Философия Джихада

Топонимика
Докладчик - Джам
29.11.2009


22:38:36Джам : не могу сказать. чтобы я специально готовился, но на просьбу Хруста я не мог не откликнуться...
   22:38:51Фифа : преамбула)
   22:39:17Джам : и говорить я сегодня буду о том, что мне ближе, а вам - дальше.... поэтому в качестве культуртрегерства - самое то.
   22:39:40Джам : итак, темой моего сегодняшнего и вероятно дальнейших выступлений будет ИСЛАМ
   22:39:44Дикая_пчёлка : ооо
   22:39:50Фифа : Джам сказал,что между нами культурная прпасть)
   22:40:15Дикая_пчёлка : ))
   22:40:24Джам : а сегодня для начала мы поговорим об одном термине, через который часто у нас Ислам и воспринимают... увы, ошибочно...
   22:40:41Джам : итак, тема моего мини-докладика на сегодня -
   22:40:55Джам : ======================== ФИЛОСОФИЯ ДЖИХАДА ====================
   22:41:01Дикая_пчёлка : оо
   22:41:08Джам : .
   22:41:10Джам : Сперва – определение слова у Брокгауза-Ефрона:
   22:41:19Джам : Джихад (араб.) - название религиозной войны у мусульман. Первоначально слово означало только воззвание к неправоверным о принятии ислама. Джихад недозволен против тех, с кем прежде заключен мирный договор
   22:41:26Джам : мин..... шрифт летит.
   22:41:28Фифа : Джам: (
   22:41:51Джам : Cовременное однозначное и одиозное толкование «джихада» и использование этого слова СМИ в репортажах о терактах и беззакониях имеет мало общего с джихадом в изначальном и расширенном понимании.
   22:42:04Джам : Само слово «джихад» переводится с арабского как «усердие, усилие» – имеется в виду отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества Ислама. Это одна из главных обязанностей мусульманской общины (уммы), часто причисляемая к «столпам веры»
   22:42:14Джам : (на самом деле «столпов веры» в Исламе пять: признание Единобожия и пророческой миссии Мухаммада, пятикратная ежедневная молитва, пост в месяц рамадан, налог на имущество и паломничество к святыням Мекки)
   22:42:30Джам : Из всех аспектов Ислама именно джихад более всего подвержен неверным интерпретациям. Большинство немусульман полагают, что джихад означает «священную войну с неверными» с целью склонить остальные народы к принятию Ислама
   22:42:41Джам : Это утверждение противоречит принципам Ислама, в основе которых лежит защита индивидуальной свободы
   22:42:50Джам : Как, наверное, любая религия, Ислам не поощряет войны. Одно из значений слова ислам – «мир». В качестве приветствия, которым пользуются все мусульмане, используется арабская фраза ас-салам алейкум – «мир тебе», «да пребудет мир с вами».
   22:43:05Джам : .
   22:43:07Джам : Вооруженная борьба – лишь один, самый «яркий» и показательный, но далеко не самый главный вид «усердия», известный как «джихад меча», или «малый джихад»
   22:43:24Джам : Мусульманские теологи выделяют пять видов (ступеней) джихада:
   22:43:35Джам : 1) «исламский призыв», распространение Ислама, разъяснение основ веры, опровержение ослабляющих веру сомнений. Эти меры могут быть достаточны, если соседи мусульман необоснованно видят в них угрозу своему образу жизни и своей вере;
   22:43:52Джам : 2) «джихад имуществом», выражающийся в сборе средств, использование которых гарантирует умме спокойное существование;
   22:44:03Джам : 3) «оборонительный джихад» – действия, направленные на вооруженное отражение посягательств;
   22:44:16Джам : 4) «наступательный джихад», оправданный, если «исламский призыв» (п.1) наталкивается на запрет правителей, запрещающих доводить до людей слово Аллаха. В этом случае такие правители должны рассматриваться как тираны со всеми вытекающими последствиями;
   22:44:32Джам : 5) всеобщая мобилизация, необходимая, когда враги угрожают мусульманам, вторгаясь на их земли, непосредственно угрожая свободе вероисповедания и самому существованию уммы
   22:44:49Джам : Ни один истинный мусульманин не может счесть войну благом, а причинение страданий – как справедливость. В одном из хадисов – изречений Пророка, которые являются источником мусульманского права, – прямо говорится: «Если кто из вас идет на помощь к угнетателю, зная, что тот угнетатель, – он удаляется прочь от ислама»
   22:45:07Джам : Другой хадис гласит: «Поистине, если люди увидят порицаемое и не изменят этого, Аллах не замедлит подвергнуть их наказанию». Единственное исключение, позволяющее взяться за оружие – защита своей жизни, земли, чести, веры, борьба со злом
   22:45:24Джам : «Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо». (Коран, 22:39)
   22:45:42Джам : Но это не значит, что любая вооруженная самозащита может быть объявлена «священной войной». Мусульманское законодательство четко определяет, что джихад объявляется только в том случае, если:
   22:46:01Джам : требуется выступать в защиту веры Аллаха, чести, жизни, имущества мусульман; назрела необходимость освобождения от тирании; появляется вождь, призванный к восстановлению попранной справедливости.
