МАМА по мотивам Д. Хармса, В. Маяковского

Мария Тралялянская
Автор идеи - Мария Тралялянская (с)
Режиссерская интерпретация - Мария Тралялянская (с)

Все права на опубликованные ниже отрывки произведений принадлежат их авторам.


Действующие лица:

Человек, 45 лет
Старуха,70 лет, его мать
Больной, 29 лет
Она, 21 год
Горничная Наташа, КакЦветок, 23 года
Монах с пистолетом, возраст неопределен
Люди, прохожие



Человек: а сегодня я видел сон о собаке. Она лизала камень, а потом побежала к реке и стала смотреть в воду
Больной: она там видела что-нибудь? Зачем она смотрела в воду?

Человек закуривает папиросу.

Старуха: смотреть воду - к встрече… собака – друг… вода мутная -...
Человек: где я сегодня буду обедать?
Больной: звонил Володя…
Cтapyxa: река - к дороге… собака - друг ...
Больной: Татьяна Александровна сказала про меня, что не может понять, что во мне от бога, а что от дура…
Человек: и денег нет… почему собака смотрела в воду и что она там видела?
Старуха: гарма - скандинавский адский пес и черная собака сатаны…
Больной: на Невском страшная толчея! Трамваи ходят переполненные. Всегда ругань стоит.

Человек тушит лампу, садится за стол. Больной хочет уходить, но останавливается.

Человек: трамвай трогается, бегут новые люди и скачут на ходу, хватаясь левой pyкoй за поручни.
 
Голос человека перекрывается шумом улицы, трамвая, руганью, одиночными выкриками.  Больной ходит по комнате, вытаскивает из шкафа листы бумаги, вначале раскладывает их на постели, затем собирает их в стопку, старуха тем временем забирается на качели и беззубо скалясь пу6лике с диким скрипом раскачивается на них. Шумы же постепенно нарастают: несколько раз звенит трамвайный звонок, слышен цокот копыт. Но, не доходя до своего пика, шумы резко снимаются.

Старуха: если камни снятся - любви нет, неприятности, плохо.
Больной (разбрасывая листы) : черт знает что!
Человек: вчера вечером я сидел за столом и много курил. Передо мной  лежала бумага, чтобы писать что-то…

Больной внимательно слушает человека. И даже покачивает головой. Человек же, напротив, - говорит монотонно не выражая никаких эмоций. Смотрит в одну точку.

Человек: но я не знал, что мне (из правых кулис появляется она в лучах света, больной направляется к ней, они встречаются на третьем плане, больной раздевает ее. Человек достает из правого внутреннего
:кармана. Пиджака бутерброд, разворачивает, начинает есть) надо написать я даже не знал должны  это быть стихи, или рассказ, или рассуждения. Я ничего не написал (жует)… и лег спать.

Слышно тиканье часов, потом бой 7 раз, 6ольной и она отдаются друг другу. Слышно, что в соседней комнате настраивают скрипку.  Человек ест. Сцена идет без музыкального сопровождения около двух минут.


Человек: но я долго не спал. Мне хотелось узнать, что я должен был написать.
Я перечислял в уме… (жует)… все виды словесного… (лезет в рот рукой - кусочек застрял между зубами)… искусства, но я не узнал своего вида. (доедает бутерброд) это могло быть одно слово, а может, я должен был написать целую книгу.

Она и больной тихо лежат на постели, старуха со страшным скрипом раскачивается на качели, лицо ее сосредоточено. Человек встает из-за стола, уходит. Идет шум трамвая, как и прежде. Старуха буквально исчезает, качели раскачиваются сами по себе. На сцене нет никого. Постепенно музыка сводится на нет. Свет резко гаснет.
И через секунду загорается снова, но все при этом ярко - оранжевое.

Больной (из-под нее):  …который видел во сне кисель, но забыл взять в сон ложку. А потом видел ложку, но забыл… забыл… там был… там…
Человек: в разбитом трамвае ,глаза закрывая, ты увидишь…
Голос старухи из-за кулис: собака - черный проводник… (пауза) пленных не брать! ! !

Звучит лихой немецкий марш. Больной и Она поднимаются с постели, одеваются, по авансцене проходит монах с пистолетом в руках. Выходят люди, они не слыша марша, идут в его ритме (это почти танец) каждый из них идет по своим делам. У одной женщины падает сумка с апельсинами, апельсины рассыпаются, женщина нагибается их поднимать и все останавливается. Человек сидит на качелях и пересчитывает апельсины, что-то умножает и делит.

Больной: если я шевельнусь - я потеряю сон.

Больной отпрыгивает со своего места, люди оживают, расходятся. Все становится своего обычного цвета, музыки нет, слышен стук часов, затем бой 6 раз.

