Пока гром не грянул

Елена Марценюк
Написать эту статью меня заставил элементарный животный страх, пережитый на одесской Юморине 1 апреля и оставивший в душе ощущение непреходящего ужаса. О нем и о событиях, сопряженных с ним, я рассказала в материале, подготовленном к публикации на другой же день после происшедшего. Но так как моя статья впрямую касалась только что окончившегося в нашем городе весёлого праздника,  которому другим журналистом нашей газеты была посвящена более соответствующая его атмосфере жизнеутверждающая публикация, на редсовете было принято решение не портить настроение одесситам.
Однако те из них, кто все-таки узнал от меня о пережитом на Юморине, единодушны: проблему надо поднимать обязательно, дабы однажды не произошла трагедия.

А на Юморине произошло вот что.
Отгуляв на карнавальном шествии, навеселившись на уличных шоу и от души накачавшись пивом, без чего, как водится, с юмором у наших граждан чаще всего «не того», буквально весь город двинулся на Куликово поле, где должно было начаться гала-представление. Тысячные толпы разгоряченных и уже мало управляемых людей, среди которых преобладали дети и молодежь, шли и шли в сторону железнодорожного вокзала.

Никто из устроителей Юморины не озаботился проблемой удобного попадания разгулявшегося народа на вожделенное Куликово поле. Из центра города пройти на него при непрекращающемся автомобильном движении на привокзальной площади возможно только через подземный пешеходный переход. И вот здесь стало не до юмора: людское скопище  напористо устремилось вниз, в безвоздушном замкнутом пространстве возник затор, зажатая бетонными стенами толпа оказалась во власти мрака и ужаса… Дети подняли истерический крик. Взрослые пытались успокоить их тоже криками, что подействовало на спрессованных в подземелье нетрезвых подростков раздражающе… Они перли и перли, безбожно ругаясь и без разбора раздавая тумаки, давили и жали со всех сторон…

Казалось, из перехода уже не выбраться никогда… Признаюсь, большего кошмара испытать в жизни не довелось.
К счастью, никого не растоптали и не задавили. Десяток разбитых носов, отдавленные ноги и порванная одежда не в счет. Не будем считать жертвами описавшихся от страха ребятишек и их хватающихся за сердце родителей и воспитателей. На этот раз обошлось.

Похоже, что те, кто ныне усиленно предлагают некогда строгое и официозное Куликово поле для ярмарочных забав, о панике и давке в переходе 1 апреля так и не узнали. Я свидетельствую: Юморина-2009 могла войти в историю Одессы новой Ходынкой. И то, что на этот  раз пронесло, отнюдь не означает, что в недалеком будущем, когда зачастят на Куликовом поле предвыборные шоу или разгуляется День города, в злосчастном переходе обойдется без жертв. Уж слишком он не приспособлен для передвижения больших человеческих масс. И невольными убийцами могут стать нормальные добрые и законопослушные люди. Люди, сделавшиеся толпой.

ЧТО БЫЛО НА ХОДЫНКЕ
Царские подарки, широко разрекламированные задолго до коронации молодого государя императора Николая II, были, пожалуй, не самыми щедрыми в истории подобных исторических шоу. Обещали кулек с сайкой, куском колбасы, пряником, орехами, леденцами и эмалированной кружкой с инициалами новоявленного императора. Однако за подачкой народ стекался в Москву даже из близлежащих городов и деревень. Шли целыми семьями, несли на руках маленьких детей, шутили, пели песни. Уже ночью накануне 18 мая 1896 года на Ходынском поле собралось до полутора миллионов человек…

Давка была настолько страшной, что к рассвету многие стали терять сознание и умирать от удушья. Трупы выволакивали из толпы и над головами из рук в руки передавали к краю поля. Мертвецы, находившиеся в глубине толпы, продолжали «стоять» на своих местах, к ужасу соседей, не имеющих возможность отодвинуться от них. Но «торжество» покинуть никто не пытался.

К пяти утра артельщики, опасаясь, что толпа снесет их вместе с палатками, начали швырять людям подарки. Многие бросались за царскими кульками, спотыкались, падали и сразу оказывались втоптанными в землю напирающими со всех сторон соседями.
Организаторы торжеств не учли, что Ходынское поле было местом учений войск. Территория была покрыта рвами и траншеями. Обессилевшие люди падали в эти ямы, сползали по насыпям, а по ним за вожделенными кульками бросались следующие…

Оказался в толпе и родственник знаменитого фабриканта Морозова. Когда людская масса понесла его на рвы, он закричал, что даст восемнадцать тысяч тому, кто его спасет. Но никто уже не мог протянуть ему руку помощи, даже если бы и захотел. Ходынское поле сделалось похожим на поле ужасной битвы. В ямах еще шевелились растоптанные полуживые люди, с забитыми землей ноздрями и ртами, а их затаптывали, жали, давили без всякой жалости.

