Яблонька в цвету

Николай Шурик
   

  Минул ещё год или два. В очередной мой приезд на Украину со мной был нормальный аппарат и цветная фотопленка. Я собирался воплотить в жизнь свой план, - снять с фиксированных точек дом, сад и огород с интервалом в два месяца (весной, летом и осенью).  Май - всегда прекрасная пора, все зеленеет, цветут вишни, сливы…    Яблоня «Слава победителя», что посажена рядом с  домом, осенью была аккуратно подстрижена и сейчас стояла вся в бледно-розовых цветах. Теща еще спит, а я наслаждаюсь утренней свежестью. Достал аппарат, примеряюсь, с какой  точки снять яблоню. Слышу легкие шаги, за изгородью, как светлое видение – Анечка в  белой вышитой блузке и темной юбочке.  Подошел к калитке, поздоровались, она глянула на  подготовленный фотоаппарат и, когда я открыл калитку, молча последовала за мной. Слегка касаясь ее локтя, я расположил ее перед моей «Славой победителя» так, чтобы ветки с цветами окружали ее со всех сторон. Сделал  три или четыре кадра, и все это молча. Лишь потом заговорили о школе, экзаменах, погоде. О том, что она очень похорошела, я не сказал ни слова, но, судя по ее лицу, мои мысли, похоже, не были для нее  секретом. В мае я всегда приезжал на 7 или 10 дней, так получилось, что в тот приезд я ее больше не видел. Летом я привез уже отпечатки, сделанные в фотолаборатории. Я не хвастун, но один кадр был действительно хорош и подпись под ним была «Яблонька в цвету». Анечка была очень довольна моим презентом, но и в этот приезд нам фактически не удалось пообщаться.
   Надобно сказать, что областная русскоязычная газета ежегодно проводила фотоконкурс «Мисс N… - 199.»  В течение пары месяцев на внутреннем развороте печатались фотографии претенденток, и на основании отзывов читателей отбиралась «первая пятерка» из которой комиссия выбирала «Мисс года». Каюсь, только лишь приехав летом и увидев, что идет конкурс, я послал в редакцию газеты именно «Яблоньку в цвету», не поставив об этом Анечку в известность. Где-то недели через 2-3 фото появилось в газете к  радости односельчан (про себя уж не говорю) и зависти некоторых односельчанок.
   Увы, даже на пятое место голосов за Анечку не набралось.  Не все деревенские читали эту газету, но, даже для прочитавших, написать и отправить письмо «за» было равносильно подвигу. У городских с этим делом просто, - если она из школы,  три класса организованно напишут, это уже за 70 голосов, Если с предприятия, тоже не меньше 20 голосов обеспечено. А народ «с улицы» в эти игры неохотно играет. Будь даже на фото молодая Мерилин Монро, больше 5-7 писем (голосов) она бы не получила.
   Приезжаю осенью (последний, третий раз за год), меня ждет официальное письмо, то ли из Винницы, то ли из Жмеринки, сейчас не вспомню. Директор парфюмерной фабрики предлагает заключить договор на использование фото и названия. Приложен также оттиск макета обертки туалетного мыла, предварительно подготовленный фабрикой к выпуску.  С одной стороны, я был приятно удивлен, - в годы полной анархии кто-то помнит о защите авторских прав и даже готов платить за это деньги! С другой стороны, присланный макет был просто ужасен, - Анечку было не узнать, на блузке у нее дорисованы красные цветы,  от яблони осталось три ветки, текст выполнен топорными буквами, и вся печать серая и тусклая. Пошел к Анечке, дал прочесть письмо, а потом уже показал приложение. Если бы Вы видели, как она радовалась, читая письмо. Еще бы, в ее возрасте это оглушительная слава, деревенская школьница, и вдруг, во многих городах и селах  все будут покупать мыло, а там – она, она! Ешё один вопрос был немаловажен, с деньгами в деревне всегда было туго,  а тут уже колхоз  начал разваливаться. А она может принести в семью заработанные деньги (по тем временам очень и очень внушительные для деревни).
Когда же показал ей макет, она чуть не расплакалась. Если вначале она cказала,  что, как автор снимка, я все решаю, не сомневаясь нисколько, что я соглашусь, то теперь это звучало так: «Конечно, как Вы решите, так и будет, но я видеть ЭТО не могу, мне будет стыдно…». Короче, я не послал негатива, как было оговорено в п. 4 договора и не подписал  сам договор.   Анечка не получила ни популярности, ни денег; Я не стал официально признанным автором товарного знака, или, как там это еще называется? Мое, даже анонимное творчество не стало достоянием многотысячной общественности (впрочем, тираж той газеты был порядка тридцати тысяч, так что…, зря прибедняюсь).

  В завершение, в качестве грубоватого каламбура, замечу, что прошло больше 10 лет, и Анечка оказалась, если и не на обложке туалетного мыла, то в числе актеров одной из отечественных «мыльных опер», - сериале «За все тебя благодарю». Он прошел по первому каналу на рубеже 2006 – 2007 годов. Во всяком случае, там-то  ее вполне можно было узнать, хотя роль и была не первого плана. Но, все еще впереди.

   Как видите, слегка проговорился я о том, что произойдет впереди. А как был сделан первый шаг на этой дорожке, Вы узнаете здесь: http://www.proza.ru/2010/07/01/176