Поиски царя Ридаря

Федор Головин
     Заочно я познакомился с царем Ридарем еще в детстве, услышав из уст нашей матери слова древнего заговора: «Черви, вы черви, черви вы жужги, пойдите к Ридарю-царю. У Ридаря царя ествы сахарные, питвы медовые. Не уйдете к Ридарю-царю, пошлю на вас Морского Петуха с морскими цыплятами, с вострыми когтями, с железными носами».
   
    Несколько лет назад, начал искать данного царя в мифах, сказках и преданиях, где к своему удивлению не нашел сведений об этом персонаже.
 
    Много материала и в Интере, но царя Ридаря среди них не обнаружил, возможно, вы, мой случайный читатель, поможете в данном вопросе?

    Автор одного из материалов утверждает, что «Змеепоклонство, распространенное у многих народов, никогда не было свойственным духу русских.» Если это не свойственно нашему духу, то почему на гербах городов Казани, Чистополя,Спасска, Каширы, Владимира-Волынского мы видим на некоторых змея в царской короне?

    На основе чего возник древний заговор на Руси?

    Исследуя верования древних народов, и не только древних – пришел к выводу, что царь Ридарь - это так называемый Большой Змей – Млечный путь, на островах Полинезии его называю Риики.

    Проследим путь поиска на выдержках из Интернета:

    «  К старости некоторые Змеи становятся настолько громадными и сильными, что уже и сама земля их не держит. Такие алы (халы) улетают на небеса, странствуя между звездами. УВИДИШЬ падающую звезду или комету, знай — это ала.»

    «Этот отрывок древнейшего сказания просто бесценен. Связующее звено цепи, исчезнувшее в других текстах и легендах, сохранилось, все-таки сохранилось во времени! Он дает ключ к пониманию, как связать «поколения» богов, которым поклонялись древние наши предки».

    В нашем заговоре змей небесный связан еще и с морем, значит, мы уходим к «хаосу» то есть к началу сотворения Мира, к так называемым языческим временам. Позднее мы постепенно перешли к Перуну, после крещения Руси к Илье Пророку, от него перешли на путь «Утопического коммунизма», по которому шли без Бога и секса…

      Простите, отвлекся от исторической темы.

    «Мы знаем, что бьет из тучи во время грозы – молния. Молния похожа на змею, ее всегда изображают как зигзаг на пиктограммах и рисунках. Молния несет огонь, убивающий живое. Вот как предстает молния в описании этого отрывка – черный змей, изрыгающий огонь, убивающий живое. Илья Пророк, Перун, Громовержец-Зевс и многие другие верховные боги наследников индоевропейской культуры «замещали» собой змея не случайно: о поклонении змею индоевропейцами сказано достаточно. Ведь из этого отрывка совершенно понятно, что громовержец и есть тот самый верховный «змей», повелитель змеев-молний, летящих из тучи в землю...

Громовержец и змей – это на самом деле одно лицо, один бог, - это мостик между казалось бы прерванными традициями поклонения. Да не было никакого прерывания, никакой смены. Поклонялись молнии и боялись молнию, считая ее небесным змеем, изрыгающим огонь и убивающим людей. Просто для древнейшего верования возникло другое представление или толкование, новый образ. Не нужно придумывать сложных теорий и строить ученые гипотезы от том, почему произошла вдруг смена повсеместного поклонения змею (как поклонялись славяне до Христианства) поклонениям новым богам.

    В раскопках в Новгороде, как рассказывал нам на своих лекциях и описывал в научных работах академик Янин, находили множество «змеевиков» ранних славян-христиан. На одной стороне медальона, обычно медного, изображен змей, на другой – Христос. Долгое время я приводил этот пример, как пример хитроумного мышления наших предков: приходят волхвы – поворачиваешь медальон змеем наверх, приходят священники – Христос уже твой бог. А то ведь и те и другие были круты на расправу. Теперь понятен и более глубокий смысл подобной смены. Новые громовержцы – это не смена религии, это продолжение старой традиции в другой форме. Эволюция веры не прерывается скачком, а продолжается слегка изменившись. Если вспомнить про принцип бритвы Оккама (Оккам советовал, выбирая из двух теорий – сложной и простой, всегда придерживаться более простой), мы видим, что эта мысль проста и логична и заменяет множество сложных построений. Надо только правильно понять описание, донесенное до нас Сомадевой.

Понятно теперь и то, почему многочисленные драконы описаны как огнедышашие. Собственно говоря, дракон, есть просто более поздняя переработка этого же образа – змей, изрыгающий огонь, попросту молния».

    Почему-то все зациклились на спутниках туч - молнии и Перуне, забыв об огненных кометах и падении метеоритов. Возможно, царь Ридарь - отец Перуна. Надо искать эту связь.