По официальным данным, в Ходынской давке погибло 1389 человек. Очевидцы катастрофы называют иные цифры: 18 мая 1896 года на Ваганьковском кладбище в Москве было похоронено более шести тысяч раздавленных людей.

ПАМЯТКА
Как не стать жертвой охваченной паникой толпы? Лучший способ – в нее не попадать.
А если все-таки попали, то приложите все усилия, чтобы поскорее выбраться. Руки держите перед собой на уровне груди. Напирающая со всех сторон людская масса часто сжимает грудную клетку – и человек не может вдохнуть. Важно сохранить для себя возможность «работать локтями». Не хватайтесь за выступающие предметы, старайтесь их обойти, держитесь дальше от стеклянных витрин и турникетов.
Зонтик, сумку прижмите плотно к телу, колющие, режущие предметы и даже шариковые ручки лучше выбросить сразу. Длинный шарф переместите с шеи на поясницу, превратив источник опасности удушения в средство защиты. Никогда не наклоняйтесь, не поднимайте упавшие вещи, деньги, не завязывайте развязавшийся шнурок.
Главная задача – любой ценой устоять на ногах. Если все-таки упали, согните руки и ноги, защитите голову руками. Затем быстро попытайтесь упереться руками и одной ногой в землю и резко выпрямиться по ходу движения толпы. Если не получится сразу, не отчаивайтесь и повторите попытку. (Из Энциклопедии экстремальных ситуаций).

ВСЕНАРОДНЫЙ АТТРАКЦИОН               
Легко сказать: не стремитесь в гущу событий. Но как оказаться безучастным, если в событие втягивают всю страну, а власти только подогревают энтузиазм толп?

В марте 1953-го в Москву на похороны Сталина из Грузии приехали специальные плакальщицы, несколько тысяч женщин, одетых во все черное. В погребальный день они должны были идти за траурной процессией и по грузинскому обычаю плакать навзрыд, как можно громче. Плач их должен был транслироваться по Всесоюзному радио. По нему, кстати, уже четвертый день передавали только траурную, трагическую музыку, что соответствующим образом нагнетало настроение советских людей. Настроение у всех граждан Страны Советов в те дни было подавленным. У многих случались истерики, сердечные приступы, недомогания, неврастенические припадки. Смертность среди населения резко увеличилась.

Три дня многокилометровая человеческая река, извиваясь по улицам столицы, направлялась к Колонному залу Дома союзов. Там, на возвышении, весь в цветах, был установлен гроб с телом «отца народов». Все стремились к нему, чтобы хоть одним глазком посмотреть на человека, который уже при жизни стал памятником.  Но не всем удалось добраться до коммунистического идола.
 
Давка на улицах была такой сильной, что людей просто вжимали в стены домов. Обрушивались заборы, ломались ворота, разбивались витрины магазинов. Граждане забирались на железные фонарные столбы и, не удержавшись, падали оттуда. Некоторым удавалось подняться, и они ползли по головам толпы. Гибли не только люди, но и лошади, на которых сидели милиционеры.
Раздавленные тела складывали на грузовики и увозили за город, где всех закапывали в одну общую могилу. Среди пострадавших были и такие, кто приходил в себя и просил о помощи. Однако «скорая» в траурные дни в Москве не работала – по улицам запрещалось ездить. Раненые никого не интересовали, их участь была предрешена. Пока спешно закапывали одних, подвозились следующие жертвы.

Трубную площадь, по свидетельствам выживших, оградили грузовиками. Люди, втиснутые в этот искусственный квадрат, были вынуждены давить друг друга. Гибли дети, которых родители по недомыслию потащили с собой в надежде в последний раз показать Сталина. Оцеплению кричали: «Уберите грузовики!». Один из офицеров, по словам очевидцев, спасая детей, не скрывая слез, плакал и говорил: «Не могу, приказа нет…».

Было ли в те дни 1953-го года погибших больше, чем на Ходынке, сказать сложно. В советские времена никакой утечки информации быть не могло, поэтому в международную статистику эта трагедия даже не включена. Но скорее всего, погибших не только в Москве, но и в других городах СССР было гораздо больше. Ведь участвовала в похоронах любимого вождя практически вся страна.

ПАМЯТКА
Если в толпе вместе с вами оказался малолетний ребенок, не старайтесь защитить его, прижимая к себе. Ваши объятия не спасут его от давки, слабые детские ребра при сильных толчках могут не выдержать. Самое безопасное место – над головами.
Известны случаи, когда матери просто выбрасывали своих детей поверх толпы и тем самым спасали их от смерти. Иногда родители усаживают ребенка на плечи и в таком положении вливаются в людской поток. (Из Энциклопедии экстремальных ситуаций).
   
