Советы бывалого садовода - продолжение

Вадим Спет
18.   Конец ноября, а снега нет. Что делать в саду? У меня ни один день не пропадает весь
год. Во-первых я каждый день вывожу внучку (6 лет) гулять в сад: я вожусь с растениями, а
внучка играет в разные игры. Малину и ежевику я почистил уже полностью, оставил по 4-5
побегов замещения на куст и подвязал на нижний провод шпалеры с расчётом на занос снегом.
Все яблоки собраны с деревьев и под деревьями. Сложнее со сливами, их очень много на земле, но я постепенно их убираю (в них вредители зимуют).
   Оттаявшая земля очень мягкая, что очень удобно для вырывания с корнем сорняков, пырея,
например. В течении сезона это делать очень сложно, а сейчас, просто одно удовольствие,
вычищать грядки земляники, например. Очень удобно сейчас пропалывать высохшие сорняки: клевер с глубокими корнями, подорожник и многие другие, недоступные в сезон.
   Много времени и усилий доставляют засохшие плоды на деревьях(сливы, терновка, арония)
их приходится сбивать длинными шестами, также из-за вредителей. Для меня это очень важно
так как химией я совершенно не пользуюсь.
19.   До снега и по снегу я обычно раскручиваю и снимаю проволку со шпалер, которой подвязывал малину и ежевику, от мороза её оболочка портится. Вырезаю все лишние побеги
плодовых деревьев и кустарников, остатки сорняков и цветов. Ботвой цветов, а их у меня
много, обычно я укрываю виноград и розы, которые обрезаю, оставляя несколько почек. Виноград я обрезаю все боковые побеги, связываю плети и укладываю на листья или ботву и ими же прикрываю. При необходимости, использую деревянный гнёт. Всё это делаю до первых заморозков. Виноград в этом году собрал, буквально, перед первым снегом и держал его в гараже, там же лежат и яблоки в отличном состоянии.
20.   Дорожки из каменных плиток позволяют мне свободно передвигаться по всему участку в любую погоду, думаю, что они просто необходимы и позволяют выполнять любую работу и в любое время суток. Грядки у меня из обгорелых брёвен, но всё равно подгнивают и с муравьями. Думаю, что кирпичные удобнее всего, но можно и пластмассовые. Шифер не советую из-за вреда здоровью.