Странная прогулка

Марина Бойкова-Гальяни
( Из цикла " По деревне тихим шагом")
Если из нашей деревни выехать по единственной, разбитой временем, асфальтовой дороге, то через пару километров попадешь на "пятиверстку", именно так местные жители называют пятикилометровый отрезок извилистой дороги, минуя который можно ехать дальше по прямой и попадешь в райцентр. Но, если за "пятиверсткой" свернуть по менее широкой, менее разбитой и тоже асфальтированной дороге, вправо, то через пять-шесть километров упрешься в заброшенное кладбище. Вокруг кладбища лес и никакой другой дороги нет -- тупик.

Редкий человек приедет сюда навестить родственника, умершего давным-давно. Ходят слухи, что ночью здесь среди могил бродят привидения, но кто в наш век может говорить об этом серьезно? Что бы там ни говорили, но нам с дочкой полюбилось это кладбище и безлюдная дорога, ведущая к нему, потому, что по ней можно мчаться на велосипедах по самой середине, не опасаясь случайного лихача, а что еще хуже -- пьяного водителя.

Вряд ли найдется место умиротворенней и спокойнее, чем сельское заброшенное кладбище. Бывало присядешь на облупившуюся скамейку возле давней, с покосившимся от века крестом, могилки, и легкая грусть коснется тебя крылом. Кругом тишина, ни души, только любопытная лесная птаха сядет на деревце, задумчиво  склонившееся над могилой, и пытливо уставится на тебя глазками-бусинками, мол, чего пришла. Эту ли птаху я кормила в тот раз семечками? Я достану из кармана кулек и щедро насыплю на землю лакомство:" Ешь, пичуга, мы с тобой почти знакомы". И от радостного чувства единения с природой, с этим лесом, птахой, с заброшенным сельским кладбищем, сильнее забьется сердце, и охватит такая жажда жизни, такая благодарность и любовь ко всему на свете, что захочется петь. Но не здесь, потому что не надо тревожить тихое очарование старого захоронения.

Кладбище напоминало нашу деревню, оно как конец света, и как в деревню, туда вела только одна дорога, потому, что дальше ничего нет -- тупик, "медвежий угол".

Однажды осенью, в октябре,  мы с Ириной ( так зовут мою двадцатилетнюю очеровательную и не по годам серьезную дочь) в очередной раз поехали на полюбившееся кладбище. Было около шести часов вечера. Погода стояла солнечная, и лес красовался в зеленой с золотом одежде из бархата. Стаи уток и гусей беспрестанно пролетали над головами, торопясь на юг, и спеша до наступления сумерек успеть на лесное озеро, где их ждал ночлег. Мы останавливались и махали им вслед руками. Помню, как было грустно прощаться с птицами: будто провожаешь в дальнюю дорогу близкого человека и часть тебя на какое-то время остается с ним. Вот проехали " пятиверстку" и свернули на дорогу, ведущую к кладбищу. Навстречу попалась собака овчарка, бежавшая, с испуганно поджатым хвостом.
-- Мама, смотри, кто-то напугал собаку.
-- Это собака трусливая, -- засмеялась я.
Минут через пятнадцать прямо перед нами мелькнула лисица и скрылась в чаще. Восхищенно мы смотрели ей вслед: ведь не часто увидишь лисицу так близко. Мне стало холодно: неприятная дрожь пробежала по спине.
-- Может, вернемся, что-то зябко и не по себе, -- предложила я дочке, томимая странным предчувствием.
-- Давай до кладбища доедем, как всегда.
-- Ну ладно, так и быть,-- согласилась я, подумав, что не впервой еду по этой дороге.
 
А вот и оно. С первого взгляда совсем не выглядит заброшенным: аккуратные могилы в строгом порядке окружают небольшую площадку. Выглядит необычно, так поражает чистота и тишина. Как  будто  невидимая рука убирает здесь опавшие листья. Мы с дочкой неизменно медленно, согласно заведенному нами негласному правилу, объехали площадку по периметру. И тут у меня спустило колесо. Солнце начинало садиться, быстро холодало, а я не могла ехать. Тщетно я накачивала колесо. Прокол! Усевшись на покосившуюся скамейку возле одной из могил, я лихорадочно размонтировала колесо и вытащила камеру. Вдоль камеры шел разрез длинной в десять сантиметров, словно кто-то нарочно провел лезвием бритвы. Я тяжко вздохнула, размышляя о том, как сообщить дочери о серьезности аварии.
-- Боюсь, мне будет трудно заклеить камеру, -- только и сказала я.
-- Так попытайся, -- дочка явно начинала нервничать, лицо ее было озабочено и серьезно.
Тем временем спустился туман и начало темнеть. Я лихорадочно соображала, что предпринять, не ночевать же в лесу. Становилось холодно, все-таки октябрь на дворе.
-- Мы должны спрятать мой велосипед так, чтобы не потерять его завтра днем, а на твоем вернемся домой вместе. Поспешим, пока еще хоть что-то видно.

