришей,  а  девочку  Ривой.  Её  воспитывали  дедушка  с  бабушкой,  родителей  она  своих  не  помнила  и  с  детства  очень  хотела  иметь   маму  и  папу.  Вот  я  и  предложил  твоим  родителям  это  имя.  Им  понравилось  это  имя,   кто-то  произнёс  Григорий  Победоносец,  и  все  согласились,  что  это   истинно  мужское   имя.  Кто  же  тебе  дал  имя  Катя?
- Я  потом  вам  всё  расскажу.
- Снова   «Вам».

      Машина  въехала   в  один  из  приморских  городов,  застроенного  современными,  красивыми  многоэтажными  домами  на  стоянку   к  одному  из   домов.  Сразу  было  видно,  что  дом  ухожен,  огорожен  невысоким  белым  пластиком,  где  были  разбиты  клумбы  с  цветами,  лужайки  с  зелёной  подстриженной  травой,  подстриженные  кустарники,  посажены  были  папоротники  и  молодые   деревца.  Первый  этаж  состоял  из  бытовых  помещений.  Входная  дверь  в  просторное  фае,  была  закрыта   кодовым  замком.  Внутри  фае,   стояли  пластиковые  кадки  с  фикусами   и  папоротниками,  против  дверей  лифта  на  стене   было  установлено большое  зеркало.    Кате  не  ожидала,  чтобы  в  обыкновенном  жилом  доме  существовал  такой  порядок, она  спросила:
- Кто  же  это  в  вашем  доме  наводит   такую  красоту?
- Есть  тут  у  нас   один   пенсионер  любитель  из  России, - ответила  Оля, - за  мизерную   оплату.
- Так  уж  и  за  мизерную  оплату,   вполне  достаточно, - сказал  отец.  Моральное  удовлетворение  стоит  на  много  дороже.
- Пап,  так  это,  Ты?  Воскликнула  Катя,  и  сама  испугалась  своей  несдержанности.
- Да,  это  я  стараюсь  дочка, вот  видишь,  и  тебе  нравится,  для  меня  это  много  значит,  что   тебе  понравилось,  и  многим    эта   моя  работа  нравится.

     Поднявшись  на  лифте   на  третий  этаж,   в  салоне   квартиры  уже  стоял   раздвинутый  стол,  уставленный  праздничной  трапезой,  вокруг  которого  хлопотали  молодой  мужчина  и  пожилая  женщина. Мужчина  оказался  Олин  муж,  а  женщина  его  мать – свекровь,  которая  из  любопытства   пришла  посмотреть  на  гостью.  За  столом  сидели  ещё  два   мальчика  лет  десяти   Шай,  и  лет  восьми   Эли.  Они  между  собой  разговаривали  на  иврите. 
- Сабо (дедушка), - обратился  к  отцу  Шай,  с  акцентом  растягивая  слова, - а  кто  нам   будет  Катя?
- Катя,  моя  дочка,  а  вам  будет  родная  тётя, - сказал  отец  и  добавил,- это  моя  гордость,  моё  молодое  поколение  израильтян  на  этой  земле.
- С  каждым  днём  узнаю,  что  число  моих  близких  родственников  увеличивается,  а  недавно  я переживала,  что одинока, - сказала  Катя, - а  по  линии  мамы  нет  никого.
 После  обеда  всех  интересовал   один  вопрос,  как   так  случилось,  что  у  Владимира  Израилевича   вдруг  неожиданно  появилась   такая  замечательная  дочь?   Когда  Катя   рассказала,   всё  что  она  знала  про  себя,   свекровь   воскликнула:
- Какое  огромное  счастье,   Володя,  что  у  тебя,  вдруг  нежданно,  негаданно   вдруг  появилась  родная  дочь,  и  такая  умница  и  красавица.
- Сколько  планируете  вы  у  нас  здесь  побыть? - обращаясь  к  Грише,  спросил  отец.
- Билеты  у  нас  на  месяц.
- Оля, - обратился  отец  к  дочке, - нужно  ми  спланировать,  чтобы  они  эффективно  провели  время  здесь  в  Израиле.  Обязательно  Мертвое  море,  Эйлат,  Иерусалим.   Обязательно  нужно  побывать  на  Севере  страны.  Нужно  приобрести  им  экскурсии.
 
     Остаток  дня  провели  в  разговорах   и  воспоминаниях,  разглядывали  семейные  альбомы.  Отец  пытался  найти  фотографию,  где  бы  была  Катина   мама.  Наконец  он  нашел   общую  фотографию,  где  было  человек  тридцать  работников  института,  где  Софья   Григорьевна,  из-за  своей  скромности  стояла  где-то  в  самом  конце.  Хорошо  разглядеть   не  было  никакой  возможности,  только  виден  был   силуэт,  что  стоит  худенькая  женщина,  угадывались    правильные  черты  лица.   Катя  долго  всматривалась  в  свою   родную  маму,  это  была  первая   фотография,  где   хоть  что-то   можно  было  увидеть.

