Культы. митра

Александр Цеткин
 
     Долго сомневался, выкладывать здесь этот пост или нет? Но, все-таки, хоть и косвенно, он имеет отношение к политике, к политике церкви. Поэтому не обессудьте.

     Митра — древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, то есть известное народу-предку индийцев и иранцев.
     Индийские Веды представляют Митру постоянным спутником верховного бога Варуны, стоящего во главе семи великих богов Адитиев, которые все вместе являлись верховными мироправителями, блюстителями космического и нравственного порядка.   
     Они называются царями, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и Митра все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком.
     В гимнах, однако, существует представление, что Митра владычествует над днем и солнцем, а Варуна — над ночью.
     Любопытно, что исследователи индоиранской мифологии уже давно установили идентичность индийских Адитиев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам).
Глава Адитиев, Варуна просто копия иранского Агурамазду; спутник Варуны — Митра соответствует иранскому солнечному богу Мифре.

     Есть предположение, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием ещё более раннего семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло «семерицу» верховных божеств.
     За несколько сотен лет до нашей эры, возникла особая религия, связанная с культом Митры – митраизм.
Митраизм получил наибольшее распространение в I - II веке нашей эры на территории всей Римской империи, особенно в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами Митры, считавшегося - богом, приносящим победу.
     До наших дней сохранились остатки многочисленных святилищ - митреумов (вблизи римских лагерных стоянок).
     Выше приведено каноническое изображение Митры убивающего быка, наиболее часто встречающееся на стенах святилищ.
     Очень важную роль в распространении культа Митры сыграли социальные низы империи, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство, среди посвященных в него, и сулил блаженную жизнь после смерти.
     В митреумах совершались особые мистерии, доступные только посвященным мужчинам, состоявшие из жертвоприношений, культовых трапез, танцев и пр.
     С конца II века римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры и, в течение нескольких сотен лет, митраизм стал одним из главных соперников  раннего христианства.

     В III – IV веках нашей эры митраизм и христианство были признаны равноправными религиями всей Римской империи. При этом культ Митры главенствовал особенно в западной половине империи, а христианство стало гораздо раньше преобладающей религией восточной части империи.
     Таким образом, в некоторых источниках борьба между Митрой и Христом трактовалась как противостояние между Западом и Востоком.
     Всё это было бы интересно как исторический факт и не более того, если бы не одно но – история Митры в древнеперсидских гимнах:

     Для них он был не только богом солнца, но и провозвестником истины.
     Родился Митра в пещере в день зимнего солнцестояния. Мать Митры Анахита была девственницей, и при рождении его присутствовали пастыри, принесшие ему дары.
      У него было двенадцать учеников, и они сопровождали его во всех странствиях. Похоронили Митру в гробнице, а вскоре он воскрес из мертвых. И его воскрешение каждый год праздновали как возрождение.
     Вам не кажется эта история до боли знакомой?
     А между тем эта традиция существовала у персов еще за несколько столетий, до рождения Христа.
     Может именно по этому последователи Христа сделали всё, чтобы это учение было забыто, а его адепты уничтожены, впрочем, как и храмы, которые ещё в древности сровняли с землей.
     Да и разве могло быть иначе после того, как церковь объявила Митру исчадьем Сатаны?
Вот такая получается история.