Кронштадтский мятеж

Соловецкий Юнга
В 1951 году наш «МО-257» базировался на Очамчири – в Чёрном море. Очень удобная бухта, защищённая от морских волн со всех сторон. Эта база называлась ЧОПС – Черноморский отряд пограничных судов. И как всякая военно-морская база имела все необходимые атрибуты, т.е. судоремонтные мастерские, интендантскую службу, в ведении которой было материально-хозяйственное снабжение кораблей и базы, и т.д.
Как-то на людях неожиданно встретились капитан Сметанин – начальник корпусного цеха (цех по ремонту корпусов кораблей) и майор интендантской службы Поршнев. Непредвиденная встреча вызвала у обоих растерянность и заметное смятение. Поршнев приблизился к Сметанину, слегка похлопал по плечу и подал руку. Конечно, недавняя война еще  касалась миллионов людей весьма неожиданными событиями. Эту встречу видели многие, но значимость её не все знали и понимали. Она могла оказаться роковой.
В тот год я был старшиной электромеханической группы – механиком «МО-257», так и именовался с упразднения офицерской должности в звании мичмана. С капитаном Сметаниным по долгу службы, да и не только, у меня сложились  нормальные отношения.
В 1951 году базу посетил контр-адмирал Воробьёв.
Сметанин ходил к нему на приём с просьбой  об отставке. Адмирал отставку не принял, и из Москвы пришла депеша о присвоении Сметанину звания майора. (Вот так держали кадры на флоте в те послевоенные годы).
Это событие отметили, и майор скромно рассказывал… Оказывается, капитан Сметанин и майор Поршнев – участники Кронштадтского мятежа марта 1921 года. Сметанин был молодой матрос-мятежник, а Поршнев – молодой красноармеец, подавлявший мятеж. Поршнев «снял» его с дерева, когда он сидел на сучке с винтовкой… Запомнить и узнать Сметанина было легко, поскольку он – невысокий крепыш с явно выраженными очертаниями рябоватого лица. Из того, что он   рассказывал, теперь можно сделать определённые выводы.
Петр I, освободив устье Невы от шведов весной 1703 года, основал Петербург, и на пустынном острове Котлин заложил крепость, наречённую Кронштадтом. Котлин – песчаный остров, вытянутый с востока на запад, длиной 11 км и шириной 1-1,5 км ; имеет три удобные просторные гавани, расположен в 14 милях от устья Невы. Крепость прикрывает вход в Неву и Петербург. Кронштадт стал основной стоянкой Балтийского флота – традиционно Кронштадт считается столицей военных моряков.
Кронштадтский мятеж – драматическое событие в морской крепости в марте 1921 года – всегда воспринимался как антисоветский заговор, организованный эсерами, меньшевиками, анархистами и белогвардейцами при поддержке иностранных империалистов. Эта версия сомнительна, но не исключается.
Есть мнение, что инициатива Кронштадтского мятежа исходила все-таки от матросской массы  и во главе восстания стояли выходцы из матросской среды. 28 февраля состоялось общее собрание линкора «Петропавловск». Председателем избрали Петриченко, который стал главой мятежников. Степан Максимович Петриченко – кадровый матрос с линкора «Петропавловск» (впоследствии переименован в «Марат») присяги 1914 года. На делегатском собрании избрали штаб восстания –  Ревком  (Временный революционный комитет матросов, красноармейцев и рабочих г. Кронштадта).
Кронштадтский мятеж стал возможным из-за хозяйственной разрухи, голода и других бедствий, вызванных гражданской войной. С окончанием гражданской войны и интервенции встал вопрос о демобилизации: разорённая страна не могла содержать столь многочисленные вооружённые силы. Но демобилизация на флоте задержалась, ибо в короткий срок трудно подготовить смену для экипажей современных боевых кораблей
Некомплект личного состава в частях и на кораблях приводил к дополнительным нагрузкам. Тяжелые материальные условия, в которых находился зимой 1920/21 года Балтийский флот, вызвали дополнительные нагрузки на людей, особенно на старослужащих.
