Чудо-ягоды средней полосы. 6. Черемуха-вишня

Виктор Сорокин
Черемуха-вишня

Мне так и не довелось осуществить одну пустяковую мечту: отведать черемухового варенья. В детстве была черемуха, но не было сахара. А когда сахар в доме стал обыденностью, ездить в лес за малозначимыми ягодами черемухи особого смысла уже не представляло. И я мог лишь вообразить себе, какого вкуса могло быть черемуховое варенье…

Особая тяга к черемухе прорезалась у меня уже после переезда во Францию, поскольку здесь не было не только ягод черемухи, но даже самих цветов, оставшихся в памяти столь теплыми воспоминаниями. Тем не менее, желаемые вещи так или иначе в нашей жизни появлялись. Появилась и черемуха. Я обнаружил ее в небольшом ботаническом садике, где ее посадили в качестве… ограды.

Года за два до переезда в Ланды я срезал порядка десяти веток с кустов черемухи и поставил их в герметичные бутылки с водой – чтобы не засохли на подоконнике. Через полгода одна из веток пустила корни, и я пересадил ветку в горшок. Ныне это уже полноценное деревце, и я не дождусь, когда в апреле-мае она будет насыщать мою деревню мягким, пушистым ароматом…

А еще, по соседству с тем ботаническим садиком мы обнаружили аллею растений, очень похожих на черемуху. В них я признал гибрид черемухи-вишни. Дело было в июне, и я ловил момент созревания мелких ягод с крупными, почти вишневыми, косточками. И вот в начале августа мы собрали литра два ягод и сварили из них не слишком сладкое варенье. Некрикливый, слегка вяжущий и с мягкой горчинкой вкус варенья можно охарактеризовать как вполне достойный похвалы фрукт.

Через год по дороге в Лиль (к сыну) мы заехали в черемухо-вишневую аллею и нарвали несколько горстей спелых ягод для посадки в Ландах. Вернувшись домой, я высадил косточки в цветочные ящики, увлажнил их и поставил в тенистое место. Но ни весной, ни через год, осенью, ни одна косточка так и не проклюнулась. И я про ящики забыл…

А следующей весной, сгребая с ящиков прошлогоднюю листву, я увидел под ней единодушные всходы черемухи-вишни! Я рассадил растения по множеству горшков и ящиков, чтобы они окрепли. А через год высадил кустики по периметру сада. Один куст оказался на месте засыпанной оросительной канавы и за первый год вырос более чем на два метра. А еще через год этот куст превратился в обильно плодоносящее дерево! Правда, урожаем пришлось поделиться с дроздами...

А следующей весной под соседними кустами я обнаружил многочисленные черемушки-вишенки – это постарались дрозды. Теперь саженцы черемухи-вишни могут посадить у себя все жители нашей деревни!..

=======

На фото: Черемушки-вишенки, попробованные дроздами.