Человек (перекрикивая бой часов): это не цвет, это только схема цвета. Вещи загрунтованы для красок.

Старуха (выползая из-за постели, демонстрируя находку - пыльный женский чулок):
чужая комната.
Утро дрогло,
Трясясь уголками губ,
Чужая женщина(кричит!!)
Раздетая догола!!!


Звучит песня "кино" группы "конец фильма". Появляются люди, они украшают сцену синими и белыми шифоновыми шарфами, накрывают на стол, выносят салфетки, подсвечник с огарком свечи, тарелки, танцуют с ними. Среди людей мешается монах с пистолетом в руках, он во время танца прячется в шкафу.

Человек: если я что-нибудь говорю, значит это правильно. Спорить со мной никому не советую, все равно останетесь в дураках, потому что я всякого переспорю…
Больной: дом, на углу невского красится в отвратительный желтый цвет…
Старуха (появляясь): мама (указывает на больного), папа (указывая на человека) и прислуга по названию Наташа (указывая на нее), сидели за столом и пили.

Старуха рассаживает героев за столом. Актеры буквально становятся куклами. Они наливают себе по рюмочке, выпивают.
Старуха: выпив по первой рюмочке, все на секунду замолчали и поели огурец. Немного погодя вое опять заговорили.
Стук в дверь. Папа и Наташа отвернулись. Мама налила себе еще рюмочку и выпила.

Папа: как это странно. Кто бы там мог стучать в дверь?
Мама: странно

Папа встает из-за стола, подходит к двери.
Папа: кто там?
Голос за дверью: инженер Николаев. А вы кто?

Папа открывает дверь. Входит горничная Наташа, КакЦветок. Папа сел за стол, мама налила себе еще и выпила. Пауза. Слышен бой часов - 5 раз. Все внимательно слушают. Горничная Наташа, КакЦветок достает из-под юбки бутылку портвейна. Все это действие сопровождается музыкой из музыкальной шкатулки.
Папа: я хочу сказать тост!

Мама, роль которой сейчас исполняет больной, улыбается и всем своим поведением соблазняет прислугу, строит ей глазки, кокетничает. Папа прокашливается и тут из шкафа выходит монах. Горничную начинает рвать, прислуга пытается помочь ей, мама пристраивается сзади прислуги, монах целится папе в ухо, стреляет, папа падает, старуха падает на авансцене. Монах подходит к маме и бьет ее снизу.
Мама кричит и зовет на помощь. Прислуга и горничная разбегаются в разные стороны, но монах ловит их, трясет ими в воздухе и бросает. 3атем монах исчезает в шкафу и более не появляется.
Некоторое время ничего не происходит. Начинается более спокойная «живая музыка» - кто-то играет на скрипке. Все встают, отряхиваются, садятся за стол, выпивают по рюмочке.

Папа (орет): что!? Что!? Вы считаете меня за мелочного человека. Вы смотрите на меня как на неудачника! Я вам не приживальщик! Сами вы негодяи! Чертово копыто! Сволочи! Все вы против меня!

Постепенно все, кроме папы уходят. Когда сцена пустеет,  папа встает, берет бутылки, закрывает, сворачивает скатерть. Одевает берет и уходит.


Больной(входя): я вышел из булочной и стал у самой двери. Весеннее солнце светит мне прямо в лицо. (закуривает папиросу) какая милая дамочка! Это теперь так редко. Ведь у нее светлые карие глазки! Просто прелесть, какая она хорошенькая!
Она (выходя): вы курите папиросы? Мне это страшно нравится! Значит вы сами ходите за хлебом?
Больной: не только за хлебом, я все себе сам покупаю.
Она: а где же вы обедаете?
Больной: обыкновенно я обед себе сам варю. А иногда ем в пивной.
Она: вы любите пиво?
Больной: нет, я больше люблю водку.
Она: я тоже люблю водку.
Больной: вы любите водку? Как это хорошо! Я хотел бы когда-нибудь с вами выпить вместе.
Она: и я тоже хотела бы выпить с вами вместе водки.
Больной: простите, можно вас спросить об одной вещи?
Она (краснея): спрашивайте, конечно.
Больной: хорошо, я спрошу. Вы верите в бога?
Она (удивленно): в бога? Да, конечно.
Больной: а что вы скажете, если нам сейчас купить водки и пойти ко мне, я живу тут рядом.
Она: ну что ж, я согласна…
Больной (зрителю): и тут я вспомнил, что у меня в комнате, на полу, лежит мертвая старуха…

Человек (выбегая и расталкивая мужчину с женщиной): мама!
Занавес