ИЗ СОВСЕМ НЕДАВНЕЙ ИСТОРИИ
Приведенные выше несколько удаленные на историческом пространстве и во времени примеры могут вызвать неверное ощущение, что ошибки прошлого учтены и повториться не могут. Увы, из года в год мы узнаем, что в той или иной стране во время раздачи подарков или гуманитарной помощи, на розыгрышах ценных призов, на распродажах или во время народных гуляний в страшных давках гибнут сотни людей.

Причем чаще всего трагедии случаются из-за того, что большинство из них переоценивают угрозу собственной жизни, а брошенный кем-то призыв: «Спасайся, кто может!» оказывается страшнее реальной опасности.
 
Чаще всего провокаторами паники оказываются женщины и дети. У них занижен порог возбудимости, а их крики на высокой частоте мгновенно создают стрессовую ситуацию и парализуют нервную систему всех, находящихся в толпе.

Так, 30 ноября исполнится пятнадцать лет со дня ужасной трагедии в городе Червоноград, что на Львовщине. В 1998 году в давке, которая возникла в местном кинотеатре, куда по распоряжению  гороно привели на бесплатный сеанс школьников, погибли четверо детей, а семнадцать из них получили травмы разной степени тяжести. Тринадцатилетняя Галочка Кривова шестьдесят два дня находилась в глубокой коме. К счастью, врачи сумели постепенно вернуть ребенка к жизни. Все эти дети пытались попасть на сеанс американского кинофильма "Армагеддон", и, оставшись без должного контроля взрослых, старались поскорее занять наиболее удобные места. Давка вызвала панику, крики испугавшихся детей спровоцировали чувство стадного страха и…

Год спустя в Минске подобная трагедия случилась на станции метро «Немига». Виной всему оказались внезапный ливень и один парень, который просто крикнул: «Бежим в переход!». И тысячная толпа, спасаясь от дождя, в едином порыве бросилась за своим ведущим в переход метрополитена, поскальзываясь на мокрых ступенях, топча и давя друг друга. Погибло пятьдесят три человека, сотни получили травмы и увечья.

Разыгравшаяся в 2005 году трагедия в центре Багдада, когда в давке на мосту через реку Тигр погибло 647 человек, а еще 255 получили ранения, произошла из-за того, что в многотысячном шествии паломников прозвучали крики, будто бы в толпу проникли террористы-смертники. Началась паника. Увы, люди погибли без всякого участия террористов.

И еще пример: в феврале прошлого года угонщик пассажирского самолета «Боинг-737» сдался испанским властям, не совершив не единого выстрела и никого из пассажиров не обидев. Однако двадцать из них все-таки умудрились пострадать. При  панической эвакуации из салона самолета люди сбивали друг друга с ног и неслись по упавшим, не оказывая им никакой помощи.

ПАМЯТКА
Если в толпе возле вас объявился паникер, который баламутит окружающих, найдите способ осадить его. Один его истеричный выкрик способен направить ситуацию в сторону катастрофы. В самой категорической форме прикажите ему замолчать, обвините в злонамеренной лжи, скажите, что вы знаете, что делать, пусть даже вы растеряны, как и все остальные.
Если паникер не успокаивается, примените физическую силу вплоть до нанесения травмирующих ударов. Тем самым вы спасете окружающих и себя от паники, а значит, от возможной гибели. (Из Энциклопедии экстремальных ситуаций).

НАКОПЛЕНИЕ ГЛУПОСТИ
«В толпе может происходить только накопление глупости, а не ума, - писал основоположник социальной психологии французский ученый Густав Лебон, посвятивший свою жизнь изучению проблем людей, собранных в социумы. – Каковы бы ни были индивиды, каков бы ни был их образ жизни, характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовалась коллективная душа, заставляющая их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности».

Но есть один парадокс. Противостоять толпе почти невозможно, а вот управлять ею гораздо легче, чем отдельными личностями, потому что у толпы повышенная внушаемость. Именно этой особенностью толпы с давних времен успешно пользуются вожди, полководцы, религиозные и политические деятели, посылая народные массы на подвиги, а порой на бессмысленные и зверские разрушения. Вспомните третий рейх с его истеричными вождями, Ленина, сегодняшних исламских лидеров.