"Огонь, ниспадающий с неба, связь божества с огнем, поклонение змею – эти звенья становятся понятны, если мы соединяем разрозненные звенья золотой цепи…»
                (admitriev (ат) ru.ibm.com)

    Полностью согласимся с автором данной статьи и пойдем дальше.

    "Северные славяне поклонялись Змею - владыке подземных вод - и называли его Ящер», которому приносили в жертву людей, птиц и животных. Напомню, что Ящером называли и древнего динозавра.
 
    « Еще в древности люди, наблюдая повадки змеи, пришли к выводу, что она приносит большие пользы, чем вреда. Когда поля или собранные урожаи подвергались опустошительным нашествиям крыс, мышей и других грызунов, крестьянин имел надежного союзника - змею. А крупные неядовитые змеи - питоны особенно много уничтожают грызунов.

Рассмотрим монету Ивана Ивановича - сына царя Ивана III.


   "Это даже не мифологический сюжет. Здесь изображена аллегория на происходившие в те годы переломные события. Рассмотрим несколько версий, лежащих на поверхности.

    Здесь явно изображен князь, побеждающий некоего врага. Монету эту чеканил Иван Иванович Молодой, сын царя Ивана III, короткая и трагическая жизнь которого была отмечена следующими поворотными в истории России событиями:

    1480 г. - Стояние на реке Угре. Иван Иванович возглавляет вместе с отцом войско, силой оружия отказавшись платить "ордынский выход" Золотой Орде. Татарское иго на Руси закончилось. Началось иго московское. На монете князь замахнулся мечом на ненавистную татарскую гадину, и та, убоявшись, шипя уползает. Отождествление Орды со змеем часто встречалось в былинах ("Тугарин Змеевич"). На Востоке, например в Китае, дракон до 20 века был символом императорской власти.

    1485 г. - Взята Тверь. Из Твери был изгнан родной дядя Ивана Ивановича, искавший союза с Литвой. Великий князь тверской Михаил Борисович бежал в Литву прихватив казну и бросив на произвол московских войск свой город и своих людей. На монете Иван Иванович рубит хвост, символическую пуповину, соединяющую его родственной связью со змеем, олицетворяющим дядю - врага московской политики.

   1485 и далее - установление власти Московской патриархии на большей части территории России (Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь...). Языческие пережитки и ереси решительным образом искореняются. С монет удельных княжеств пропали все языческие народные символы - волки, жар-птицы, крылатые кони, утки и т.д. Змей (реликтовый динозавр), Змей-Горыныч, Ящер (Яша) был символом язычества, поклонение водному змею производилось в самых древних языческих ритуалах. На монете князь силой оружия уничтожает язычество. Кстати, позднее этот же сюжет уничтожения исконной народной веры был обьединен с другим типичным изображением монет Ивана III - всадника с копьем. Получился "Георгий Победоносец", всадник побеждающий змея - вполне европейское изображение. (Поклонение змею дожило в народе до XIX века и было зафиксировано собирателем фольклора А.Н.Афанасьевым, N.517. Несознательные люди ставили в церкви перед образом Георгия Победоносца две свечи. Одну для Георгия, вторую - ДЛЯ ЗМЕЯ).

    Что любопытно - в Англии абсолютно в то же самое время, в 1485 г., окончилась война Алой и Белой розы и к власти пришла династия Тюдоров. И начиная с 1489 года в Англии начали чеканиться золотые суверены с этим же сюжетом!!! И чеканятся до сих пор, как и копейки с Гергием Победоносцем в Москве. Победа Георгия над драконом, запечатленная на этих монетах символизировало, видимо, нечто большее, чем просто сюжет из жития святых. В том же 1485 году Иван III взял Тверь и на тверских монетах тоже появился сюжет победы над драконом.
    Заметим, что символ победы князя над змеем, обозначающий обьединение страны носит в XV веке чуть ли не планетарный характер. На другом конце вселенной, в Китае, изданный в 1494 году исторический роман "Троецарствие", начинается так: "Основатель Ханьской династии Гао-цзу, поднявшись на борьбу за справедливость, отрубил голову Белой змее и обьединил всю Поднебесную".
 
     Видимо, аналогия имеет место быть - сходные исторические события обозначались сходными символами.

    Мифы Полинезии и микронезии  говорят о том, что «Разделение неба и земли осуществляет демиург с помощью червей, улиток, угря Риики (Риги), бабочки, сами черви (о-в Науру), угорь.»
– 17 Кб

    В материале об Арандийской державе, «В словарях к слову Бенг даются два основных значения: 1) «Царь»; 2) «Змей» (о царе и о Боге).

   Возможно, мой путь поиска был слишком длинным и неубедительным, извините, что не сделал обобщения и отвлек ваше внимание от важных домашних дел.