Матросы и солдаты Балтики, состоявшие преимущественно из крестьян, отражали общее кризисное состояние в стране. Стачка в Петрограде в феврале 1921 года – в расцвете «военного коммунизма» – стала всеобщей. 21 февраля на Трубном заводе состоялось общее собрание, на котором была принята резолюция, осуждающая режим «военного коммунизма». 23 февраля остановилась работа на заводе «Арсенал»… Пресса назвала это забастовочное движение жаргонным выражением «волынка».
«Волынка» на петроградских заводах послужила в Кронштадте толчком для всех недовольных моряков и гражданских. В Петроград направились делегации из экипажей кораблей и частей, дислоцированных в Кронштадте. Вернувшись, некоторые «делегаты» распускали преувеличенные слухи о расстрелах рабочих, о всеобщей забастовке в Петрограде и т.п.
Комиссар Балтфлота Николай Николаевич Кузьмин – опытный и решительный политработник,  член Компартии с 1903 г, окончивший   Петербургский университет  – никак не мог допустить, чтобы «краса и гордость революции» поднимет мятеж.
3 марта Ревком собрал на «Петропавловске» военный совет, в состав которого вошли бывшие офицеры – капитан Е.Н. Соловьянов, подполковник Б.А.Арканников, командир артиллерийской крепости бывший генерал А.Н.Козловский… Начало проявлять активность и антибольшевистски настроенное офицерство, до сих пор державшееся в тени.
В руках мятежников оказалась главная база Балтфлота – ключ к Петрограду; в их распоряжении было 2 линкора и другие боевые корабли, до 140 орудий береговой обороны и около 27 тыс. матросов и солдат.
На форте «Красная горка» – сильнейшей на побережье артиллерийской батарее – 2 марта была принята резолюция, осуждавшая выступление в Кронштадте. В дальнейшем этот форт стал узловым пунктом боевого рубежа Красной Армии при взятии крепости.
СТО (Совет труда и обороны) РСФСР под председательством В.И.Ленина постановил 3 марта: «Петроградский комитет обороны в области всех мероприятий и действий, связанных с ликвидацией эсеровско-белогвардейского вооружённого мятежа, всецело подчиняется Реввоенсовету Республики, который осуществляет своё руководство в установленном порядке». ; Власть передаётся Реввоенсовету, т.е. его главе Троцкому.
Комитет обороны Петрограда отдал приказ о введении в городе осадного положения. Хождение по улицам после 9 часов вечера воспрещалось. Особо подчёркивалось, что «виновные в неисполнении приказа подлежат ответственности по законам военного времени», а всем патрульным и караульным службам предписывалось при сопротивлении безоговорочно применять оружие.
3 марта во все части и корабли Балтфлота был направлен приказ, которым всем комиссарам предписывалось находиться на местах; запрещались собрания и присутствие посторонних лиц; всех, замеченных в агитации против Советской власти, надлежало арестовывать, а при сопротивлении применять силу; приказ предупреждал, что вся ответственность за его исполнение ложится на командиров и комиссаров частей и кораблей.
Мятеж в Кронштадте, естественно, ободрил оппозиционные силы в Петрограде, которые развернули свою пропаганду с призывом к населению: «требовать немедленной приостановки военных действий против матросов и рабочих Кронштадта»… Белогвардейское подполье открыто объединялось с кронштадтскими сторонниками, хотя лозунги мятежников были: «Советы без коммунистов», «Власть Советам, а не партиям», «Да здравствует только власть Советов».
Мятежный остров, ощетинившись бетонными фортами, одним лишь фактом своего существования бросал дерзкий вызов Советскому правительству. По этому поводу весной 1921-го Ленин объявил, что перспектива развития событий в мятежной крепости «несомненно, более опасна, чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые» (ПСС, т.43, с. 24).
5 марта 1921 г. в Петроград прибыли из Москвы Л.Д.Троцкий, главком Красной Армии С.С.Каменев и командующий Западным фронтом М.Н.Тухачевский.
