Мои друзья, такие разные

Алкора
         Мы всегда сообщаем другим лишь часть о себе - правдивую, но бесполезную, потому, что она лучшая и не стыдная наша часть, та, что позволяет нам увеличивать свою значимость и рисовать свой портрет в выгодном освещении. По сути, вся наша информация о себе – ложь. Правда – это не та точка, с которой мы фотографируем себя, желая иметь «удачную» фотокарточку. Правда требует видения и показа себя со всех точек зрения, причем, внутренние, потаенные, полные сомнений, противоречий и  стыда – куда более важны.

    Если вслушаться в разговор людей, то легко обнаружишь, что его основной темой является скрытая похвальба и жалобы на трудные обстоятельства. Очень редко люди говорят вслух о своих действительно болевых точках - о претензиях к себе, о муках непонимания «почему я такой» и т.п. Это не принято даже среди самых близких, потому что в обычной жизни не приносит им пользы. Я тоже общаюсь подобным способом, делая это по необходимости соблюдения приличий, но без всякого удовольствия от общения. Оно – обычная игра, за которой очень мало правды. Такое общение  нормально с чужими. С близкими поддерживать игру в «добрых знакомых» мне почему-то не хочется.

     У меня есть и другие друзья, с которыми можно интересно потолковать на тему поиска духовных истин. В отличие от «житейских», те, кого я называю «духовными», в мои обычные, земные заботы даже не посвящены. Это не их поприще. Я всех их очень люблю, хотя постоянно удивляюсь полной несовместимости тех, кто мне дороги. Мне приходится постоянно помнить, какую тему с каждым из них можно обсуждать, а какую бессмысленно. Они все из совершенно разных миров, соединить которые мне не удается. Да я и  сама с великим трудом вписываюсь в их миры!

     С Рамоной мы когда-то вместе ездили на Памир в экспедицию по поиску Снежного человека. Сейчас встречаемся редко, но каждый раз с пользой для меня. Она помогает мне в приобретении важного опыта самонаблюдения. Какая Рамона  на самом деле, я не знаю. Она  человек - фантом. Не исключено, что внутри нее пусто, зато внешне – это сильный и умный маг, который умеет производить то впечатление, которое хочет. А хочет она всегда быть сильной, успешной,  умной и красивой. И это у нее получается. Все прочее по большому счету ей не важно. Искусство, душа, любовь, добродетели, альтруизм, жертвенность, духовность - все это, с ее точки зрения, только иллюзия. В том, что она ставит для себя  целью, она преуспевает или создает видимость преуспевания. Ее игра безупречна. Насколько то, что она сама говорит о себе, соответствует истине, я не знаю. В свое время Рамона учила меня входить в образ и, сделав его для себя полностью достоверным (поверив в него), внушать его другим: человек будет видеть тебя в том виде, каким ты себя ощущаешь. Это и есть - магия.

    Рамона позволяет себе говорить о других отрицательно. Не зло, но с критикой. С ее оценками я часто бываю согласна. Не дает себя утомлять. Например, когда я встречаюсь с человеком, отнимающим у меня время и силы на разговор, который кажется мне бредовым, я страдаю: то начинаю злиться, то мучаюсь, но терплю, виня себя одновременно и за нетерпимость, и за бесхарактерность. Рамона в таких случаях берет инициативу в свои руки и легко переводит разговор в нужное ей русло.  Ее жизненные цели меня не привлекают. Я не осуждаю их, а просто не испытываю к ним притяжения. Я не стремлюсь к богатой и богемной жизни (сигареты, рестораны, дорогие шмотки, высшее общество и бизнес с его вечной загруженностью и озабоченностью). Может быть, я просто не пробовала так жить, но меня и не тянет. Я редко беру на вооружение ее магические приемы «создания образа». Предпочитаю не казаться, а быть, хотя грань между этими понятиями определить трудно. Одно плавно входит в другое. «Быть» значительно труднее – впечатления успешной я ни на кого не произвожу. Почему-то думаю, что мой внутренний мир богаче, чем ее, при явно худшей, чем у нее, внешней игре. Трудно понять, действительно ли меня так не привлекает игра, или мое неумение играть  - просто красивое оправдание отсутствия успеха?

    Вторая моя духовная подруга - Наташа. Умная. Талантливая. Умелые руки. Чувство красоты и способности к творчеству. Главное ее достоинство – то, что хочет, она умеет делать качественно. Не берется за то, что не ее, или, что делается ради галочки. Не заморачивается никаким долгом перед другими. На мой взгляд, у нее нет системы своих взглядов, она живет одним днем, настроением. Может, это и здорово, но не мое. Моя душа почему-то не принимает такой легкости.

    Наташа умеет слушать других, понимать их. Масок и магических приемов она не использует, хотя умеет и даже любит играть в жизни. По отношению к себе правдивой не бывает, потому что живет воображением и не отличает его от действительности. В этом ее благо: когда начинаешь видеть себя реальную, жизнь становится невыносимой. Воображение защищает нас от сложностей жизни.