    Вечером  решили  прогуляться  по  вечернему   городу.   Это южный  город,  на  берегу  моря,   напоминал   курортный  город,  где  в  центре  множество   ресторанчиков,  которые   готовились  приёму   вечерних   посетителей,  гостиницы   вдоль  моря  заполнены  иностранными  туристами.  Везде  была  слышна  русская   речь.   Прогулявшись  вдоль   моря,  вернулись  к  своему  дому.  Отец  поздоровался  с  соседями,  сидевшими  на  лавочке,  которые  поздравили  его  с  приездом  гостей.   Сидевшие   соседи  на  соседней  лавочке,   так  же  разговаривали  по-русски.
- У  меня  складывается  впечатление,   - сказал  Гриша, -  что  я  попал  не  в  другую   страну, а   приехал  русский,   приморский   город.   В  Италии   за  три  месяца  я  не  слышал  ни  одного  русского  слова.
- А  как  же  ты  общался? – спросила  Катя.
- На  английском,  все  на  английском.
- Вечерами  перед  сном,  здесь  на  лавочках  собираются  в  основном   наши  русские  репатрианты,- объяснил  отец, - делятся  впечатлениями,  рассказывают  истории,  происходившие  с  ними  там  в  России.  Ведь  у  людей  моего  поколения,  основная  жизнь  прошла  там.

     В  четырёхкомнатной  квартире,  где  жил  отец,  на  ночлег  разместились  так: 
Грише  поставили  раскладушку  в  комнате  отца,  Кате  постелили  в  салоне  на  диване.   Когда  Катя  утром  проснулась,  было  прекрасное  солнечное   утро.   Оля  с  мужем  завтракали,  спешили  на  работу.
- Катюша,  садись  завтракать,  попить  чайку, - сказала  Оля.
- А  где   остальные;   Гриша,  отец? – спросила   Катя.
- Гриша  ещё  спит,  а  отец  работает   около  дома.
- Пойду,  посмотрю.
Отец  подметал  территорию  вокруг  дома.  У  Кати   что-то  защемило  в  груди,  что  её  отцу,  старику  кандидату  технических  наук,  приходится  выполнять   унизительную  работу.  Она  не  могла  подумать,  что  здесь  в  Израиле  она  его  увидит  с  метёлкой.
- Здравствуй, - с  хмурым  лицом  сказала  Катя, - дай  мне  метёлку, я   буду  мести.
- Добро  утро  доченька,  я  эту  метёлку  никому  не  дам,  я  целый   год  добивался,  пока  я  её  получил  в  руки.
- А  твой  статус  тебя  не  угнетает,  что  ты  кандидат  наук   ходишь  с  метлой?
- Нисколько,  как  специалист и  по  возрасту  я  здесь  не  востребован,  я  получаю  пособие  по  старости,  и  имею  право   подрабатывать.  Чем  сидеть  дома  и  бездельничать,  полезнее   для  здоровья   утром   поработать  физически.  Я  не  барских  кровей,  а  местечковый  парень.  У  нас  был  большой  огород,  держали  корову,  гусей,  курей.  Всё  выполняли  своими  руками,  я  привык  к  земле,  и  мне  это  не  в тягость,  а   удовольствие.  Раз  проснулась,  сейчас  кончаю,  идём  завтракать.
После  завтрака  пойдём  на  море,   у  нас  сейчас  замечательный  бархатный  сезон.
Не  жарко,  тёплое  тихое  море,  много  овощей  и  фруктов.  Ты  была, когда на  море?
- Нет,  я  никогда  море  не  видела.
- Вот  и  ладненько,  сегодня  после  завтрака  и  сходим.

    Море  произвело  на  Катю  огромное  впечатление.   Огромный  водный  простор,  на  песчаный  берег  накатываются  небольшие  волны,  сразу  захотелось  сбросить  обувь  и  пробежаться  по  кромке  воды.  На  пляжном  щите  было  указано  температура  воздуха и температура  воды  28  градусов. А  это  были  уже  последние  дни  сентября.
На  пляже  установлена  будка,  где  находятся  спасатели.  И Катя  задала  себе  вопрос: - Почему  у  нас  на  Волге,  на  пляже  нет  спасателей,  и  каждый  год  тонут  люди?
Тёплые  воды  Средиземноморья,  ласкали  тела  Кати  и  Гриши,   морское  купание  представляло  огромное  блаженство.  Вода  была  хрустально  чистая, не  хотелось  выходить  из  воды.   Катя  наблюдала  за  отцом,  который  в  свои  семьдесят  лет  был  хорошо   сложен,   загоревший,  на  южном  солнце, легко  плавал  брасом  и  кролем.
- Дед,  ты  здорово  плаваешь. – похвалил  Гриша.
- Так  я  же  в  студенческие  годы  участвовал  в  соревнованиях  по  плаванью,  у  меня  был  первый  разряд.  Ты,  же  знаешь,  мы  ходили  с  тобой  на  Волгу  купаться.
- В  море  всегда  вода  такая  чистая?  Не  сравнить  с  Волгой, - спросила   Катя.
- Нет,  бывает  грязная,  плавают  нейлоны.  Зависит  от  морского  течения.  Я  почти  круглый  год  купаюсь  ежедневно.   Летом  в  августе  температура  воды   поднимается  до  30  градусов,  зимой  в  феврале  падает  до  16 – 17  градусов.   У  нас  здесь  хорошие  раздевалки  и  туалеты,  постоянно  убираются.   На  пляже  была  чистота  и  порядок,  стояли  стопками  пластиковые  лежаки  и  стулья.   Посетители  брали   лежаки,  и  стулья  пользовались  ими, некоторые  ставили  на  место,  а  некоторые  бросали   и  уходили.  Рабочие  пляжа  собирали  и  складывали   снова  в  стопки.
- Кто  же  всё   это  оплачивает  здесь  на  пляже? – спросил  Гриша.
- Всё  это   входит  в  бюджет  арии  города,  каждый  житель  платит  арнону (налог  на  благоустройство  города),  кроме  нас  пенсионеров,  получающих  социальную  надбавку  к  пособию  по  старости, - ответил  отец.