Бывший лейб-гвардии поручик Тухачевский ещё в 1914 г. попал в плен к немцам, откуда вернулся через четыре года, после Брестского мира. И вдруг бывший дворянин… сразу же, в 1918, становится членом РКП(б) и под покровительством Троцкого начинает командовать армиями и фронтами. В 1920 году против Польши действовал Западный фронт, у Тухачевского в подчинении было 5 общевойсковых армий. Главнокомандующий Польской армией Ю. Пилсудский нанёс Тухачевскому поражение, в результате которого из 5-ти армий Западного фронта уцелела только успевшая отступить 3-я. Остальные армии погибли: были окружены или разбиты.
Потеря такого огромного количества войск вынудила советское правительство подписать с Польшей договор, по которому пришлось отдать Польше территории с 10 млн. белорусов и украинцев. Пилсудский дал Тухачевскому два определения: «доктринер» и «абстрактный полководец».
5 марта 1921 года Троцкий отдал приказ о мерах по ликвидации кронштадтского мятежа:
1. Восстановить 7-ю армию, подчинив её непосредственно Главнокомандованию.
2. Временное командование 7-й армией возложить на т. Тухачевского с оставлением его в должности командзапа.
3. Временному командарму –  т. Тухачевскому  подчинить во всех отношениях все войска Петроградского округа, командующего войсками Петроградского округа и командующего Балтфлотом.
4. Командующего войсками Петроградского округа т. Аврова одновременно назначить комендантом Петроукрепрайона.
Приближалась дата открытия Х съезда РКП(б) – 8 марта 1921 г. Назначив неподготовленный штурм Кронштадта на рассвете 8 марта, Троцкий намеревался к вечеру объявиться на съезде  победителем. О чём 5 марта дал телеграмму в Москву своему верному соратнику и помощнику Склянскому.

Москва Склянскому
Перелом к лучшему в Петрограде принял бы более определённый характер, если бы не Кронштадт. В отношении Кронштадта до сих пор не было никакого плана. Не было даже агентурной разведки, несмотря на полную возможность её организовать. Теперь установлены правильные организационные отношения, выработан простой план действий. Только овладение Кронштадтом покончит с политическим кризисом в Петрограде. Военный округ и флот необходимо реорганизовать, установив военный режим и строгое централизованное подчинение.
 5 марта 1921.  Предреввоенсовета Троцкий

Накануне штурма о. Котлин началась артподготовка. По Кронштадту было выпущено более пяти тысяч снарядов. В общей сложности в Северной и Южной боевых группах насчитывалось около 14 тысяч человек. Среди атакующих имела место «ледобоязнь», распространяли слухи, что льды Финского залива не выдержат тяжести наступающих колонн. Действия подразделений были неуверенны и нерешительны. В некоторых подразделениях часть красноармейцев не подчинилась приказу. Встретив сильный огонь мятежников, подразделения авангардной бригады залегли, а затем отошли обратно, причём часть 561-го полка сдалась в плен.
Итак, первая атака крепости оказалась неудачной.
Потомственный русский военный моряк Александр Васильевич Немитц с августа 1917 года командовал Черноморским флотом, а впоследствии всеми морскими силами республики. 7 марта 1921 г. Он написал докладную записку о причинах трагических событий в Кронштадте. Адмирал Немитц изложил свою точку зрения на события и предложил меры по исправлению положения. Эта записка проигнорирована в реввоенсовете, десятилетия не опубликовывалась, и сейчас она заслуживает внимания и всяческого уважения автора.

Докладная командующего
Морскими силами республики
Немитца
7 марта 1921 года

Бунт моряков Балтийского флота, подавляемый нами в эти дни, вызван, на мой взгляд, столь определёнными, столь ясно усматриваемыми причинами, что долг обязывает меня доложить о необходимости принять их во внимание в будущем управлении флотом.
