О водителях и военных в частности

Александр Лысенков
За время моей службы мне много и часто приходилось ездить на военных машинах с самыми разными водителями. Толковых, грамотных солдат, которые могли хорошо ездить садили  на «ездовые» машины, те кто был послабее как водитель эксплуатировали менее ходовые. И вот как-то я получил задачу с водителем рядовым Васей Дубина на машине ЗиЛ-130 перевезти груз из одного города в другой. Расстояние где-то 150 км. Обычно, на длинных перегонах я разговаривал с солдатами, что называется « за жизнь». Так я поступил и на этот раз. Мы ехали в город Н. Вася призывался в армию из этого города и у него там жили родные. И вот в ходе разговора Дубина задает мне вопрос:» А кто со мной поедет обратно? И когда это будет?». Я спокойно отвечаю:» Сегодня приедем и сразу же разгрузимся. Ты переночуешь и утром поедешь обратно». – « Что один поеду?». – «Да, а что тут такого. Дорогу ты знаешь, да на ней не заблудишься, катись себе по прямой и будешь на месте».Мы замолчали. Я больше не стал ничего говорить, дал возможность солдату переварить информацию. А потом говорю:» Хочешь я отгадаю о чем ты так усиленно думаешь?». – « Попробуйте»- отвечает он. –« Только постарайся ответить правду. А подумал ты вот о чем. Завтра меня отправят одного. Что такое придумать, чтобы пару дней побыть дома, а потом прибыть в часть. Что сделать, чтобы мне за это ничего не было?». Я посмотрел на солдата, он некоторое время помолчал, а потом ответил: « Да, вы правы. Я действительно не поверил такому счастью, что остаюсь один на машине. Я подумал, что надо заехать к родителям, а потом будь что будет».- « Вот видишь, Вася, как легко проверить тебя на «Вшивость».А ведь ты серьезный парень, а тут бес тебя попутал». И тут я рассказал ему историю, которую мне буквально месяц назад поведал командир взвода старший прапорщик Федор Петрович Савич. Это был уже далеко не молодой человек. Командир говорил, что даст ему служить до  юбилейного 40 года Победы, а Федор Петрович давно и долго служил в армии, аж с 1944года. Где-то в начале 50-х годов он служил в роте подвоза, и ему приходилось ездить за грузом за 100-200 км. Одному и по территории на которой орудовали бандеровцы. Вот Федор Петрович рассказывал, что клал на колени автомат и ездил получать груз. Боялся конечно, но что поделаешь, по накладной на складе получал, например продукты, привозил в часть и по накладной же сдавал на склад уже у себя в части. И говорю Васе, что по возрасту Федор Петрович был такой же как и он, но ответственности больше. Конечно, по приезде на место я отпустил Дубину домой, при условии, что он через двое суток обязательно придет в часть. Вася меня не подвел. Да и оставил о себе только добрые воспоминания и как солдат-водитель, и как человек.
И есть у меня пример другой. Я служил за границей, в инженерно-аэродромном батальоне ВВС  ЦГВ. Существовал тогда приказ Командующего группы о том, что на дальние расстояния старшим машины должен назначаться офицер в звании не ниже майора. Хорошо в пехотном полку таких достаточно, а вот у нас их было всего 4 человека из числа заместителей командира. Я на тот момент был замом, но в звании капитан. И вот однажды, командир поставил мне задачу поехать на склад в чешском городе Дечин, получить 6-ти метровую арматуру и привезти ее в часть. Ехать я должен с водителем Вовой Черепановым на длинномере ЗиЛ 130В. По армейским понятиям Вова был уже дедом и считал он себя ассом в вождении машины. Мне пришлось несколько раз делать ему замечание о соблюдении скорости, о форме одежды. Там считалось, что если солдат дед то он должен и вести машину как дед. Левая рука на дверце кабины, правая небрежно рулит, верхняя пуговица расстегнута, рукава закатаны.