Как К. Г. Паустовский приоткрыл для меня дверь в к

Тимур Ибатулин
Как К.Г. Паустовский приоткрыл для меня дверь
в крапивинский мир…

Иногда одно слово способно спасти жизнь!
Необдуманность решений – может стоить жизни!

Самое скверное в истории человечества
 - связано с малодушием, и жаждой наживы.
(мысли вслух).



    Расскажу Вам о том, как единственная цитата из книги Константина Георгиевича перевернула всю мою жизнь!
   
    Было это в 2004 году. Произведения Владислава Петровича Крапивина я любил всегда (с тех пор, как мама учила меня по ним читать -  по слогам я уже умел, но никак не получалось беглого чтения. Мама придумала способ  помощи в этом - начинает читать «В ночь большого прилива» и, засыпает, а может и правда так устала на работе. Не могу разбудить и все тут! Со слезами дочитал оставшееся до конца, а там уже, и остановиться не мог. Это сборник крапивинских рассказов был. Разве можно остановиться, не прочитав все. Так и научился читать! Потом всюду искал крапивинские книги). 
    С Паустовским миром  познакомился, когда вырос (в школе всегда все навязывают: прочитайте это, и это, и это, к такому-то числу, разве можно после хорошего произведения сразу начать другое. А если нельзя, то какого… Ой, простите, вырвалось. В общем, и вывод сформировался, в детской голове, что хорошего в школе не предлагают, а если и предложат то так потом обсуждениями опошлят, что своих мыслей и чувств к книге не останется. Вот и не читал я ничего К. Паустовского да и путал его вообще с Пришвиным (хотя к Пришвину я ничего плохого не имею замечательно о природе пишет, но не Паустовский же!!!)
Вырос я, обзавелся семьей детьми и, как же я удивлен был однажды, что никогда раньше, оказывается, не знаком был с творчеством Константина Георгиевича.
    А дело было так. Читаю я как-то «мемуары» В.П. Крапивина – в кавычках, потому, что хочется сказать по другому - автобиографические, художественные произведения. О, как выразился! Ну, ладно, зато точно! И нахожу в тексте, перечисления любимых писателей и среди них имя К. Г. Паустовского и много о писателе и его творчестве. Я был заинтригован (ведь, помните, я Паустовского путал с Пришвиным стыдно, но смешно признаться). Достав через знакомых томик из собрания сочинений мэтра. Я с должным трепетом приступил к изучению (каково же было мое изумление, я так увлекся, что за чтением забыл ребенка в детском саду, и, уже вечер?!!!
     А книга-то захватила так, что обо всем забыл. Ведь я хотел просто понять, что в ней нашел В.П. Крапивин). И были: стеклянные струи дождя, и завораживающая мозаика картин, в которых только с определенного расстояния и под определенным углом зрения можно понять замысел художника в этих загадочных и красивых цветовых решениях. А, как это было описано у К. Паустовского!!! Картина прямо выстраивалась перед мысленным взором живая, притягивающая…
     Время шло. Читал: Крапивина, Паустовского. С удовольствием перечитывал Гайдара, Стругацких, Экзюпери,   Бредбери, Грина, Азимова и Щекли, Яковлева, и Ларионову Ольгу. Все шло своим чередом. Крапивин с Паустовским жили во мне параллельной жизнью и переплетались творчеством, романтикой… (Конечно и все вышеперечисленные писатели,  живут во мне, но реже проявляют себя).   Порой, казалось, это литературное общество разговаривает друг с другом и, со мной, иногда. Раньше трудно было найти нужные книги, приходилось записываться в разные библиотеки, терзать друзей и знакомых вопросами: «У тебя есть…?». Потом стало издаваться больше, и книга уже легче доходила до читателя. А однажды…   
     Я, додумался, залез в интернет и набрал в поисковой системе «библиотека фантастики». Высветилось сразу несколько. Среди других «www.rusf.ru» – библиотека российской фантастики. Вот я оторвался – Стругацкие, Лукьяненко, Дьяченко, Ларионова, много других и… Кра-пи-вин!!!
     Вы уже догадались, на что нажал в первую очередь. Это оказалась электронная страница – официальный сайт Владислава Петровича. Там и творчество, и новости, интервью и гостевая книга.  Как я был счастлив.
Интервью я прочитал сразу («оторвать» от компьютера меня не могли несколько часов).
     В гостевой книге все задавали вопросы писателю. Прочитав кто, о чем спрашивает, понял, что люди до конца интервью не читали – задают одни и те же вопросы! Меня поразило, на сколько терпеливо и вежливо на них отвечал писатель. Новых вопросов у меня не было, а уподобляться другим не хотел. Я задумался «как выразить всю полноту чувств, благодарности, тепла и радости»? Вот тут меня и «тюкнул по голове» Константин Георгиевич – блеснула идея, и пришло СЛОВО!
 И я написал:
«…Он был ошеломлен, как от удара ослепительного метеора в их скромную Серебрянку.
Иная жизнь катилась ритмическим прибоем. На минуту Батурин потерял нить рассказа. Ему почудилось, что капитан распахнул окно, и за ним не черный лес и пахло не мокрой псиной от Цезаревой будки, а стояла затопленная ливнем чужая страна. Серебряный дым поднимался к чистому и драгоценному небу. О. Генри мылся вместо Берга у колодца, капли стекали с его коричневых пальцев. Солнце пылало в воде.
В прихотливом нагромождении опасностей, встреч и трудных часов ночной работы открылись контуры необычайной истории - близкой нашему веку и вместе с тем далекой, как во сне.
Газетная заметка об этой истории не вызвала бы и тени такого волнения, какое появилось в щетинистом лице капитана.
Батурин был тоже взволнован. В этом волнении он провел всю мягкую, полную зеленоватых закатов зиму, стоявшую на дворе в том году. Он понял, что история эта неизбежно зацепит его своим острым крылом и к прошлому возврата не будет.
- Не будет! - кричал он про себя и смеялся.
Искушенный читатель прочтет эту историю и пожмет плечами, - стоило ли так волноваться. Он скажет слова, способные погасить солнце: " Что же здесь особенного?" - и романтики стиснут зубы и отойдут в сторону.»