    Возвращаясь,   домой   отец    рассказал,   что  работая  дворником,  он  в  год  подрабатывает  до  трёх  тысяч   долларов,  он  эти  деньги  собирает  для  личных  целей,   и  каждый  год   имеет  возможность   съездить,   куда  ни - будь,   в  Европу,  или  отдохнуть   здесь  в  Израиле,  где  много  есть  замечательных  мест.  Полтора – два   часа,  которые  он  ежедневно  работает  в  своём  доме,   не  представляют  ему   большого   труда,   а  даже   наоборот  он  испытывает  удовлетворение  особенно,  когда  жильцы   его  благодарят  и   хвалят.
- Дед,  а  заем,  Ты,  стал  носить  кипу,   раньше  не  носил  её? – спросил  Гриша.
- Я  родился   в  еврейской  семье,   где    материнская  линия,  была  из  духовного  сословия.   Моя  мама  соблюдала  еврейские  традиции,  даже  в  самые  трудные  сталинские  времена,  когда  были  закрыты  все  церкви  и  синагоги.  Даже  зарезать  курицу  к  еврейскому  празднику,  подпольно  ходила  к  резнику.   Отец  был  столяром,  он  мог  выполнять  все  строительные  работы.   Он  до  революции  окончил  четыре  класс  хедера,  и  учился  в  ешиботе  (высшая  религиозная  школа).  Даже  в  трудные  времена  по  субботам вечером  набрасывал  талес  (еврейское молитвенное облачение),   читал  молитвенник.  После  войны,  когда  разрешили  открыть  миньян (молельный  дом),   он  по  субботам  и  праздникам  ходил  молиться.   Он  постоянно  ходил в   кипе.  Я  никогда  не  был   религиозным,  да  и  сейчас  я  не  ортодокс,  Но  здесь  у  меня  появилась  возможность,  начать  познавать   духовную  жизнь   моего  народа,  я  увидел,  что  в  нашей  религии  есть  много  рационального,  поучительного,  человечного. Обзавёлся  литературой,   посещаю  лекции.  Живу  теперь  в  своём  государстве,  среди  своего  народа.  Зная  свои  корни,  своё  происхождение,   и  что  все  это  мне  дорого,  стал  носить   кипу. 

    Катя  слушала  отца  и  думала,   что   вот  он   рос  и  воспитывался  в  своей  среде,  у  него  вои   убеждения  и  приоритеты,  а  как   быть   ей,  если  она  была  оторвана  от  своего  племени,   и   очень  любит  своих  приёмных  родителей; мать   и  отца?  И  родной  отец   её   тоже   достойный  человек,  и  он  ей  нравится.   Катя  чувствовала,  что  с  отцом  у  неё  ещё  будет  серьёзный  разговор,  он   здесь   стал  интересоваться  религией.   И  соответственно  его  будет  интересовать  её  дальнейшая    судьба,  о  том,   чтобы  она    приняла  правильное  решение   относительно  своих  корней,  и  месте  проживания.  Отец  дорожит  своим  национальным  происхождением,  иначе,  зачем  ему   нужно  было репатриироваться  в  Израиль.

    После  обеда  зашла  соседка,  и  по  акценту  разговора  сразу  стало  понятно,  что  это  репатриантка  из   Кавказа.  Поздоровавшись,  она  стала  говорить:
- Володя,  извини,  что  я  к  вам  ворвалась  без  приглашения,  я  слышала,  что  к  тебе  приехала  гостья  очень  красивая.   Можно  с  ней  познакомиться?
- Заходи,  Зина,   ты   же  знаешь,  что  мы  всегда  рады  гостям.
- Вот  это  твоя  дочка,  дай  Бог   ей  здоровья  и  долгих  лет  жизни,  Какая  она  хорошенькая   и  красивая.   Володя,   а  мой   Гера,   дай  Бог  ему  здоровья  уже  ему   28  лет   никак  не  может  найти  себе  невесту.   Какой  парень  мой   Гера,   высокий  красавец  послушный,   только  меня  не  слушается.   Сколько  я  слёз  пролила?  Когда  его  призвали   в  армию,   я  его  просила:
- Гера,  ну  зачем  тебе  десантные  войска,  зачем  тебе  прыгать  с  парашютом?  Зачем  тебе  горячие  точки?  Нет,  он  хотел  только  в  десантные  войска.  Три  года   я  Бога  молила,   чтобы  с  ним  ничего  не  случилось.  Наконец  он  демобилизовался,  я  была  самая  счастливая   мама,  что  кончилась  его   служба.  И  что   вы  думаете,  он   пошёл  учиться  в  училище  и  снова  на  десантника.   Теперь  он   офицер  десантник.   Ну  что  мне  делать?