    У Наташи богатое воображение. Она, по ее словам, имеет видение тонкого мира, что воспринимается мной как ее субъективное ощущение. Кое-что из этих видений и необычных состояний я изредка имела сама и понимаю, что находиться в них – блаженство, которое легко настраивает нас на ирреальное восприятие мира. Но я считаю эти явлениями субъективными способностями нашего Я или, что еще хуже, - реальностью, идущей к нам из миров, не вызывающих у меня доверия.

     В отличие от первых двух моих друзей, третий – Олег как раз с блеском ничего делать не умеет. Все результаты его деятельности поражают только тщательной отработкой мелочей, на которые ему указали другие.  Главное он почему-то упускает. Берется за все, но редко что доводит до хорошего уровня. Даже его вполне заслуженный многочисленными поездками по стране образ туриста спортивного класса, поблек для меня в нашем памирском походе, где Олег вел себя менее собранно и организованно, чем иные непрофессионалы.

     Главное его достоинство - терпимость. Умеет управлять своим эгоизмом, гордыней, умеет прощать. Интеллигентен. Имеет здравый смысл и представление о социальном долге. Умеет оформлять  свои мысли на бумаге и находить интересные книги. Никогда не говорит о других отрицательно. В этом  его явное духовное достижение или ... неискренность? Что Олег  на самом деле чувствует по отношению к человеку - для меня тайна!

    Поражает способность Олега много говорить – «упоминать», не передавая ничего по существу: в массе общих фраз и нежизнеспособных, отвлеченных рассуждений мне никак не отыскать того, ради чего слова были сказаны. К чему вел и что хотел сказать - не ясно. Иногда его слова больше предназначены для того, чтобы скрыть, чем для того, чтобы сообщить. Даже если он передает факты, то не умеет или не хочет показать свое личное отношение к чему-либо. Олег часто оставляет во мне странное ощущение: может в этом и есть его цель - не прояснить, а затуманить, не привлечь, а не подпустить близко и скрыть? Иногда в голову приходит и другая, еще более странная мысль: его внешне искреннее служение ближним  и друзьям  построено на принципе жертвования с одновременным созданием причины для получения отказа от его жертвы...

    Кто из них троих наиболее духовен? Рамона - безупречный маг. Ее цель - успех в Жизни, а духовная практика – только средство для достижения этого успеха. Чтобы она ни говорила, она находится не над, а в самой жизни и не избегает того, что дает ей земные наслаждения, сколько бы это ни называлось ею «контролируемой глупостью».

   Наташа подобный «материальный» этап в себе уже изжила, ее больше влечет тонкий мир, а жизнь для нее - игра. Иногда - слишком уж игра. Чувство долга, ответственности, особенно социального долга у нее своеобразное. Ее ничто не сковывает в жизни, благодаря ее своеобразной логике объяснения долга. Я ощущаю долг иначе. Наташа, вероятно, духовна, хотя мне этот способ жизни не нравится. Она живет в воображаемом мире, который  выстроила для себя безупречно, а отсутствие семьи и детей позволяют ей жить этой игрой в гармонии. Живет она одна, но содержит в порядке квартиру, которую  превратила в уютное гнездышко, внеся в это вкус и красоту.

    Как обустроила свой дом Рамона, я не знаю. По ее словам, замечательно. Олег всю жизнь ищет чего-то вне мира - усердно, предано, бескомпромиссно, но ни в мире, ни вне мира не создал ничего, что меня бы впечатлило. В его доме масса редких, старинных вещей, но ни житейского уюта, ни ощущения храма, нет - все эклектично, бессистемно, по-походному и с надуманными сложностями ради аскетизма, положенного каждому духовно ищущему. Формально он отдает все долги своим детям, друзьям и обществу, но почему-то остается ощущение скорее участия, чем результата. Странное ощущение. И при этом, Олег наиболее  близкий мне человек. Он всегда оставляет впечатление, что он не тот, кем кажется или старается казаться, а гораздо лучше и содержательнее.

    У всех троих  друзей нет цели увидеть себя со стороны. Пока я не пыталась этого сделать, я была счастливее. А сейчас, когда все лживое и неправильное во мне открылось взору, я кажусь себе  отвратительным существом. Я знаю, как надо играть, верю в результативность игры, но не хочу самой игры. Мне просто ... скучно. Меня не зажигают стремления Рамоны к жизненному успеху, и я уже накушалась миром Зазеркалья и его тонких ощущений, в котором блаженствует Наташа. Тем более, я не понимаю пути аскетизма, которым сейчас ходит Олег. Этот период исканий я в свое время уже пережила и, хотя многое успела утратить, но возвращаться к нему - скучно!

   И первое, и второе, и третье - три разных игры, разных наркотика, спасающих нас от рутины жизни. Я хочу смотреть на мир глаза в глаза, без игры. Эзотерика - захватывающая игра, но, как же мало мы способны изменять себя и, главное, совершенно не желаем меняться, прикрывая это нежелание разными оправданиями. Практически каждый из нас, даже наполнившись духовными идеями, не меняется. Изменяется только наша внешняя оболочка, приобретаемая за счет подражания внешним влияниям. Мы остаемся такими же. Более того, даже свою Личность мы охотнее всего развиваем в том направлении, в котором были  сильны изначально.

…Зачем нужны  дороги, которые не ведут к Храму? Может, уже настало для меня время сделать этот единственный -  правильный выбор?