   22:46:14Джам : Последний пункт подразумевает, что джихад может быть провозглашен лишь общепризнанным духовным лидером, высшим судьей, который может здраво оценить сложившиеся обстоятельства, взвесить все доводы и указать верный путь
   22:46:28Джам : Когда-то таким безусловным авторитетом являлся халиф – наместник Пророка, теократический руководитель всей уммы. После низложения последнего халифа, которым «по совместительству» был султан Османской империи, всеобщность лидерства и необходимость безропотного повиновения любому авторитету может быть, мягко говоря, поставлена под сомнение
   22:46:43Джам : То есть кто угодно – правитель одного государства, имам какой-то мечети, муфтий какого-то района – не имеет права объявлять джихад кому бы то ни было.
   22:47:23Джам : И когда вначале американской интервенции в Ираке община татар Повольжья объявила США джихад - они по мусульманскому законодательству превысили свои полномочия ))))
   22:47:40Джам : Кроме того – если лидер теряет духовные качества, присущие вождю, и умма имеет право не только потребовать от него исправления, но и отстранить от руководства и даже предать смерти, если он откажется уступить справедливым требованиям.
   22:47:56Джам : Понятие джихад ни в коем случае не применимо к завоевательным походам, межнациональным и клановым столкновениям, колонизации, а также к гражданской войне и подавлениям смуты, и не подразумевает насильственное насаждение религии
   22:48:21Джам : обращаю ваше внимание - МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ конфликты НЕ ЯВЛЯЮТСЯ джихадом...
   22:48:31Дикая_пчёлка : ясно)
   22:48:38Джам : Джихад ведется только до тех пор, пока противник не сложит оружие. Во время боевых действий запрещается причинять зло женщинам, детям, старикам и больным, а также ломать деревья и наносить вред сельскохозяйственным припасам и угодьям.
   22:48:53Джам : .
   22:48:55Джам : «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границы дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступников» (Коран, 2:190) – это призыв к действиям только против тех, кто сражается, то есть выступает против с оружием в руках
   22:49:12Джам : Истинный джихад всегда настаивает на том, что убийство во имя религии – опасное заблуждение. Угнетение во имя религии невозможно. Людей ни в коем случае не следует насильно склонять к тому, во что они не веруют.
   22:49:26Джам : «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Коран, 2:216)
   22:49:36Джам : В хадисе говорится о том, что следует по возможности избегать кровопролития, но не если иного выхода нет, нельзя уклоняться от битвы и поддаваться трусости: «О люди, не желайте встречи с врагом, и просите у Аллаха благополучия, а если вы встретите их, то терпите и знайте, что рай находится в тени сабель».
   22:49:50Джам : Недопустимо также прятаться за чужие спины и уж тем более приписывать себе чужие подвиги: «Или вы полагали, что войдете в Рай, пока Аллах не узнал тех из вас, кто сражался и кто был терпелив?» (Коран, 3:142) Впрочем, подобный кодекс воинской чести характерен не только для мусульман
   22:50:04Джам : Применительно к экспансии Ислама Пророк Мухаммад рекомендовал не искать конфликта с язычниками, а склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием»: «Ведите джихад с язычниками вашим имуществом и вашими телами и языками»
   22:50:19Джам : Современные мусульманские авторы подчеркивают предпочтительность мирных средств для защиты и распространения ислама, предлагая активнее использовать возможности СМИ и технических новинок.
   22:50:42Джам : .
   22:50:44Джам : При объявлении джихада участие в нем обязательно при соблюдении следующих условий
   22:50:56Джам : участник джихада должен быть мусульманином. От иноверцев, проживающих на мусульманских территориях (кафиров), нельзя требовать присоединиться к джихаду, поскольку джихад рассматривается как форма религиозного поклонения;
   22:51:12Джам : дееспособность – не обязателен джихад для ребенка, психически больного. Пророк запрещал детям, не достигшим совершеннолетия, участвовать в джихаде
   22:51:23Джам : мужской пол. Не обязателен джихад для женщин, поскольку мужчины более способны к битве. Когда жена Пророка Айша сказала мужа, есть ли джихад для женщин, тот ответил: «Да, джихад, в котором нет битвы – хадж и умра (виды паломничества)»
   22:51:38Джам : наличие возможности. Не обязателен джихад для тех, кто из-за физического состояния не может воевать, или не имеет средств для необходимой экипировки (если эту задачу не берет на себя государство): «Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования, если они искренни перед Аллахом и Его Посланником. Нет оснований укорять творящих добро. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран, 9:91)
   22:51:57Джам : согласие родителей. Согласно хадису, повиновение родителям – более важная обязанность мусульманина, и участие в войне не должно ей противоречить, тем более если задачи джихада могут быть решены другими мусульманами. Кроме того, не дозволяется участие в военных действиях без разрешения кредитора.
