Культы. митра
Долго сомневался, выкладывать здесь этот пост или нет? Но, все-таки, хоть и косвенно, он имеет отношение к политике, к политике церкви. Поэтому не обессудьте.
Митра — древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, то есть известное народу-предку индийцев и иранцев.
Индийские Веды представляют Митру постоянным спутником верховного бога Варуны, стоящего во главе семи великих богов Адитиев, которые все вместе являлись верховными мироправителями, блюстителями космического и нравственного порядка.
Они называются царями, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и Митра все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком.
В гимнах, однако, существует представление, что Митра владычествует над днем и солнцем, а Варуна — над ночью.
Любопытно, что исследователи индоиранской мифологии уже давно установили идентичность индийских Адитиев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам).
Глава Адитиев, Варуна просто копия иранского Агурамазду; спутник Варуны — Митра соответствует иранскому солнечному богу Мифре.
Есть предположение, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием ещё более раннего семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло «семерицу» верховных божеств.
За несколько сотен лет до нашей эры, возникла особая религия, связанная с культом Митры – митраизм.
Митраизм получил наибольшее распространение в I - II веке нашей эры на территории всей Римской империи, особенно в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами Митры, считавшегося - богом, приносящим победу.
До наших дней сохранились остатки многочисленных святилищ - митреумов (вблизи римских лагерных стоянок).
Выше приведено каноническое изображение Митры убивающего быка, наиболее часто встречающееся на стенах святилищ.
Очень важную роль в распространении культа Митры сыграли социальные низы империи, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство, среди посвященных в него, и сулил блаженную жизнь после смерти.
В митреумах совершались особые мистерии, доступные только посвященным мужчинам, состоявшие из жертвоприношений, культовых трапез, танцев и пр.
С конца II века римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры и, в течение нескольких сотен лет, митраизм стал одним из главных соперников раннего христианства.
В III – IV веках нашей эры митраизм и христианство были признаны равноправными религиями всей Римской империи. При этом культ Митры главенствовал особенно в западной половине империи, а христианство стало гораздо раньше преобладающей религией восточной части империи.
Таким образом, в некоторых источниках борьба между Митрой и Христом трактовалась как противостояние между Западом и Востоком.
Всё это было бы интересно как исторический факт и не более того, если бы не одно но – история Митры в древнеперсидских гимнах:
Для них он был не только богом солнца, но и провозвестником истины.
Родился Митра в пещере в день зимнего солнцестояния. Мать Митры Анахита была девственницей, и при рождении его присутствовали пастыри, принесшие ему дары.
У него было двенадцать учеников, и они сопровождали его во всех странствиях. Похоронили Митру в гробнице, а вскоре он воскрес из мертвых. И его воскрешение каждый год праздновали как возрождение.
Вам не кажется эта история до боли знакомой?
А между тем эта традиция существовала у персов еще за несколько столетий, до рождения Христа.
Может именно по этому последователи Христа сделали всё, чтобы это учение было забыто, а его адепты уничтожены, впрочем, как и храмы, которые ещё в древности сровняли с землей.
Да и разве могло быть иначе после того, как церковь объявила Митру исчадьем Сатаны?
Вот такая получается история.