Клятва Гиппократа

Валентин Кашин
Клятва Гиппократа-категория морали или нравственности?
 Нравственность, как объективно существующая система законов целостности сознания, отражающих всеобщую взаимосвязь сознания Мироздания и твоего собственного сознания. Нравственность отражает твою личную связь с разумом Вселенной, или, что тоже самое, связь с богом, высшим разумом. Поэтому нравственность без совести не существует.
Мораль - есть отражение НОРМ "правильного" по мнению общества поведения, принятых в обществе для того чтобы выглядеть разумным по стандартам общества. То есть мораль - это система законов общества, выработанная в процессе развития общества.Если  общество - больное, то и мораль - декларирует правила поведения больного общественного сознания. Стандарты можно задекларировать законодательно. Например, в конституцию можно ввести статью о праве на неограниченное потребительство. Мораль про совесть не помнит. Поскольку право на совесть не декларируется. Она либо есть, эта самая совесть, либо её нет. Какой простор для формализма!
Замечательный тест на проверку, - больная или здоровая у вас психика. И почему врачи такое тестирование не применяют. Наверное увлеклись, лобированием лекарств и пищевых добавок, и сами во многих случаях потеряли совесть, ограничились клятвой Гиппократа, Тем более, что дают такую клятву всего один раз, да и то в институте, а потом, позже все равно не проверяют, твоё соответствие клятве. Да и кто такую проверку делать будет.
Зато звучит то как - КЛЯТВА. Интересно, что "клятву Гиппократа" давать выгоднее. Звучит  более исторически, чем например "клятва Чехова", или там "клятва Боткина". И то правда, зачем проверять,  то, что соблюдать по нынешним временам не выгодно. Вот так и остается клятва всегда с тобой, даже если ты давно не врач , а торговец. А может клятва Гиппократа придумана для торговли БАДАМИ, (пищевыми добавками), может это я что-то путаю. Да и потом, лишишь такого врача клятвы, а жаль его бедного; а того больше, всё общество жаль, государство. На подготовку такого врача большие деньги народные потрачены. Может зря жалеем? Может клятву  отбирать надо, да пусть потом заново дает. Вот ведь военные-то при смене власти присягу заново дают.Хоть военные, а сразу сообразили, что новой метлой  со старой присягой  работать несподручно. А тут как-то нехорошо, некрасиво получается клятву вроде как в пожизненное пользование дают.
По мне так все просто. Если клятва Гиппократа  - категория  нравственности. то к ней  как к "любви" или "мудрости", или "вере"  относиться должно. Как к разумной сущности. которую беречь надо  и. хотя бы  время от времени к ней с чистой совестью подходить.
А вот, если  клятва Гиппократа - категория морали, то есть  понятие декларативное, -  дам то дам,  а выполнять  - это уже как бог ( а может черт) на душу положит, по обстоятельствам. То в  этом случае, к клятве, как к использованной разовой салфетке можно относиться. Она и нужна  в этом случае только, чтобы в корпоратив врачебный вступить, для обеспечения себе права рецепты на особо прибыльные аптечные средства выписывать.
Жаль Чехов не сегодня  пишет. Он бы со своей душевной чуткости наверняка объект  писательского внимания бы поменял, и в основном бы о врачах писать начал.