Баба-Яга и Кощей Бессмертный - кто старше?

Петровский Валерий
Совершенно детский вопрос, казалось бы не имеющий значения. Два сказочных персонажа из русских народных сказок. В чем-то близкие друг дружке, а в чем-то соперничающие, конкурирующие. Да и живут они где-то за тридевять земель. Так что героям русских сказок приходится добираться до них ой как далеко.

Так в чем же они схожи, Баба Яга да Кощей Бессмертный? Оба персонажа очень древние, даже по сказочным представлениям. Похоже, и живут долго рядом с русским людом, скорее всего, не один век. И известны не одно столетие. Обитают они где-то на окраинах земли русской. Причем, чтобы попасть во владения одного, надобно царевичу не один день скакать то по степи широкой, а то по оврагам да буеракам. Далеко, трудно и сложно. Но на то и трудности, чтобы герой их преодолевал. И скачет он до тех пор, пока не попадет к одному из наших персонажей.

По тексту не такие они лютые враги для русского люда. Скорее, они больше враждуют между собой, может, потому и помогают русскому княжичу. Не ладят Кощей да Баба Яга искони веков да на пользу Ивану-царевичу, королевичу Елисею да прочим героям. И это не извечная соседская свара старых мужика да бабы, если конечно, Баба Яга – женщина. На наш взгляд, этот герой вполне мужеского рода.

Не будем путать сказочную Бабу Ягу с киношными образами. Да и там отчего-то Бабу Ягу воплощает мужчина, великолепный артист Мартинсон. Отчего? Есть над чем задуматься. Если откинуть метлу да волшебную ступу, ничего женского в образе и не остается. Тем паче, что трудно назвать в старых и добрых русских сказках деятельных персонажей  женского рода. Обычно, это некие пассивные образы, внешне весьма привлекательные, которые, как приз, переходят из рук в руки. Активное участие в событиях, созидательная роль – вот что отличает образ мужской. Так что, скорее всего, это все же старик, дед, а не баба. Дедушка.

Но если Бабу Ягу рассматривать в таком контексте, то откуда же прозвание, скажем по-русски, не мужское? А кто говорит, что это – русский дед? По всем признакам, то старец – не местный. В смысле, он же из-за пределов земель русских. Причем, похоже, из краев сопредельных. А уже полторы тысячи лет рядом с русской местностью пролегают степные края тюркских народов. И именно у тюрков «дед, дедушка» прозывается Бабай, Бабай-ага. Вот тебе и Баба-Яга!

А кто же в таком случае старина Кащей? Тот же дед, древний как мир. Который возраста сам не помнит, откуда родом – и нам неведомо. Знаем только, что его смерть – на кончике иглы. А та игла – в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце. Кстати, Кащей или Кощей – по-разному пишется порой. На наш взгляд, вернее будет именно Кощей, через букву «о», акающий вариант является производным, второстепенным. Но в таком случае тот вечный дед по прозванию Кощей ни кто иной, как «Кощи, кугащи». Именно так на чувашском языке называют деда по материнской линии.

Но это еще не всё. Почему-то деда по отцу и деда по матери чуваши именуют по-разному. Не просто для удобства. Эти важнейшие в старинной жизни понятия отличаются, по-видимому, в силу своего происхождения. То есть, откуда родом те старики, что дали продолжение потомкам. Оказалось, что «Куг-ащи» по-марийски означает «старший, большой отец», т.е. глава семейства. И именно финно-угорские племена, к коим принадлежат марийцы, издревле населяли территорию «от Москвы до самых до окраин», к Уралу и далее.

Таким образом, в имени вечного старца Кощея смешались древние булгарские и финно-угорские корни. Позднее рядом со славянскими княжествами появились золотоордынские татарские владения. И кто же из двух обозначенных старцев старше по возрасту? По всей видимости, Кощей Бессмертный, всё же будет постарше своего визави Бабы Яги.

Что и проистекает из самого его прозвания.