Общие условия нынешней обстановки в городе, необеспеченность в необходимом от государства (пайком, продовольствием, топливом, одеждой) и в то же время невозможность что-либо купить на рынке для себя и семьи,  несомненно, развили и распространили в массе моряков недовольство, среди части даже, может быть, озлобление. На почве этого недовольства в их массе, несомненно, могла иметь место пропаганда врагов Советской власти. Но тем не менее,  я убеждён, что ни первая, ни вторая причина сама по себе, ни совокупность их действия не подняли бы матросскую массу на восстание.
Она слишком горда своей передовой ролью в революции и достаточно доблестна в лишениях, чтобы пойти против своей власти (советской) и своей партии (коммунистической) с левыми социалистами-революционерами под влиянием только голода, холода и пропаганды последних. Для этого нужно было ещё более сильное воздействие. Это сильное воздействие на массу моряков явилось в виде дискуссии о профсоюзах в том виде, как она отразилась и проходила в Балтфлоте.
На широких собраниях моряков страстно обсуждались вопросы, сами по себе  очень тонкие и сложные экономически, но преломившиеся в сознании массы примерно так: «за Троцкого – или за Зиновьева?», «за подтяжку нас – или за поблажки нам?»
На широких собраниях моряков была допущена и страстная критика командующего Балтфлотом, которой руководила часть комиссаров, и даже – в печати. Это преломилось в сознании массы как: «мы выгнали Комфлота».
В итоге масса оказалась и раздражена, и сбита с толку: она почувствовала возможность не считаться с громадным авторитетом партии, власти, и её лучших и высших представителей и даже как бы вызываемой на какое-то действие. Она его и проявила, как может проявить неорганизованная масса и без вождей.
В конечном счёте, чрезвычайно пострадает флот и затрудниться может внешнее положение Республики.
Я докладываю всё вышеизложенное для того, чтобы указать на необходимость ради сохранения военной дисциплины во флоте:
а) организовать политическую жизнь массы моряков таким образом, чтобы в неё вносились для свободного обсуждения слишком обострившиеся, слишком злободневные вопросы;
б) и чтобы ни в коем случае не допускались резкая критика, подрывание авторитета личностей, стоящих во главе флота.
А параллельно, конечно, нужно улучшить материальное состояние моряков, особенно более старых годов и в особенности их семей.
Командующий
Морскими силами Республики
А.Немитц

Суждения Немитца на ход событий в Кронштадте, конечно, не повлияли, да и вряд ли их приняли к сведению  Троцкий и Склянский. Адмирал через короткое время лишился должности и с 1921 года служил на штабных и преподавательских должностях Советского флота. Скончался вице-адмирал Александр Васильевич Немитц в 1967 году на 88-ом году жизни.
Из первого неудачного штурма крепости извлекли урок. Для решительного удара по Кронштадту следовало собрать большие силы. Вновь созданный штаб обороны крепости состоял из бывших офицеров во главе с Е. Соловьяновым. Вожаки мятежа сразу же попали в зависимость от офицеров. Генерал Козловский в адрес вожаков мятежа сказал: «Ваше время прошло, я сделаю сам, что нужно».
Х съезд партии уделил большое внимание событиям у стен мятежной крепости. Вечером 8 марта делегаты узнали о неудачной атаке крепости, тогда же было принято решение направить часть делегатов съезда под Кронштадт непосредственно в ряды действующей армии. Среди делегатов, выехавших под Кронштадт, было много военных специалистов – командиров и комиссаров.
Накануне решающего штурма крепости в части Красной Армии было влито до 3 тысяч опытных, закалённых политработников. Это мощное пополнение укрепило политико-моральное состояние всего личного состава частей, стоявших под Кронштадтом. От имени делегатов Х съезда партии издавались многочисленные листовки и воззвания к матросам и красноармейцам. Вот отрывки из одного воззвания.
«Белогвардейцы рукоплещут вам и ненавидят нас; выбирайте скорее – с кем вы, с белогвардейцами против нас или с нами против белогвардейцев.
Время не ждёт. Торопитесь».
