Очки Чарльза

Феликс Ветров
Зачем очки, если слеп?

Зачем эти два круглых щита на глазах, две заслонки перед мертвыми зрачками? Зачем эта массивная оправа, тяжелые дужки? Маска? Нет ответа.

Черный, жилистый, с разболтанными гениальными длинными руками, худые коленки в обтрепанных линялых джинсах, голова закинута к невидимому зениту.

Со всей своей шайкой он сидит во дворе, заваленном старой рухлядью. Забежали — быть может, передохнуть да почесать языками между концертом и отелем.    

Голова в кепчонке не то рассыльного, не то докера — длинный козырек кидает черную тень на серо-лиловое губастое лицо...

О, да ведь он — дома! Здесь — Джорджия. Всюду, где он, — его Джорджия. И маисовая лепешка, и корнфлекс в потной черномазой ладошке слепого маленького ниггера из Атланты. Зато — он слышит, да, мэм. И — п о ё т, да, сэр, да! Спеть? Вот это, да, мэм? Спиричуэлз, старушка? Что — хороший голос? Это у нас в крови, мамаша. Не вижу — лет с шести, с семи... не помню,  да. Как случилось? Не стоит, мэм, право - не стоит. Нет, нет, не глядите в глаза.  Я — чувствую. Взгляд — это как ветер, да, мэм.

Этого разговора не было никогда.

Или, начавшись когда-то, он так и не кончился по сю пору, всё длится и длится... и вот — сидит на ящике со своими, постукивает по дощечкам грубо сколоченной коробки из-под баночного пива, выбивает мерный ритм.

Он может и на кларнете, и на тромбоне, но лучше — на рояле.

Рояль — он холодный и певучий.

С ним хорошо петь вдвоем.

Лепить аккорды, как причудливые фигурки, нанизывать ноты, как бусы, и швырять куда-то в пространство, в чьи-то невидимые руки. И — петь, всхлипывая, рыдать псалмом или долгим нескончаемо-протяжным блюзом — о доме, о маме, о мальчике, идущем на ощупь на голоса, на звуки, на запахи, на музыку из радиоприемника у аптекаря на Вашингтон-авеню. Да, мэм, да — он еще ползал, а уже пел. Он видит звуки. Kак? Очень просто. Вот, послушайте — да, да, вот этот длинный шершавый густо-багровый и терпкий аккорд...

Очки на слепом негритянском лице.

Магия Джунглей, магия Леса, заклинания прапрабабки — молитва черному камню или зубу антилопы.

Он ловит через пустые, непроницаемые очковые фильтры — энергию и токи, иные цвета и иные формы. Они летят к нему отовсюду, очки-локаторы улавливают бессчетность незримых волн, неслышимых отражений. И всякое — да, мэм, ей-Богу, так... всякое вкладывается в гимн небу, в аккорды и диссонансы, в скрипучее, вязкое, небесное пение, в ломаную линию акцентов и интонаций, в гитарные брызги, в синие рояльные искры, в рыдания о недоступном.

Он сидит и выстукивает по боку ящика. Он всегда в очках. Когда поёт — в их темных стеклах отражается Лик Божий.

Он поет то, что видит. Он — Рэй Чарльз, да, мэм, вы не ошиблись. Вон там стоял тот дом. Лачужка, право. Спали под драным верблюжьим пледом. Kто-то принес. Так и спали. С братом. А потом кто-то пришел и дал в руки слепого — старый сакс. Да, мэм. Старый саксофон с западающим клапаном. Было, да. Очень длинная история. Kак блюз.

Мама делала отличный джем из ежевики. Kакой на вкус? Я спою — слушайте.


1989