   Зина,  Гера  хороший   у  тебя   парень;  приветливый,  уважительный,   добрый,         
- сказал   отец,  -  я  бы   хотел  иметь   себе  такого  зятя,  этот  сможет   защитить   и  себя  и  свою   семью. 
- Володя   не  то  слово,   он  будет  носить  свою  жену  на  руках,   как  он  носит  меня.   Когда  я  начиню  ему  говорить    про  десантные  войска,   он  берёт  меня  на  руки, носит  по  квартире  и  говорит:  -  Дорогая  мамочка  за  меня  не  беспокойся,  со  мной  всегда  будет  всё  хорошо.  Зато  я  чувствую  себя  достойно,  что  не  прячусь   за  чужие  спины.  А  моя  малышка  Симха  (радость),  кончила   школу,  и  тоже   напросилась   в  десантные  войска.  Так   вы   представляете,  теперь  у  меня   дома   два   десантника.
Обращаясь  к  Кате,  Зина   сказала:
- Катенька,   заходи   к  нам  в  гости,  дверь  напротив,  будем  рады.  В  пятницу  Симха приедет  на  побывку,  познакомитесь,   будет  тебе  подружка.

  Когда  Оля  пришла  с  работы,  то  заявила,  что  на  завтрашний  день  ей   нужно  ехать  в  Тель-Авив   по  работе,   и  берёт  с  собой  Гришу  и  Катю,  а  если  дед  хочет,  то  может  тоже  с  ними  поехать.  Экскурсоводом  она  буде  сама,  выезд  в  7  утра.   Заехав  в  город,  на  Катю  и  Гришу   дохнуло   огромным  городом.  По  рассказам  Оли  город  Тель-Авив  переводится с иврита как «холм возрождения» или «холм весны»,  и   скоро  исполнится  ему 100  лет,    население  его  составляет   более  1,5  миллиона  человек.  Тель-Авив — культурная и экономическая столица Израиля.  Вначале  Оля  подъехала  к  красивому  зданию  электрической  компании  хеврато  хашмать,  где  у  неё  были  дела.  Когда  она  вышла, Олю  попросили  подъехать   к  видневшимся   трём  небоскрёбам,  которые  видны  с  любой  точки  города  - Азриэли-центрам,   канадского предпринимателя израильского происхождения Давида Азриэли,  имеющие  форму  в  основании  геометрических  фигур.   Кроме трёх башен, в комплекс входит большой торговый центр у их основания.  Круглая башня, самая высокая из трёх и самое высокое здание в Тель-Авиве, насчитывает 49 этажей и имеет высоту 187 м. Наверху находятся закрытая смотровая площадка и ресторан. Погода  была  отличная,  и  со  смотровой  площадки  видна  была  вся круговая панорама  Тель-Авива,  и  его  окрестности,  а  также  морское  побережье,  панорама  хорошо  просматривалось.  Оля  познакомила  гостей с  районами  города.   
Спустившись  на  скоростном  лифте,  отправились  в  центр  города.  Центр города старая его часть  застроена небольшими 3-х и 4-х этажными домами   застраивался   в 30-е годы, когда в Палестину эмигрировали  евреи из нацистской Германии. Немецкие архитекторы  строили  по  европейскому  типу  и  отличались  от традиционного арабского стиля, что и сделало его таким популярным. В условия израильского климата эта  архитектура  не  ужилась. И теперь практически невозможно встретить не перестроенные дома  того времени.   Деловая
Гостиница Шератон и Алмазная биржа.     часть города, застроена многоэтажными
                офисами и шикарными магазинами  ведущих фирм мира. Особенно выделяется комплекс высотных зданий "Алмазной биржи". 
Приехав на биржу, сходили в музей, нам  рассказали про то, как делают из алмазов бриллианты.    Израильские фабрики по обработке алмазов, расположенные в зданиях бриллиантовой биржи, считаются лучшими в мире, снабжены суперсовременной техникой, используют передовые технологии, большинство которых разработаны в самом Израиле. Около половины бриллиантов ювелирного высочайшего  качества в мире, поступают из фабрик бриллиантовой биржи Израиля.  После чего пошли  в магазин, где можно было купить украшения из бриллиантов, но цены такие,   что  даже  со  скидкой,  ограничились  только  разглядыванием  витрин. 
      Одна  из  центральных  улиц  Алленби. Куда  приехали  наши  туристы,  эта уютная   и в то же время оживленная улица  легендарного британского генерала Эдмунда Алленби. Алленби — улица простого люда и торговцев. По обеим ее сторонам расположены десятки дешевых общедоступных ресторанчиков, кафе и закусочных. В ювелирных магазинах можно купить не только уникальные украшения из золота, серебра и других благородных металлов ручной работы,  но  и дешевенькие подделки,  не  уступающие оригиналу.  Пешеходную зону  можно назвать тель-авивским Арбатом. Это своеобразный музей под открытым небом, выставка изысканных работ. По пятницам на этой улице играют музыканты, в репертуаре которых наряду с классикой мексиканская, негритянская, джазовая музыка.  С начала 90-х улица Алленби превратилась в одно из самых «обрусевших» мест в Израиле: почти во всех магазинах ценники дублируются по-русски, официанты, продавцы, экскурсоводы изъясняются на русском языке.