Ко дню решительного штурма командованию удалось собрать общее количество бойцов с тыловыми и вспомогательными частями войск, сконцентрированных для штурма Кронштадта, до 45 тысяч человек. Решающий удар по мятежной крепости нанесли в ночь на 17 марта. Огромную опасность для наступающих представляла окружающая Кронштадт ледяная равнина: здесь нельзя было укрыться, спрятаться от огня. С высоких зданий крепости, с мачт кораблей замёрзший залив прекрасно просматривался.
Общий стратегический план наступления предусматривал одновременный удар по Кронштадту с севера и юга. На южном участке после удачных попаданий тяжелых артснарядов по наиболее сильным фортам Кронштадта – «Константину» и «Милютину» – форты замолкли. Передовые части атакующей пехоты спустились на лёд и в полной темноте пошли на крепость. Мятежники освещали пространство Финского залива прожекторами, но не обнаружили наступающих, а, напротив, сыграли роль своеобразного ориентира для атакующих.
Уличные бои в пределах Кронштадта приняли тяжелый и затяжной характер. Мятежники вели прицельный огонь из винтовок и пулемётов с небольших  дистанций из окон, чердаков каменных строений, переходя в контратаки.
К ночи 17 марта красные войска были двинуты в решительное наступление. И мятежники начали сдаваться целыми партиями в плен. Командир линкора «Севастополь» капитан первого ранга Христофоров приготовил корабль к взрыву и приказал команде сойти на берег. Но моряки, искренне любившие свой корабль, не выполнили преступный приказ. Христофоров был арестован и передан командованию Красной Армии.
Команды линейных кораблей «Севастополь» и «Петропавловск» – эпицентр антисоветского мятежа – решили:  кто считает себя виноватым – иди в Финляндию, а кто прав – оставайся, но всё же большая часть осталась на корабле. Оставшиеся сдали оружие, вымыли палубу, сходили в баню и спокойно стали ждать дальнейшей участи, выкинув белые флаги.
Со всеми руководителями и заметными участниками мятежа, попавшими в плен, чекисты расправились без пощады. А основную массу матросов, сдавшихся в плен, тех, кто раскаялся и попросил прощения,  отпустили по домам и приказали не болтать, – говорил майор Сметанин. 

Из энциклопедии «Гражданская война и военная интервенция в СССР»:
Кронштадтский мятеж
«…К утру 18 марта мятежники были разгромлены, потеряв убитыми св. 1 тысячи человек, ранеными св. 2 тысяч и захваченными в плен с оружием в руках 2,5 тысячи. Около 8 тысяч бежало в Финляндию. Советские войска потеряли 527 чел. Убитыми и 3285 чел. Ранеными».
Мятежники Кронштадта вынудили Советскую власть отказаться от принципов «военного коммунизма». Ленин по этому поводу дал оценку: «Кронштадтские события явились как бы молнией, которая осветила действительность ярче, чем что бы то ни было» (ПСС, т. 43, с. 138).
8 марта 1921 года в Москве открылся Х съезд Коммунистической партии. Ленин выступил перед съездом с отчётным докладом. Он высказал основную политическую проблему, стоящую перед партией и Советским государством: «…Мы не должны стараться прятать что-либо, а должны говорить прямиком, что крестьянство формой отношений, которая у нас с ними установилась, недовольно, что оно этой формы отношений не хочет и дальше так существовать не будет. Это бесспорно. Эта воля его выразилась определённо. Это – воля громадных масс трудящегося населения. Мы с этим должны считаться, и мы достаточно трезвые политики, чтобы говорить прямо: давайте нашу политику по отношению к крестьянству пересматривать. Так, как было до сих пор, такого положения дольше удерживать нельзя» ПСС., т. 43, с. 59). В этих условиях Ленин ставил вопрос о замене развёрстки налогом. Он подчеркивал: «…Я считаю этот вопрос самым важным вопросом экономики и политики для Советской власти в настоящее время».
Ну  а Тухачевского в мае 1921 года направили в Тамбов для подавления восстания тамбовских мужиков, для ликвидации антоновщины.