1. Грузия моего детства. 7 миниатюр

Ольга Гелашвили
ПРО НОЧЬ В КВИБИСИ.  Как же прекрасно шумит Кура ночью! Ты осталась у бабушки с дедушкой на ночь, и легла на балконе  второго этажа. День оказался жарким, и ты решила, что надо спать сегодня на улице! Ты лежишь и слушаешь, и вдыхаешь ночь Боржомского ущелья! Передать невозможно, как ты счастлива! Кура, да Кура - это главное в этой ночи, она так божественно шумит , что даже  спустя годы, ты закрываешь глаза ,и слышишь её дыхание! Вот, слышен дальний лай собак, наверно , подвыпивший путник прошел! Куры, которые заночевали на деревьях, а не зашли в курятник, тоже неспокойны время от времени! Нет, конечно , не куры, а молодняк, курице, да еще несущей яйца, не престало лазить по деревьям! Кошек в Квибиси нет, поэтому -главные хозяева дорог, здесь куры! Они снуют у тебя под ногами. Иногда ты гоняешься за ними, но тщетно, их не поймать, они увертываются от тебя, чем вызывают большое огорчение! Но вечером, в сумерки ты наблюдаешь, как они вскарабкиваются на деревья, и вносят свою лепту в гомон ночной жизни Квибиси!
Просыпаешься под утро, сырой воздух и петухи, кукарекавшие на рассвете, гонят тебя к бабушке в кровать. У неё так тепло и уютно на её прекрасно отстиранных простынях с удивительным запахом свежевыстиранного белья! Я задавалась себе вопросом, как же в глубинке, можно получить такое иссиня-белое спальное бельё с таким прекрасным запахом чистоты? Да, мыло - мылом, но, думаю чистейший РОДНИК, и прекрасные, добрые бабушкины руки сделали своё дело, что, даже спустя большое количество лет, я помню этот чудный запах чистейшего белья!! После стирки простыней и наволочек - да, у бабушки не было пододеяльников, всё гладилось смешным железным утюгом,  который открывался, и  бабушка вкладывала в утюг  угольки из печки!  Думаю и это немаловажная деталь для удивительного аромата белья! Затем простыня укладывалалась на чистый пол, сверху одеяло, и иголкой с нитками простыня пришивалась снизу одеяла, образовывая ,как бы конверт, заменяя пододеяльник. Но в ту ночь, я не думала об этом, я просто уже спала!!

ПРО БАБУШКУ И ДЕДУШКУ.  Вновь и вновь сердце моё возвращается туда в Боржоми в Квибиси, в моё детство. Мои старенькие дедушка Нестор и Бабушка Эличка , в своём стареньком домишке ждут меня. Я прихожу от папы. Не могу передать, какое счастье меня посещает видеть их, таких родных. Мне жаль их, моя жизнь только начинается, а у них заканчивается. Они стары. Из глаз бабулиных время от времени падают слёзы, особенно если она мне что-то говорит, а я не понимаю, я обнимаю её от безысходности что-то понять, вот тут-то и текут её слёзки. Я кричу,"дед, а дед, что бабушка сказала?" А он и не слышит меня, туг  уже на уши свои. "Ольянула, Ольянула"- говорит, руку  к  уху прикладывает, прислушивается: "что ты сказала?" А я кричу: "Что бабуля сказала?" - что делать, когда вот такой глухонький  у нас с бабулей переводчик. Но и бабуля уже забыла, о чём хотела мне поведать. Вот такое странное общение у нас выходит! От этого ещё больше люблю их!!
А какой огромный сундук-лабаз дед сделал бабуле в молодости своей для хранения кукурузной муки! Сейчас понимаю - уникальный! При приготовлении мчади, бабуля открывает его, а он просто ростом с меня. Я пытаюсь заглянуть, интересно, что  же там? Подставляю стульчик и чуть не падаю в него от любопытства! Чтобы оградить сундучок свой от мышей, дед ставит мышеловку рядом с лабазом. Вдруг, вот она мышка! Дед берет мышеловку. "Нестор, а Нестор, не убивай мышку",-плачу я, -жалко"." А что же с ней делать?",- говорит. " А я в Москву возьму!" Дед смеётся. "А что, мышей в Москве нет, что ли?" Пока бабуля делает мчади, собирает на стол, я прилегла на топчан, сделанный дедом своими руками. Радио в ухо мне выводит трели. " Джип, джип, джип  джа ляряри,  джип, джип, джип, джип, джип ляряри... Песенка про цыплят, часто слышу её по грузинскому радио. Она успокаивает меня,  я дремлю.  Я счастлива! Любимые мои люди рядом со мной!!!