Побывали  на   рынке  Кармель  в Йеменском квартале  Тель-Авива — это один из самых больших базаров под открытым небом на Ближнем Востоке. Купить здесь можно   не  только овощи и фрукты, мясо и рыбу, но и обувь, одежду, одеяла, скатерти, косметику, книги, электротовары.   Обилие  овощей  и  фруктов  поражает  воображение,  огромное  количество  экзотических    фруктов  и  овощей.   Сюда привозят продукты фермеры, владельцы небольших птицефабрик, рыбаки и т.п. Цены на рынке существенно ниже, чем в магазинах (притом  же качестве). Крики  продавцов,  на   иврите  призывающие   покупать  их  продукцию.   К концу дня цены падают.    В  это  время  на  рынок   приходят  малообеспеченные пожилые   люди,  много  репатриантов  из  России.  Катя  и  Гриша  впервые  были  на   восточном  базаре,  где  можно  самому  копаться  и  выбирать  из  наложенных  в  большие  лотки   овощей  и  фруктов,    выбирая  себе  всё  то,   что   тебе  нравится.

      Оля  предложила  съездить  в  район  Яффо,  откуда  начинался   строиться  Тель-Авив.    Яффо  в  переводе  из  иврита – «красивая».  Один из главных  портов древнего Израиля и один из древнейших городов мира. Именно сюда приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим.  Именно отсюда началось и возвращение евреев в Израиль.  Вся  группа  бродила  по-старому  Яффо,  который полон  очарования старины и средневековой архитектуры, восточного колорита.
Порт Яффо сейчас не имеет ни делового, ни коммерческого значения. Но в порту царит своя деятельная жизнь: снуют лодки, пассажирские катера, приветливо распахнуты двери кафе и рыбных ресторанов.      Вдоль центральной улицы города — Яффо, тянется целая череда достопримечательностей — площадь Давидки (Кикар а-Херут) главный рынок города — "Махане Иегуда", крупнейший концертный зал — Биньяней а'Ума (Дворец Нации), мемориал Алленби, синагога "Часовой башни" (1906 г.) и живописный квартал ортодоксальных иудеев Меа Шеарим ("сто ворот").     Старая Яффа  давно  слилась с Тель-Авивом в один мегаполис и сейчас превращена в большой туристический и художественный центр с многочисленными ресторанами, галереями, мастерскими, блошиными рынками, салонами, музеями. Основное население здесь тоже своеобразно — художники, музыканты, скульпторы и другие люди "творческих специальностей". По старым улочкам Яффы можно бродить бесконечно, на каждом повороте и у каждого дома открывая для себя что-то новое. Интересны яффский театр "Ха-Симта" (Переулок), Музей древностей Тель-Авива-Яффы и Музей истории Тель-Авива-Яффы, театр "Гешер". В  зале "Нога" (здесь играют на русском языке), салон скульптур Франка Мейслера, подземный археологический музей на площади Кдумим или русскоязычная дискотека "Мегаполис". В старом Яффо много художественных галерей и магазинчиков, чем-то  похожа  на  Арбат,  только  с  южным  колоритом.

   Оля  оказалась  эрудированным  гидом,  рассказывала  про   достопримечательности.  Отец,  который  здесь  уже  побывал,   дополнял  экскурсию   историческими  и   библейскими  историями.  По-видимому,   отец   не  терял  зря  время   в  Израиле,  а  серьёзно  занимался  языком,  интересовался  еврейкой  историей  и   библией, свободно  говорил  и  читал   на  иврите.  Катя  приглядывалась   к  отцу:   внимательный,  услужливый,   он  на  плече  носил   борсетку,   из  которой  иногда  вытаскивал  блокнот  в  твёрдом  переплёте  и  что-то  записывал.  Катя  видела,  что  все   особенно   заботливо   относятся  к  ней,  ей  стало  неудобно,   что  её   девчонку   усадили  на  переднее  сидение,   а  её  отец,  пожилой  человек  ютится  на  заднем   сидении.  В  очередной  раз,  усаживаясь  в  машину, Катя,  обращаясь  к  отцу,  сказала:
- Садитесь  впереди,  мне  неудобно,   когда  вы  сидите   сзади.
- Ты,  что  дочка,  такой  гость  у  нас,   да  ведь  всю  эту  экскурсию   затеяли  для  вас  гостей,  но,  Ты,  как  женщина  тебе  предпочтение.  Надо  себя  любить,   стараться  пользоваться  своим  предпочтением,  иначе  наглецы   затолкают.  Я  уже   тебя  предупреждал   не  Вы,   а  Ты,   я  твой  отец.  Даже   не  вздумай  усаживать,  мня   впереди,   ведь  я  имею  возможность  любоваться  тобой.  Скажи  лучше,   Ты,  уже  наверно  устала  от  экскурсии?
- Нисколечко,  я  ведь  молодая.
    Проходя   мимо  кладбища,  где  был  идеальный  порядок,  Катя,    глубоко  вздохнув,   подумала:
- А   место   захоронение  моей  мамы   неизвестно,  там  наверно   всё  запущено,  надо  обязательно  найти,  и  поставить  памятник,  кроме  меня   она  никому  не  нужна.      
 Затем  зашли  в  небольшое  приморское  кафе,  где  заказали  по  бутерброду   и  чашечке   кофе.   Перед  поездкой  домой,  так  как  все   уже  немного  устали,  Оля предложила   побывать  на  Тель-Авивском   пляже.

