Электронная книга кивок из будущего

Сьеджин Пасторос
Ближе к середине ХХ века ведущие компании мира занялись разработкой принципиально нового, единого стандарта носителя для воспроизведения музыки на бытовой технике. Известно, что долгое время проект лежал в сейфе и на рынок не пускался. Проблемой заточения нового изобретения была банальная жажда наживы.

Речь идёт о компакт-диске, или как мы его знаем CD, или оптический диск. В сознании глав корпораций, как и в сути самого изобретения, долгое время музыка ассоциировалась с граммофонной пластинкой. Кусок винила с дырочкой посередине, с прописанными звуковыми дорожками, стал жёсткой ассоциацией единственно возможного предмета для записи и воспроизведения звуков.

Даже магнитная лента, растущее число бытовых магнитофонов, делали виниловый диск, а далее и его последователь CD верными спутниками меломанов. Даже когда появился мини-диск, хоть и на короткое время, но сочетавший в себе достоинства записывающего и воспроизводящего устройства, разговоры о гибели традиционной грампластинки звучали осторожно. И появление флэш-карт, mp3 формата и USB накопителей до конца не истребили любимый меломанами формат воспроизведения музыкальных произведений.

Но это специалисты с тонким слухом и диджеи, с необходимостью вертеть диск пальцами. Основная масса слушателей выбросила проигрыватели, магнитофоны и оставила CD плееры и музыкальные центры с USB входами. Вспомните, когда вы последний раз брали в руки компакт-кассету. Да их уже не продают, не то что производят! А из компакт-дисков, лидерами продаж являются болванки с набором mp3 файлов. Подростки довольствуются шипением и пищанием мобильных телефонов или mp3-проигрывателей. Рынок привычных форматов потихоньку меняется в сторону более продвинутых средств воспроизведения.

Похожая ситуация случилась много веков назад с рукописными книгами, когда-то доступными исключительным владельцам. После появления печатного станка, издания легли на полки церковных библиотек и престижных университетов. Потом был прогресс, появление периодики, огромное количество хорошей и не очень литературы.

После появления принтера, издание книг, журналов и газет стало ещё доступнее. А с появлением Интернета всё, что необходимо для издания труда литератора – набор текста и размещение его в сети. Проведя параллели с музыкальным бизнесом, нетрудно увидеть тесную связь влияния прогресса на доступность произведений широкому читателю. И если проект компакт-диска можно было положить в железный ящик «до лучших времён», то Интернет не позволил сделать подобного жеста. Мир стал более открытым, доступным и насыщенным свободной информацией.

Но желание признания в обмен на отзывы тех, кто случайно заглянул на сайт с шедеврами, становится маловато. Чтобы написать достойное произведение, уходят долгие часы труда, дни раздумий и месяцы вычиток. Время течёт, автор трудится и постоянно хочет кушать. А хвалой своего таланта и добрыми словами сыт не будешь. И вернулся наш брат писатель к мысли, что каждый труд должен быть оплачен.

Главные редакторы издательств, хозяева книгопечатных компаний и литературные агенты испытали чувство ревности к электронному распространению литературы задолго до того, как мысль эта вселилась в умы писателей. И откровенное пиратство, и публикации новинок, как говорится «вперёд паровоза», и уход массового читателя на свободные ресурсы, всё это подпортило привычное течение издательского бизнеса. И даже сейчас со всех сторон продолжают доноситься голоса с хрипотцой кричащие о принадлежности искусства народу и свободе выбора. Да только писатель продолжает сидеть за столом и глотать слюни, видя в каждом положительном отзыве на свои труды жаренную куриную ножку.

Некоторое время назад появились первые попытки облегчить жизнь читателю и дать возможность пользоваться бесплатными произведениями в любом месте и в любое время, ограниченное только ёмкостью батареи гаджета. От увесистых экземпляров размером чуть меньше ставшей привычной бумажной книги в твёрдом переплёте, до карманных «читалок» разных фирм и брендов. Руки тыкают в кристаллические дисплеи, то пальцами, то стикерами; и на улице, и в метро, в трамвае, автобусе и маршрутном такси. Дома на диване, перед экраном монитора за компьютерным столом, читатель бегает глазами по мерцающей поверхности, вычитывает чужие мысли.

С оговорками, недовольством, но новый формат всё глубже и прочнее втискивается в привычный мир литературы. Флэш-карта с непохожим на винил способом воспроизведения отодвигает в прошлое диски и пластинки. Магнитная лента умерла, умерли рукописные книги, ушли в историю кассеты. И как бы производители бытовой аппаратуры не старались, а новые форматы прочно становятся на место устаревших и громоздких изобретений.

Несколько лет назад я делал ремонт в квартире бабушки. На помойку ушли тома собранные поколениями. Добрая половина книг была никчёмной советской пропагандой, но сердце щемило от одного сознания, что я выбрасывал книги. Меня их научили любить и уважать, как источник мудрости, интеллекта и самообразования. Те, что были дороги, пришлось вынести к мусорным бакам, отдать сборщикам макулатуры лишь потому, что прошедшие через сотни рук, они были непригодны для чтения: потрёпанные, пожелтевшие, разваливающееся на листочки. Но в моём компьютере за последний десяток лет скопилась неплохая библиотека.

Есть такое понятие – инертность мышления. Спасибо матушке природе, что наделила меня нескончаемым оптимизмом и невозможностью долго грустить. Привычные тома в переплёте было жалко, но понимание того, что содержание осталось, вернуло меня к привычным делам. Читаю я теперь исключительно с монитора.

Ряд крупных российских издательств, не мешкая, приняли новый формат, и ведущие торговые площадки в Интернете заполнились электронными книгами. Хочешь, покупай традиционный экземпляр, а хочешь, экономь место и грузи в карманный компьютер мини-библиотеку. И читатель хочет, желает и покупает то, что легче, проще и экономнее.

Потребитель привык к набору mp3 файлов, читает новости с сайтов и грузит литературу в электронном виде. Но инертность всё ещё гонит волну с вздохами и ахами: «книга – священно», «книга вечна», и т.д. и т.п. Так было с винилом, компакт-диск обвиняли в сухости звука, а звуковые файлы в плоскости звучания. Однако книга без картинок, без переплёта и веса в двести грамм, перейдя в электронный вид, своих достоинств не теряет. Буквы всё так же складываются в слова, те в предложения, потом в абзацы… Литература живёт, и связывать её с книгой в привычном виде не стоит. Главное смысл, изящество языка и интересный сюжет.

Я вижу, что бумага и цифра долгое время будут жить бок о бок. Борьба за выживание присуща только тем, кто занимается изданием, трудится у станков печатающих продукцию для полок в книжных магазинах. Газеты тоже боялись погибнуть, но нашли вторую жизнь на просторах всемирной паутины, выжили сильнейшие, интересные и профессиональные. И книги с успехом становятся рядом.

В электронном варианте, защищённом от копирования, продаваемым для чтения и гарантирующим автору зарплату, я вижу естественное продолжение прогресса. Никто не умрёт и не потеряет своего. Только сам процесс создания и распространения становится проще, доступнее и современнее. Электронная книга доказала своё право на существование и машет всем желающим с пригорка истории продолжить путь. За нами выбор – как быстро сделать шаг на зов будущего.

http://sjegeen.narod.ru