Бабушка, родившаяся и прожившая большую часть жизни в Узбекистане, рассказывала мне, что во времена гражданской войны в Средней Азии басмачи в стремлении уничтожить огромные стада бесценных тонкорунных овец, чтобы они не достались большевистской власти, придумали нехитрый трюк. По среднеазиатской традиции вожаками  овечьих стад делают более подвижных и смышленых козлов.
Басмачи разгоняли козлов перед пропастью, те легко перепрыгивали бездну, а глупые бараны, блея и содрогаясь от ужаса, сами шли и шли в бездонный провал, стремясь не отстать от своего прыгучего лидера… Поведение толпы, которой манипулируют ловкие «мессии», абсолютно идентично этой бараньей тупости.

По мнению Густава Лебона, человек в толпе «опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации». В состоянии массового психоза он перестает заботиться о своих друзьях и близких, перестает замечать их, становясь, по сути, их врагом. Известны случаи, когда в приступе паники или демонстрации фанатичной преданности вожаку стаи (лидеру толпы) матери жертвовали своими детьми.

ПАМЯТКА
Если вы оказались в толпе, не подчиняйтесь ее порывам слепо. Закройте уши, откройте глаза. Принимайте решение, исходя из принципа: верю только тому, что вижу! Если чувствуете, что «заводитесь» вместе со всеми, отвлекайтесь любым возможным способом! Главное – сохранить ясность ума.
Используйте приемы аутотренинга: глубокое дыхание, созерцание неподвижных предметов, разговор с самим собой. Попробуйте отрезвить себя, сильно ущипнув за руку, прикусив губу или причинив любую другую боль. (Из Энциклопедии экстремальных ситуаций).

СТАТЬ ИНДИВИДУУМОМ
Как видите, проблема давки и столпотворения стара как мир. В психологии давно существуют методы борьбы с паникой и посильного управления обезумевшей толпой.

Для начала профессиональная полиция или милиция старается разбить толпу на отдельные группы, а затем – организовать. Для предупреждения паники используются специально подготовленные люди, которые находятся в массе (они так и называются «антипаники»). Чтобы отвлечь внимание толпы, они используют яркие вспышки, громкие выстрелы в воздух или даже внезапную трансляцию гимна страны. В момент всеобщей растерянности у профессионала появляется возможность взять инициативу в свои руки.

По сообщениям прессы, однажды на трибунах парижского стадиона возник пожар. Сотрудникам удалось быстро локализовать огонь, но десять тысяч зрителей уже неслись к единственному выходу. Ситуация становилась смертельно опасной. Однако по счастливой случайности в толпе обезумевших болельщиков оказались двое психологов, которые смогли сориентироваться и принялись громко скандировать: «Ne-pausse-pas!» («Не-тол-кай!»). Ритм подхватили окружающие, он волной пошел по толпе. Через несколько минут тысячи людей дружно скандировали эту фразу. Страх и суета сменились общим задором, и все благополучно покинули трибуны.

Вспомните киевский Майдан во время украинской «оранжевой революции». Ведь и полевые командиры, которых обвиняли чуть ли не в подстрекательстве к военным действиям, и знаменитый на все лады повторявшийся в многотысячной толпе слоган: «Разом нас багато – нас не подалати» - выполняли одну и ту же функцию. Пока толпой руководят, и она подчиняется единому ритму, люди не способны избавиться от внешнего влияния.

Английская компания «Крауд Динамикс ЛТД», которая профессионально занимается изучением психологии толпы и способов управления ею, создала проект «Мост Джамарт». Известно, что ежегодно в Саудовской Аравии во время хаджа погибают сотни и даже тысячи паломников. В 1990 году число жертв было максимальным – 1425 человек.

В ходе церемонии побиения камнями дьявола, которая является центральной частью хаджа, море паломников должно пройти по мосту Джамарт неподалеку от Мекки и бросить горсть камней в колонну, символизирующую дьявола. Благодаря английской схеме формирования и шествия толпы вокруг этой дьявольской колонны поначалу удалось снизить количество жертв. А с 2007 года практически впервые в истории хадж начал проходить без увечий его участников.

Однако, несмотря на утверждения специалистов о том, что человек в толпе становится частью «стада», история подарила нам примеры благородных исключений из правила. Вспомним героический «Титаник», его команду и пассажиров, которым в условиях безысходной паники удалось сохранить не только собственную честь, но и жизни многих женщин и детей, которых погрузили в шлюпки ценой смерти настоящих мужчин. А подвиг судового оркестра, который, пытаясь успокоить толпу, до последнего мгновения играл вальсы Штрауса!

К чему я все это столь велеречиво рассказываю? К тому, что все мы почему-то всегда больше полагаемся на извечное славянское авось. А жизнь продолжается. И ответственными за ее счастливое продолжение являемся мы, а еще в большей степени те, кто по нашей воле или воле судьбы избраны руководить нами. Надеюсь, они прочитают эту статью очень внимательно.