   Набережная Тель-Авива, это  улица Герберт Самуэль –которая тянется по всей  длине   прибрежной  полосы  и  граничит с одной стороны с пляжами, а с другой с вереницей отелей. Улица  Герберт Самуэль, на которой расположились все крупные отели города,  застроена дорогими гостиницами, часто именно она считается лицом города.   Рестораны, кафе, бары, пабы, а так же ночные клубы на любой вкус, на набережной,  открыты в любое время суток, даже в традиционные выходные дни.   Великолепные пляжи Тель-Авива тянутся вдоль морской границы города  с  севера  на  юг   около   тринадцати  километров,  и  их  насчитывается  их  более  десяти.  На каждом из многочисленных пляжей  города можно увидеть различный контингент посетителей.   Фришман – пляж  любимый, как Израильтянами, так и туристами. Попасть на этот пляж очень легко, так как он находится напротив гостиницы "Дан", и многие автобусы останавливаются здесь. Этот пляж открыт в течении всего года и служба спасения работает летом и зимой. В  зимнее   время  на  пляже   можно  увидеть  купающимися  в  основном  репатриантов  из  России.  Израильтяне  в  холодное  время  года  не  купаются.  Вход бесплатный.
 

- Я  думаю,  что    не  против   было  бы  искупаться в  такую  жару, - предложил  отец.
- Конечно,  нужно  освежиться, -  поддержал  его  Гриша.
Купание  в  тёплых  водах   средиземноморья  было  настоящим  блаженством,  дневную  усталость,  как  рукой  сняло.  После  купания  прокатившись  по  приморскому  шоссе,  разглядывая   великолепные  отели  и  гостиницы,  отправились  домой.   По  дороге  Гриша  рассказал  про  бандитов,  которые  похитили  Катю.  Как  она  мужественно   себя   вела,  и   благодаря  ей   была   раскрыта  группа  преступников  занимавшихся  торговлей  людьми.
- Катенька,  расскажи  нам  подробно  про  это  происшествие, - попросила  Оля.
- Я,  не  хочу  вспоминать,  это  кошмар,  я  только  помню,  что  страшно  боялась,  от  страха  меня  всю  колотило,  мне  было  страшно  и  больно, - сказала  Катя, -  какое   там  мужество?
- Не  хочется  рассказывать,   не  надо, - вмешался  отец.
 
  - Не  знаю,  Рома  догадается  приготовить  обед? – задала  себе  вопрос  Оля, - на всякий  случай  заскочим  в  супермаркет,  овощи  и  фрукты  прихватили  на  рынке  Тель-Авива,  а  сейчас  прихватим   ещё,   что   ни  будь. 
- Оля,  давай  заедем  в  какой  ни,  будь  приличный  супермаркет,  хочется  посмотреть,
как, здесь  у  вас  в  Израиле,- попросил  Гриша.
Оля  подъехала  к  супермаркету  «Тиф-там»,  сказав,  что  это  русский  магазин,  где  обслуживают  покупателей  в  основном    русскоговорящие  продавцы,  и работают   в  субботу – выходные   дни.   Выходя  из  магазина,  Гриша  заметил:
- Нас  теперь  уже  нас  не  удивишь  такими  магазинами,  у  нас  тоже  есть  такие  супермаркеты,  а  в  Москве   есть  и  получше,   и  сортимент   и  товаров  побольше.   Правда,  Катя?
- Правда,  правда,  только  мне   здесь больше  нравится,- сказала  Катя.   Чтобы  не  обидеть   отца,  и  сестру,  видя,  как   они   стараются,  угодить  гостям.   

     Дома  Рома  в  переднике,  вертелся  на  кухне,   заявил  ввалившимся  экскурсантам  в  квартиру,  чтобы  мыли  руки,  обед  уже   готов.
- Рома,   какой  же,  Ты,   молодец, - похвалила  его  Оля,   и,  обращаясь,    к  Грише  и  Кате  сказала, - Рома  у  нас  замечательный  кулинар,  а  какие  он  печёт  пироги. 
- Пирог  с  яблоками  уже  готов,  стоит  в  духовке, - ответил  Рома.
В  салоне,  раздвинули  стол,  накрыли  белой  скатертью.  Кате  нравилась  такая  семейная,  дружелюбная  атмосфера.  За  столом  велись  непринуждённые  разговоры.  Отец  большей  частью   молчал,  но  внимательно  следил  за  разговором, и  хотя  он  был  самым  старшим  по  возрасту,  он  не  навязывал  своего  мнения.  Включался  в  разговор  только  после  того,  когда  к  нему  обращались,   чтобы  он  высказал,  что  он   думает  по  данному  вопросу.   Катя  заметила,   что  мнение  отца,  отличалось  оригинальностью,  и  к  нему  прислушивались,  и  часто  было   решающим.