Мы отвели велосипед за пределы кладбища, облюбовав для этой цели кусты.Там  забросали его листьями. После этого, выпрямившись, я повернулась к дочке. Ирина смотрела поверх моей головы: ужас исказил ее черты. Побелевшими губами она силилась что-то сказать, но вместо этого молча хватала воздух. Я обернулась и остолбенела.
-- М-мама, что это? -- наконец, непривычно высоким голосом спросила дочь.
-- Не знаю. Правда не знаю.

Сквозь пелену серого тумана неясно проступал силуэт существа, ничего общего не имевшего с человеком. Огромная мохнатая голова держалась на коротких подставках-ногах. Круглые блестящие глазки с интересом разглядывали нас. Чудовище громко фыркало, давая понять, что это не сон.
-- Доисторическое, -- мелькнула мысль, -- из динозавров.
-- Дочка, не бойся, это не призрак, оно живое, возможно динозавр.
-- Ой, что будет, мама? -- она судорожно вцепилась в мою руку, длинная черная челка прилипла к ее, вспотевшему от страха, лбу.
-- Тихо, бочком, выходим из кустов и крадемся к твоему велосипеду.

В это время из сумрачного леса молча выступило второе чудовище. Туман дрожал и сгущался, поднимаясь из низины  к заброшенному кладбищу.  Гигантские силуэты животных вместе с туманом приближались к нам, плыли на нас, становились еще огромнее. От страха мой язык прилип к гортани, и слезы ужаса хлынули из глаз. " Все кончено" -- пронеслась мысль. Я посмотрела на дочь: крупная дрожь била ее. Она тихо плакала. Я постаралась восстановить дыхание и усмирить, рвавшееся из груди, сердце. Доисторические монстры казались больше, много больше известных нам слонов. Осторожно, как в замедленной съемке, я подняла руку и коснулась плеча Ирины. Она вздрогнула и завопила. От неожиданности завопила и я.
Мы бросились вон из леса, к спасительному кладбищу, к велосипеду. Животные, видимо, испугались не меньше нашего, ломая кусты, они бросились в чащу леса. Не помню как, но в мгновение ока мы оказались на велосипеде. Я  изо всех сил жала на педали, а дочка сидела на багажнике и умоляла:
-- Мама, быстрее, а то меня схватят. Догонят и схватят.

Думаю, если бы кому-нибудь пришло в голову измерить скорость моего движения, то я побила бы мировой рекорд среди байкеров. В считанные минуты мы оказались на спасительной "пятиверстке". Я перевела дух и затормозила. Руки вспотели, а ноги сильно дрожали. Мы обессиленно присели на обочине.
-- Что это было? -- Спросила Ирина.
Думаешь, я знаю? Видела подобное лишь на картинке, динозавры какие-то, только не ожидала, что они так огромны. Ну его к черту, это кладбище. Чтоб я еще туда поехала...
 
Стоит ли говорить о том, что никто не поверил в правдивость моего рассказа. Знакомые дачники , одни смеялись,  предполагая, что мы испугались лосей, иные говорили, что движение тумана вызвало у нас с дочерью сходные галлюцинации, нашлись и такие, что справлялись, какие напитки мы брали в поездку.
 
На следующий день после происшествия сосед привез на машине мой велосипед, и мы решили никогда больше не посещать глухие и безлюдные места. Вечером мы вернулись в город. За ужином я включила телевизор: шла программа новостей. Одна фраза вдруг заставила меня насторожиться, а именно..."В Новгородской области из заповедника сбежало стадо Американских бизонов". Я с интересом глянула на экран, и в один миг все встало на свои места.
-- Бизоны! Это были бизоны! -- торжествующе вскричала я.
-- Что,что? -- переспросила дочка.
-- Смотри, показывают бизонов. Они сбежали из заповедника. Кладбище не подвело нас, даже бизоны нашли возле него убежище и покой.
--  Точно, бизоны. Все ясно. Теперь поедем на заброшенное кладбище? -- она хитро прищурилась.
-- Еще как поедем. Это так здорово. Может, снова повезет, и мы сфотографируем живого бизона на воле. Американские бизоны в Новгородских лесах, кому скажешь, не поверят.
-- Какая разница, нам и так никто не верил. Разве в этом дело? Мы-то знаем, что это правда.

После этого случая мы до наступления зимы не раз еще приезжали на кладбище, но бизонов больше так и не видели.


                КОНЕЦ.

10.10.2009. М. Бойкова.