   22:52:14Джам : Правда, эти ограничения относятся к ситуации, когда для достижения целей джихада достаточно участие в нем только части уммы, и могут быть сняты в случае серьезной угрозы, требующей действительно всеобщей мобилизации
   22:52:36Джам : Противники в «священной войне» не должны быть зиммиями («находящимися под защитой», то есть иноверцами, признавшими власть мусульманского государства и получившие его покровительство – иначе, начав войну, мусульмане нарушат существующие договоренности), и не должны быть «в неведении» – до них должен быть донесен «исламский призыв».
   22:52:51Джам : Существуют и определенные правила ведения джихада, направленные на достижение его целей при минимальном кровопролитии. Во-первых, противнику предлагается принять Ислам – «когда желаемая цель достигается без войны, то только это и требуется»
   22:53:04Джам : Принятие этого предложения не означает позорную капитуляцию, но позволяет считать, что бывшие враги вовлекаются в умму и живут по законам Ислама, и следовательно, противоречия сняты и задача джихада выполнена.
   22:53:22Джам : Естественно, далеко не всегда противоречия решались так легко, и после провала «исламского призыва» инициаторы джихада переходили ко второму пункту – предлагали противнику компромиссное решение, сводившееся к признанию его «автономии» и статуса зиммиев на условиях выплаты особого налога – джизьи.
   22:53:34Джам : Зиммии пользовались достаточно широкими правами (в том числе свободой вероисповедания) и находились под покровительством мусульманского государства
   22:53:47Джам : И только после того, как и предложение об уплате джизьи будет отвергнуто и соответственно все мирные способы решения конфликта окажутся исчерпанными, мусульмане имели основания вступить в сражение.
   22:54:03Джам : Как было сказано предводителю персидского войска: «Поистине, из того, что сделал Пророк сунной (желаемым) – это то, чтобы мы не оставляли наших врагов без трех вещей; так подумай о своем деле и выбери одно из трех после наступления срока – Ислам, [и] мы оставим тебя и твою землю; или джизья – [и тогда] мы примем ее и оставим вас в покое, а если обратитесь к нам за помощью, то мы вам поможем; или же война».
   22:54:21Джам : Но шариат (мусульманское законодательство) оговаривает, что боевые действия могут вестись только с вооруженным противником – запрещается убивать мирное население и уничтожать имущество, необходимо гуманно относиться к военнопленным. Если противник предложит мир, то нужно склоняться к миру.
   22:54:46Джам : Красивым и, по мнению не слишком добросовестных газетчиков, «наводящим ужас» словом джихад стало модным объявлять любые выступления представителей мусульманских народов. На самом же деле такие действия обычно не имеют ничего общего ни с целями, ни с условиями, ни с правилами ведения «священной войны»,
   22:54:57Джам : и такие акты не получают никакого религиозного обоснования и даже оправдания: «Непристойные слова и поступки не имеют ничего общего с Исламом» (хадис).
   22:55:08Джам : Пожалуй, единственный пример поистине всеобщего, всемусульманского джихада, отвечающего всем требованиям шариата, относится к эпохе Крестовых походов.
   22:55:12Джам : .
   22:55:24Джам : Но, думаю, об этом мы поговорим уже в следующий раз ))))
   22:55:43Джам : ===========================================
   22:55:48Тоторо : Джам: спасибо за доклад)мне было интересно.
   22:55:49Аналитический_Хруст : спасибо
   22:55:53Дикая_пчёлка : спасибо большое
   22:56:01Джам : абсолютно не за что
   22:56:06Дикая_пчёлка : узнала много нового
   22:56:09Джам : есть ли вопросы к докладчику?
   22:56:10Барсучидзе : спасибо )
   22:56:24Фифа : а выражение "халиф на час" придумали студенты вроде бы,из Карауина)
   22:56:46Джам : Фифа: ты имеешь в виду тот Карауин. который в Марокко?
   22:56:49Тоторо : в школе я писала реферат на тему есть ли в исламе место терроризму и как ни странно делала выводы что есть...
   22:56:52Дикая_пчёлка : то есть слово "джихад" просто модно произносить в среде газетчиков?
   22:56:58Фифа : Джам: а какой ещё есть?
   22:57:05Тоторо : Дикая_пчёлка: видимо да
   22:57:09Джам : Дикая_пчёлка: его стали вольно переводить просто как "война мусульман"...
   22:57:25Дикая_пчёлка : так же как и "плохая экология" и прочие глупости
   22:57:28Джам : Фифа: есть еще Кайруан в Тунисе...
   22:57:39Фифа : Джам: а в Египте?
   22:57:54Джам : Фифа: ты имеешь в виду каирский университет аль-Азхар?
   22:58:00Фифа : Джам: да))
   22:58:13Фифа : смаый страааарый