Заграничные дороги не могут идти ни в какое сравнение с нашими, можно гнать. Но надо иметь опыт. А его у Черепанова было недостаточно, потому, что длинномер не так часто использовался. Но гонора у него было много. У меня еще в начале пути начало щемить сердце от предчувствия чего-то нехорошего. Дорогу на склад зам по тылу мне нарисовал очень подробно, так что я четко подсказывал солдату дорогу. При въезде в город  я предупредил водителя о повышении внимания при движении по узким улочкам, сказал о том ,что надо учитывать длину машины и ширину проезжей части. Он мне буркнул, что все знает и справится  с движением. Но. Вот здесь вкрадывается русское но, основанное на русском разгильдяйстве. Делаем правый поворот и чтоб объехать стоящую машину, выезжаем на встречную полосу, но там машина и чтоб ее не зацепить Вова не тормозит ,а двигается дальше и  прижимается к стоящим. В последний момент я услышал хруст и понял, что мы зацепили чужую машину. Кричу»стой» и вижу ,что чехи, которые шли по тротуару начали махать руками и что-то нам кричать и показывать назад.» Все, Вова, приехали, ты зацепил чешскую машину» - бросил я водителю и вышел на проезжую часть. Да, я оказался прав. Задними колесами мы наехали на заднее крыло и бампер машины русского производства ГАЗ-24.На крыле оказалась вмятина, расколот плафон, погнут бампер. Напротив этой машины находился маленький продовольственный магазин, я зашел в него, вдруг там водитель. Его там не было, но мне повезло, что продавщица говорила немного по-русски и  она мне объяснила, что знает этих людей и показала где их можно найти. Нашел я чехов быстро и привел к Волге. Они поохали ,но сказали, что нет никаких проблем, что  я могу ехать дальше, они только запишут номер машины и мою фамилию. Но здесь я вспомнил случай из жизни части. Прапорщик Гриб с водителем Аслановым на автогрейдере сломали доску шлагбаума на ж.д. переезде. Чехи им тоже сказали, что  проблем не будет, но через пару месяцев из финансовой службы ЦГВ  пришел приказ об удержании с прапорщика Гриб 2000 чешских крон (получка у него 1800).Чехи сказали, что проблем не будет, а сами за выполненную работу выставили счет ЦГВ, который был оплачен, но денежки надо было вернуть в казну с виновного. Я это все быстро прокрутил в голове и попросил чехов никуда не сообщать, а дать мне их адрес, чтобы я завтра приехал и все уладил. Мы вроде поняли друг  друга. Я написал им записку с данными части и мы разошлись. Вот здесь мне хочется сказать о Вове. Куда только делась его бравада, дедовство. Губешки трясутся, руки дергаются в разные стороны, в коленях дрожь, ремень сразу оказался на месте, пуговицы застегнуты.Он что-то пытался втолковать чехам, мычал типа» ребята простите, больше так не буду».Чехи дали адрес куда мне завтра надо подъехать для разрешения конфликта. Из разговора я понял ,что первое время никуда сообщать они не будут. Потом уже мы успешно получили груз и доставили его в часть. Я сразу нашел командира и доложил о происшествии. Командир дал хороший нагоняй мне и солдату, потом уже мне сказал, что надо что-то придумать,  чтобы уладить конфликт. В итоге я получил две канистры бензина А-92 и на УАЗе рано утром выехал на поиски пострадавших чехов. С собой я взял словарь. В принципе, их контору нашел быстро. Оказалось, что машина государственная, принадлежала небольшой организации. В гараже я нашел чеха водителя, он как раз возился с машиной. Фонарь уже стоял на месте, бампера не было, но он сказал , что им занимается толковый мастер. Проблем с нами не будет. Тогда я достал словарь и мы составили записку, в которой он пишет, что к нашей части их организация не имеет никаких претензий. А еще он сговорчивей стал после того, как я предложил ему бензин. Вот здесь он действительно обрадовался. Вообще у чехов бензин стоил очень дорого и они всегда были рады таким подаркам. Мы отъехали на тихую улочку и перелили бензин. Вот если бы кто-то видел это и вызвал бы полицию, то получили бы мы, а чеху вообще не повезло бы в жизни дальше. Но нас Бог миловал. Все прошло гладко, без свидетелей. Я вернулся в часть. Уже потом, анализируя действия рядового Черепанова понял причину его сильного испуга. В соседней части был случай, когда солдат-водитель уходил на дембель с исполнительным листом и уже ,находясь на гражданке выплачивал долг Родине. Вот этого и испугался Черепанов. Вот так излишняя показная лихость, высокая самооценка, не подкрепленная делом, могла обернуться крупными проблемами мне ,как старшему и Владимиру Черепанову, как водителю. Потом этот случай я старался привести при инструктаже старших машин и водителей перед дальним рейсом

Если покопаться в памяти то можно найти много моментов положительных так и отрицательных моей езды старшим машины.