Под этими словами я поставил: (К.Г. Паустовский – «Блистающий мир») 
     Конечно, выразился словами бессмертного Константина Георгиевича, а где мне взять такую стройность мысли, и четкость, отточенность фраз, яркость образов?!!
Но это было именно про творчество Крапивина и, про то, что я испытывал, (мы испытывали - судя по вопросам и рассказам читателей в интернете).
    Прошло три дня. На электронный почтовый ящик в «Рамблере» поступило сообщение от Бориса Тараканова.  Как оказалось впоследствии, замечательного человека, а еще писателя… Они с Антоном Федоровым написали добрую фантастическую повесть «Колесо в заброшенном парке». Уж не знаю чего больше в этой повести – фантастики или реальности, истории или музыки, загадок или…  Хотя, знаю! Больше в ней - чистой, крапивинской, дружбы!
    Сообщение гласило: «Истинное браво за цитату Паустовского в «Гостевой книге В.П. Крапивина». Также в письме имелись: адрес электронной почты и телефон для связи.
     Мы встретились у меня дома. Борис, выяснилось, не только хорошо пишет, но и хорошо готовит, поет, дирижирует хором, играет на фортепьяно, ох чего только он не делает хорошо! Самое главное он  стал мне другом!  Мы общались, его друзья стали моими. Так я и познакомился с Антоном, Константином, Александром – все близкие друзья Владислава Петровича.        Открылся удивительный крапивинский мир – с его людьми, общением, дружбой!
    Стала понятна важная истина:
     Каждую секунду надо  радоваться тому, что у тебя есть! В стремлении к будущему нельзя забывать про настоящее – мы в нем живем! Именно в настоящем ВСЕ реально.  Все возможно. Все - что имеешь на данный момент! Только это истинно!
     Так я и жил даря себя каждому и радуясь даже самой малости приходящей в ответ. Я отдавал всего себя, а приходило, почему-то много больше… Я разрывался, не успевал. И, вдруг, почувствовал, что уже не Крапивинско-Паустовский мир во мне, а я в Крапивинско-Паустовском мире!



    P/S: Не будем забывать про  «…писателей, на произведениях которых мы выросли» (В.П. Крапивин).
    Согласен с этим утверждением -  все оставили в нас свой след: Толстой, Куприн, Короленко, Кассиль – разве не отзывается в душе? То-то же! И у меня так…    

Москва
(02.11.2008г.)