     Когда  собрали  всю  грязную  посуду  в  раковину,  отец  надел  фартук,   и  заявил,   что  теперь  начинается  его  работа,  а  все,  чтобы  шли   отдыхать.   Кате   как-то   было  неудобно,  когда  её  отец,   пожилой  человек  должен  мыть  посуду,  когда  в  доме  много  людей  есть  моложе.   Катя  подошла  к  отцу  и  сказала:
- Дайте  мне,  я  моложе,   я  помою   посуду.
- Не  дам,  я  от  этого  занятия  имею  огромное  удовлетворение, - ответил  отец, - я  решаю   государственную   задачу.
- Интересно,  каким  же  это  образом?
- Вот  смотри  дочка,   если  бы  посуду   мыла  Оля,   оно  бы  её  загрузила  в  посудомоечную  машину.  Машина  моет  одну  тарелку,  или  полностью  загруженную,  берет  два  ведра  воды,   я  же   использую  воды  в  два  раза   меньше,  притом   же  качестве.   Я  посчитал,  что  если  экономно  расходовать  воду,  во  всех  точках  её  потребления,  а  вода  у  нас  дорогая, то  ежедневно  наша  семья  может   экономить   до  ста  литров   воды.  В  месяц   получается  до  трех   кубометров  воды.   В  Израиле  проживает  около  двух   миллионов    семей,  если  каждая  семья  будет   так  же  экономить,  то  экономия  составит  в  месяц,  около  шести  миллионов  кубометров.
В  Израиле  есть  жизнь  там,   где  есть   вода,   вода  составляет   государственный  дефицит.   Единственное  озеро  Кенерет  с  пресной  водой,  уже  не  может  обеспечить  потребность  страну  водой.  А  альтернативных   решений  пока  нет.  Вот  я  моя  посуду  решаю  две  задачи;  финансовую  семьи,  и   государственную   по  экономии  воды.
- В чём  же  удовлетворение,  в  экономии,  или  в  решении  государственной  задачи?
- И  в  том  и  в  другом.  Кроме  того  моё  сознание  налагает  на   меня  ответственность,  Оля  и  Рома  Тяжело  работают,  а  я  здоровый  мужик,  кроме  каких-то  пару  часов  в  день - бездельничаю.  Чувствуя,  что  я  им  помогаю,   и   имею  удовлетворение.
- Как   бездельничаете?  Вы много  читаете,   пишите  книгу,  изучаете  тору (библию)?
- Это   совсем  другое,  это  моё   духовное   развлечение.  Сколько  раз  я  предупреждал  тебя  дочка,  чтобы  называла  меня  на   ТЫ.  Я  вижу  в  этом   сближение  в  наших  отношениях.  Смотри  все  называют  меня  на  ТЫ,   даже  малыши   внуки.   

   Катя  задумалась. Интересный  человек  мой  отец,  ответственный,  любознательный,  доброжелательный   и  много  других  положительных   качеств.  Становится  ясно,  почему  мама  его  полюбила.  И  мне  приятно,  что  его  гены   имеются  во  мне.  Но,  как  мне  быть,   кого  мне  больше  любить   отца   Виталика,  который  меня  воспитал, или   этого  отца.  Что  мне  делать?  Не с  кем  поговорить,   не  нужно  было  мне  ехать   сюда,  только  одно  расстройство.   Катя   вспомнила,  что  нужно  позвонить  Ави,  вот  с  ним,   то  можно  будет  поговорить  по  душам,   у  него  трезвый  ум.

     Катя  сидела,  смотрела  телевизор,  когда  в  квартиру   вошёл   Гера   с  букетом  цветов,  и  обращаясь   к  отцу,  спросил:
- Дядя  Володя,  мне  мама  рассказала,  что  к  вам  приехала  дочка  необыкновенной  красоты,   можно  мне  с  ней  познакомиться.   Все  не  обижайтесь,  цветя  для  гостьи.
- Проходи,  Гера, - сказал  отец.
Катя  обернулась,  на  пороге   с  цветами  стоял  молодой  человек,  худощавый,  выше  среднего  роста  в  спортивных  брюках   и  яркой  оранжевой  майке.  Эта  одежда,  как  нельзя  лучше  шла,  к  его   загорелому  телу  черным  волосам  и  чёрным  усикам.   Передвигался  он  легко  и  мягко,  своим  натренированным  телом,  по  всем  параметрам   был   видно,  что  это  красавец   мужчина.
- Поздравляю  вас  Катя  с  приездом  в  нашу  страну, - подходя  к  Кате,  сказал  Гера.
- А,  Вы  Гера – десантник,-  сказала  Катя.
- Так  точно,  я  вижу,  что  здесь   уже  побывала  моя   мамочка.  Катя,  не  удивляйтесь  моей  такой  фамильярности,  мы  соседи  наши  квартиры  напротив  друг  друга.  Мы  дружно  живем  и  можно  к  нам  заходить  в  любое  время.  Правда,  дядя  Володя.
- Правда,  правда, - подтвердил   отец.
Гера  стал  рассказывать  про  службу    в  армии,  как   бывают молодые  солдаты,  которые   боятся  прыгать  с  парашютом,   особенно  первый  раз: 
- Сидит  в  вертолете,  перед  самым  прыжком,   белый,  весь  дрожит,  а  молчит,  я   ему  отменяю  прыжок,  а  он   нет,   хочет  прыгать,  стыдно  перед   товарищами.  Зато  потом   счастливый,  что  живой,  рассказывает, считает  себя  героем. 
- А  я  трусиха,  никогда  бы   в  жизни  не   пригнула, - сказала  Катя.
- А   вот  я  хотел  бы  попробовать  пригнуть,  не  хватает  мне  адреналина,  бросить вызов стихии, собственным страхам и сомнениям, почувствовать свободу полета.  Как  там  у  вас  пригнуть  можно? – спросил  Гриша.
- Конечно,  нет,    никто   тебя  на  базу  не  пустит,   это  у  нас   строго.  Я  сегодня  пригнал  новую  машину,  которую  купил,  хотите  посмотреть?
- Конечно,  хотим.  Какую  модель? – спросил  Гриша.
- Toyotu 1.6,  мне  нравятся  японские  машины – надёжные.  Вон  стоит  на  стоянке  под  окном, - сказал  Гера.
Все  пошли  к  окну  смотреть  новую  машину.
- Пойдемте,  спустимся  к  машине,  дядя  Володя  идёмте  с  нами.
Машина  поблескивала  своей  новизной,  все  сидения  были  затянуты  нейлоном.   Гриша  поглаживал  серебристый  металлик,  и  желая  иметь  такую  же  спросил:
- Сколько  же  такая  стоит?
- 120  тысяч  шекелей,   или  30  тысяч   долларов. 
- Дороговато,  у  нас  в  России  наверно  не  больше  20.
-У  нас  очень  большой  мехес  (таможни  сбор)  100  процентов.  Но  ничего,  с  моей  зарплатой  за  год  можно  легко  собрать  эту  сумму.  Давайте  садитесь,  прокатимся.  Дядя  Володя,  вы  не  обидитесь,  если  мы  единственную  девушку  посадим  впереди?