 В ДОЖДЬ У БАБУЛИ.  В холодную погоду после дождя я у бабушки! У неё обязательно горит печка. Она на ней готовит. (Еще не было газовой плиты). Я сижу у печурки, подбрасываю дрова в устье печки, они весело трещат, создавая уют и тепло в комнате! Бабуля что-то с мукой делает у кухонного стола, думаю, это мчади. Она укладывает готовое тесто  в  КЕЦИ, и отправляет в печку,  нет, не в огонь! Такая у неё печурка - сзади дверца, и если туда в кармашек положить кеци с тестом, то мчади быстро испечется!
Она нарезает СЫР, вынимая его из кувшина с соленой водой, где он хранился (холодильников не было), жарится яичничка, салат из помидорчиков, и огурчиков, обязательно ЛУК нарезается, зелень, мчади уже на столе - стол собран. Бабуля зовёт Нестора. Наливается вино в стаканчики, говорится тост, и все радуются ужину! Ведь мы вместе и мы любим друг друга! Мы СЧАСТЛИВЫ!
 
О БАНЯХ БОРЖОМСКОЙ ВОДЫ.  Одна, немаловажная деталь в жизни Квибисских жителей, это БАНИ! В какой-то из дней недели, не берусь точно сказать  какой, дед собирается в Баню! Нет, это не та баня, к которым привык городской житель! Эта баня из горячего источника Боржомской воды!! Бабуля уже собрала  чистые вещички деда, и он угрюмо побрёл в горы, туда, где ждёт его тепло и чистота, а может быть и здоровье,  друзья, которые регулярно из года в год,  традиционно посещают эти бани вместе с ним! К сожалению, я так и не поднималась туда, и как она выглядела, эта баня, для меня так и осталось загадкой!
Я же, посещала   источник  в Вашловани, это на другой стороне Куры. Туда ходит более молодое население, так как, это открытое место! Переходим по небольшому мосту  через Куру к автомобильной дороге, и в правом направлении идём вдоль неё. Входим в "нишу" между горами, там и есть наш источник. На небольшой возвышенности, стоит ВАННА, в ней горячая вода. Угадываем, когда нет никого, чтобы можно было максимально насладиться  теми прелестями, которыми, так щедро делится с нами природа!!
Там не только ВАННА, но и из недр земли бьёт источник, и можно ополоснуться. Какие удивительно  мягкие волосы, после этой воды, как будто,  изумительным дорогим шампунем помыла голову!  Но, в  то время  не было еще шампуней, и только здесь,  в Боржоми, я могла получить такие шикарные волосы!..  Дед Нестор вернулся из БАНИ, и начинает БРИТЬСЯ! У него ШИКАРНЫЕ УСЫ, но лицо он старается чисто выбрить! Да, не было еще никаких станков с лезвиями. Он брал бритву, которую вынимал, как бы из ножен, и  начинал её точить! Для этого у него был ремень. И вот уже его направленные действия ТУДА и ОБРАТНО вдоль ремня, и бритва острая!! Дед, намыливается мылом, и, глядя в обшарпанное, старое зеркало, потихоньку снимает с себя свою мужскую запущенность на лице. И вот он помолодевший на несколько лет,  предстал  передо мной во всей мужской красе!!- мой дед Нестор!! Таким я его и запомнила!!
 
