Рыдван Мечта

Феликс Ветров
Итак, действие начинается в середине пятидесятых.

Вечер, начало лета, какое-нибудь двенадцатое июня. Начало сумерек. Теплынь.

И вот он, мальчик лет пяти, выходит из двора и попадает в чужое пространство: на тротуар у череды домов вдоль изгиба Гоголевского бульвара.

Тихо, тепло, и так ещё уютно на земле. Ещё ничего не случилось, не произошло, не разразилось. Он один. Никого вокруг. И всё проникнуто, всё наполнено ожиданием.

Он стоит одиноко - может быть впервые осуществляет самостоятельную вылазку в неизвестность... в пугающий неведомый город.

И вот - вспышкой счастья, разрядом тайны... запечатлением этого благорастворения, этого мягкого сумрака, парящего над вечерним бульваром, - вдоль чугунной ограды проносится мимо длинный, нескончаемо-протяжённый американский автомобиль цвета волшебного, непостижимого... цвета нежнейшего и изысканного... бледно-изумрудного цвета вспененной морской волны.

По всей видимости - то посольский "бьюик" какого-нибудь пятьдесят третьего... вытянутое летящее над асфальтом тело, быстро заворачивающее и - исчезающее за поворотом.

Он всё стоит и ждёт - когда оно пронесётся опять. Нет, не проносится больше. И этот краткий миг его начала, это видение скрывающегося автомобиля цвета далёкого утреннего моря - оказывается самым ярким событием всей его судьбы, мигом полновесного обретения счастья.

Годы, годы и годы - вновь и вновь перед ним мысленно проносится тот чудесный автомобиль, то воплощённое блаженство, повергшее в состояние потрясённого остолбенения - столь быстро утраченное и ожидаемое все дальнейшие времена.

Проходят годы.

Проходит больше сорока лет.

Жизнь - прожита. Она - на излёте.

Сотни раз он проезжает на "пятнадцатом" троллейбусе тот поворот, но той машины всё нет. И с тем же детским ожиданием - он впивается глазами в изгиб бульварного кольца... нет, нет...

Однажды он признаётся себе, что уже не увидит её - никогда.

И в нём - уже пожилом - растёт удивлённое недоумение. Как же так? Ведь тот вечер... сулил наверняка...

Он ждёт всё равно.

И вот - судьба невероятной петлёй набрасывается ему на шею, удушая, вырывает с Гоголевского и, размахнувшись, почти умершим... развалиной с дыркой в сердечном клапане и страшными взбухшими синими ветвями сосудов на ногах - забрасывает через океан в Штаты.

Он уже так устал, что равнодушно-покорен всему. Но... первое, что он делает, накопивши долларов: тащится на такси на свалку отживших машин. И бродит там один среди груд искорёженного металла, ищет у торговцев авторухлядью и... о чудо... где-то у кого-то - н а х о д и т.

И стоит э т о - всего-то сорок долларов, дешевле железа - с истлевшим аккумулятором в придачу.

О н о  уже не ездит лет тридцать и никогда больше не поедет. В сущности - это только остов. Но  ц в е т - тот самый, несомненно. И модель та же... "бьюик" выпуска 53-го... с четырьмя магическими хромированными колечками вдоль капота по ободранной облупленной краске заветного оттенка. Колеса спущены навсегда, кузов - в громадных проржавленных дырах.

Купив  э т о, он с трудом открывает дверь и садится на продавленный диванчик. И смотрит через потрескавшееся исцарапанное стекло.

Никаких мыслей. Только тончайшая, острейшая вневременная печаль, которая всё растёт, ширится, затопляет, обращаясь в неизъяснимую благодарность к кому-то там... впереди.

 

1991 г.


Этот рассказ вошел в авторский сборник "Мгновения", вышедший в Германии в 2000 г.