    Машина  легко  тронулась   и  пошла,  выезжать  на  трассу.  Ощущения   всех   сидящих  в  новой  машине   было  отличным,  от  запахов,  кожи,  от  амортизации,  от  быстрой  езды.
- Когда  у  известного  автомобильного  гиганта  Генри  Форда, - стал   говорить  Гриша,
- спросили,  какая  модель  автомобиля  самая  Лучшая?  Он  ответил – самая  лучшая   модель  машины,  когда  она  новая,  теперь  я  в  этом  убеждаюсь. 
- Только  не  Российского   производства, - добавил  отец.
Машина  выскочила  на  недавно  построенную  скоростную  трассу,  и  сразу  знак   ограничения  скорости   100  км.   
- Сейчас  посмотрим,  на,  что  эта  машина  способна, - заявил  Гера.
Стрелка  спидометра  поползла  вверх, когда  стрелка  перевалила  за  160, отец  сказал:
- Гера,  нарушаешь,  можно  превысить  скорость  на  10%,  не  более,  110  км.   Нужно  быть  человеком  законопослушным.   Я  могу  привести  много  примеров,  когда  люди  нарушают,  безответственные  бросают  слова,  делают  гадости  другим  людям,  в  конечном  итоге,  это  оборачивается  против  их   самих.  Я  даже  верю  в  приметы.
- Дед,  откуда,  Ты,  это знаешь?  У  тебя не  было  машины? - спросил   Гриша. 
- Я   много  чего  знаю,  потому  что  любопытный  и  интересуюсь, - ответил  отец.
Гера  стал  сбрасывать  скорость,  и  когда  стрелка   остановилась  на  110,  сказал:
- Я  думаю,  что  никто  так  не  верит  в  приметы,  как  десантники – парашютисты. Вот  у  меня  больше  500  прыжков,  и  оборудование  гарантирует  безопасность  200%,  и всякий  раз  перед  прыжком  на  душе  тревога.  Если  по  моим   личным  приметам  я  ощущаю  что  что-то  не складывается,  а  деваться   некуда,  нужно  выполнять  задание  я  начинаю  молиться  и  просить   у  Всевышнего   удачу.
- Гера,  зачем пошёл  в  десантники,  если  бывает,  что  боишься? - спросила   Катя.
- Разыгрываешь  меня,  Катя? – спросил  Гера, - я  ничего  не  боюсь,  а  служить  я    просился  в  боевые  части,  потому  что  с  детства   старался  быть  сильным  и  смелым,  и  воспитывал  в  себе  эти  качества,  да  и  страну  кому-то  защищать  нужно.  Солдат,  однажды  спросим  у  моего  командира,  у  которого  более  тысяч  прыжков:
- Тебе  не  страшно  должно  быть  прыгать  с  парашютом  имея  такое  огромное  количество  прыжков?  Для  тебя  прыжок,   просто  развлечение. 
- Конечно,  не  страшно, - ответил  командир,  – только  пускай  китайцы  прыгают,  их  полтора  миллиарда. 
 
       Возвращаясь,  домой  Гера  предложил  заехать  в  друзскую    деревню,  где  есть   небольшой  ресторанчик.   Он  достал  из  бардачка  200  граммовую   фляжку  французского   коньяка   Remy Martin,  и  сказал:
- Сейчас  замочим  покупку  по  капельке.  Попробуете   настоящую  арабскую  пищу.  Здесь   все  приправы,   салаты,  хомус,  готовят  на  настоящем  оливковом  масле  первого  отжима,  и  подаётся  дополнительно  и  бесплатно. 
Ресторанчик  оказался  не  большим,  чистеньким  помещением,  посетителей  было  совсем  мало.  Гера  на  иврите,  поговорил  с  хозяином,  довольный  подошёл  и  сказал, что  нам  здорово  повезло,  что  нам  сейчас  приготовят  блюдо  из  свежей  баранины.   Подъезжая  к  дому,  Гера  предложил  на  завтрашний  день  этой  же  компанией поехать  в  Хамат-Гадер – горячие  минеральные  источники,   и  познакомиться  с  уникальным  озером  Кинерет.  Уже  на  лестничной  площадке,  около  дверей  в  квартиры,  Гера  еще  раз  предупредил:
- Завтра  утром   в  семь  часов  встречаемся   около  машины,  едим  на  весь  день,  подготовиться,  чтобы  были  купальники,  едем   в  Хамат-Гадер.

  20 продолжение  http://www.proza.ru/2009/12/31/848