О ЦЫПЛЯТАХ.  Наша курочка сидит на яйцах!! Я постоянно открываю дверку её домика. Она недовольна, но разрешает мне себя погладить, а мне невдомёк,  почему -же  она не убегает?! Я навещаю её каждый день, она привыкает. И...о радость! Я слышу тихое попискивание под ней. Потом писк становится всё пронзительней и многоголосней. Да, вылупилась птенцы! Они пока бегают по домику и ждут своих братьев и сестер. Но вот бабушка выпускает их во двор! И что я вижу? Одно яйцо осталось так и не вылупившимся. Я недоумеваю -почему же не подождали?! "Нет, успокаивает  бабушка-"срок пришел, его нет, значит и не будет!" Остальным нельзя медлить, ведь курочка помогает им искать пищу, без неё они погибнут!
 Цыплята попискивают около мамы, а она нахохленная ищет червячков, зовёт их, и они с готовностью принимают её дар! Мы с бабушкой со своей стороны помогаем им, собираем крапиву! Я удивлена,  бабушка собирает крапиву без перчаток. Мне стыдно - я в перчатках, но хочу , как Эличка.  И, понимаю, надо резко схватить за стебель и потянуть на себя листики, тогда она не успеет схватить тебя  за руки своим жалом! Затем мы варим эту крапиву и в вязкую массу бабушка  добавляет яйцо,  сваренное вкрутую, и даём цыплятам! Я сержусь,  как же мы их кормим самими собой?! Бабушка говорит :"витамины"!
Не все вырастают,  слабенькие погибают, будучи ещё жёлтенькими. А тут и Бобик , наш дворовый пёс, двух цыплят съел! Ох уж ему и попало!! К концу лета, они уже сильные цыплята с оперением!! Одного из них мне поджарят в дорогу! Как печально!!

ОКОНЧАНИЕ КАНИКУЛ В БОРЖОМИ.  И вот каникулы заканчиваются, надо ехать в Москву. Уже куплен  билет на поезд. Моя милая бабулечка собирает меня в путь:  мы идём в горы  собрать ШИНДИ (кизил). Собираем  целую коробку!  Также собираем и МАКВАЛЬ (ежевику), бабуля из неё варит варенье, чтобы я отвезла в Москву. Груши, слива, айва вот те немногие фрукты, которые поедут со мной в поезде! Пару бутылочек ТХЕМАЛИ и ЧАЧА, обязательно кладутся в коробку. Надо сказать, что чачу  папа готовит  не из винограда, а из БЕЛОЙ СЛИВЫ! У  нас был  отдельно стоящий сад и все деревья, это сливы. Мы ходили собирать её упавшую, относили в дом и там, складывали в КВЕВРИ, (кувшины для вина) замурованные в подвале дома. Когда слива забродит, будет сделана ЧАЧА! Кстати,  знакомые из Германии именно и любят свою СЛИВЯНКУ, а мне нравится из винограда!!  Пекутся ХАЧАПУРИ, уже жарят  КУРОЧКУ! Один маленький чемоданчик на  3-4 коробки собранной провизии. Поеду до Москвы одна, но до Хашури обязательно сопровождает взрослый - рассовывает коробки по полкам! Там же в Хашури наш вагон ночью будет присоединен к поезду ТБИЛИСИ-МОСКВА. С Родственниками  и соседями, мы  гуськом "почапали" к станции, нагруженные   тяжеленными коробками. Поезд Боржоми - Тбилиси уже виден! Почему-то  все женщины плачут, но слёзы бабушки меня трогают и я, подчиняясь  общему "слезомойному" настроению, тоже роняю слёзы - ведь увижу свою бабулю теперь только через год!!
 
 
ПРО ПОСЕЩЕНИЕ КВИБИСИ ЗИМОЙ.  Однажды Новый год лет 40 назад решила отметить в БОРЖОМИ, сажусь в поезд Москва-Тбилиси, но вагон 33-й Боржомский. Еду 2 дня в холодном поезде, но счастье неимоверное, ведь я еду в Грузию зимой!! На станции Хашури наш Боржомский вагон отцеплен от Тбилисского поезда, чтобы рано утром быть прикрепленным  к местному поезду, Тбилиси-Вале. Все в вагоне спят, но вот уже утром вагон начинает трясти, его прикрепляют к поезду. Скоро, уже через полчаса мы доезжаем до Квибиси, стоим 2 минуты, и надо просто выпрыгнуть! Соседи по купе помогают с вещами, и вот ты уже  стремглав  вылетаешь, но не на платформу (она очень короткая), даже не на землю, а на мостик через речку Квибисскую, принимаешь вещи, и прижимаешься к перилам, потому что поезд уже тронулся. И ты стоишь  и боишься, тебе всего 16, ты одна в темноте и холоде!! И вот, как всегда, твои близкие, они уже все здесь, встречают тебя и ты - не одинока, как казалось всего 5 минут назад. И вот все поднимают бокалы за Новый год!!!