Николай Рачков. Сохраните себя

Александр Раков
Сохраните себя в неустроенном мире,
Не меняйте лицо свое, жизнь торопя.
В новой должности, в новой уютной квартире,
И в безславье, и в славе -
Храните себя!
Сохраните себя, если вам изменили.
Ничего, что не выбились вы в короли.
Сохраните себя, если вас уронили,
Сохраните себя, если вас вознесли.
Пусть удачливый друг, даже если он гений,
Помогает во всем, вас по-братски любя.
Никогда, никогда, никогда на колени
Не вставайте пред ним,-
Сохраните себя.
Сохраните себя, свое сердце и слово,
В этом мире иного не будет в судьбе.
Это страшно: прожить за кого-то другого
То, что было отпущено только тебе.


† † †
Все удары судьбы принимаю,
В красный клевер ничком упаду.
Лучше этого неба не знаю.
Лучше этой земли не найду.
Защищать и любить не устану,
Ну а ежели ранят всерьез, -
Забинтую горячую рану
Белым шелком прохладных берез.
Словно главную в жизни науку -
Страсть к родимым лесам и лугам -
Я пытливому дерзкому внуку
Вместе с болью моей передам…
Забытый. А.Шилов

† † †
Заговорила колокольня
На все притихшее село.
И вот в груди уже не больно,
А только грустно и светло.
А колокол тяжелым басом
Все говорил - раздольно, в лад.
И огненным иконостасом
Стоял над озером закат.
Повеяло родным и старым,
Далеким, как небес края…
Ты что-то вспомнила недаром,
Душа моя, душа моя.
Привыкла ты одна скитаться,
Познала столько слез и мук.
Да как тебе не отозваться
На этот верующий звук!

ПОКАЯНИЕ
"Покайся!" - яростный призыв
Почти со всех сторон.
Ну что ж, пока еще я жив, -
Покаяться резон.
За то, что раскулачен дед -
Боец и хлебороб.
Об этом знает сельсовет,
Его вогнали в гроб.
За то, что мой отец погиб
За Родину в бою.
В тени посаженных им лип
Я тихо постою…
Откуда столько воронья?
"Не то, - орут, - не то…"
Всю жизнь кому-то должен я,
И только мне - никто.
Россия! Больно. Давит грудь.
Среди вселенских гроз
И крут подъем, и темен путь,
И тяжек этот воз…

† † †
Не смейте осуждать отцов
За их печальные победы.
Где верный путь, в конце концов,
Не скажут никакие Веды.
Не смейте над вчерашним днем
Так беззастенчиво глумиться.
И боль, и грусть, и счастье в нем -
Неповторимая страница.
Откуда знать, как поглядят
На наше радость, наши муки,
Какой в нас ядерный заряд
Пошлют из будущего внуки.
Остановите же коней,
Все разметут они с разгона.
Не смейте обрывать корней,
Иначе мертвой будет крона.

† † †
О душ нестойких перестройка,
О колесо крутых времен!
Во дни беды Россия столько
Спасла народов и племен.
Растила, пестовала лично.
Они ж, забыв уроки дней,
Сегодня нагло и цинично
Глумятся до поры над ней.
"Сгинь, ненавистная Держава, -
Кричат, - на суд ее, на суд!",
Забыв, что молоко лукаво
Пока еще ее сосут.
Взывать к рассудку безполезно…
Ну что ж, кощунствуй, дорогой,
Не ведая, какая бездна
Уже разверзлась под ногой.
Нет, мы обиды не итожим, -
Законы времени просты.
Переживем и переможем.
А там посмотрим,
Где же ты…

ИЗ ДЕТСТВА
Любая нравится картина,
Была бы про войну она.
Глядим "Падение Берлина",
А там война! Война! Война!
Приятель мой, вихрастый Семка,
Такой же, как и я, пострел,
Кричит отцу с порога громко:
- Отец! Вот ты бы посмотрел…
Его отец прорвался в Прагу
На танке с ППШ в руке.
И две медали "За отвагу"
Хранятся в старом сундуке.
Средь атакующего гула
Остался жив - в который раз! -
Но мина все-таки рванула
И небо выбила из глаз…
О, боевая киносказка,
Тогда утешившая нас!
О, эта черная повязка
На рваных дырах вместо глаз…

† † †
Ни долга, ни чести, ни веры,
И душу больную не тронь…
Но снова в Чечне офицеры
Сквозь снайперский рвутся огонь.
Россия! Твой флаг полосатый -
Такой ненадежный гарант.
Взрывает последней гранатой
Себя молодой лейтенант.
Последний сыночек у мамы,
Последняя совесть земли.
Мы даже всю боль этой драмы
Еще осознать не смогли.
Да можно ль Кремлю или гимну
Подставить сегодня плечо?
…Но коль за Отечество гибнут,
Оно не пропало еще.

† † †
"Гибнем!.." - слышен крик с телеэкрана.
Ну а бабка, выйдя из чулана,
Ахает и думает: "Ну да,
Плохо, чай бы ехали сюда.
Курочка еще несет яички,
В магазине есть и соль и спички,
Хлебушко завозят иногда.
Слава Богу, в подполе картошка,
И в метель не дует из окошка.
Вон в колхозе дел невпроворот,
Если не калека, не урод.
Это ж надо, страсти-то какие,
Знать, с ума свихнулись городские -
Цельный день на улицах народ.
Что кричат? Чего руками машут?
Лучше приезжают пусть да пашут
Здесь - не суетясь, не мельтеша, -
На земле отмякла бы душа,
Потеплела, - умирать не надо.
А уж я за всех была бы рада.
Господи! Как жизнь-то хороша…"

† † †
Отняли все. Спасибо, дорогие.
Мне ль не понять,
Чем жив он - воробей.
Кто всех умней,
Проклятье шлет России.
Я признаюсь в любви.
Я всех глупей.
Я всех глупей в распыле и расколе.
Я обожаю средь мирских тревог
Оборванное,
Нищенское поле,
Печальный звон разъезженных дорог.
Опять моя березка в рваной блузке,
Ей не на кого осенью пенять.
Я всех глупей:
Люблю ее по-русски -
До смертных слез.
Попробуйте отнять!

РУССКОЕ СЛОВО
То нежно звучит,
То сурово
Высокое русское слово.
Оно, как державная слава,
Сияло в устах Ярослава.
Его возносил, как молитву,
Суворов, стремившийся в битву,
И Пушкин, в волнении строгом,
Держал, как свечу перед Богом.
Храните и в счастье, и в горе,
На суше его, и на море.
Не будет наследства другого
Главнее, чем русское слово!

ПРОВОДЫ
"По вагонам!" - хлестнуло по нервам.
Лица сразу - как серый свинец.
Ты от нас молодым
В сорок первом
Навсегда уезжаешь отец.
Мама смотрит почти отрешенно,
Мама мною беременная, мной.
Эх, отец,
Из того эшелона
Никому не вернуться домой.
Ты последним усилием воли
Крикнул сквозь нарастающий гул:
"Будет сын - назови его Колей,
Будет дочь…" - И рукою махнул.
И с разгона пошел,
И с разгона
Эшелон в предназначенный бой.
…Добежать бы, отец, до вагона,
Хоть бы взглядом проститься с тобой.

БАЛЛАДА О РОДНЕ
Зной и тень.
Кресты.
Сирень и сон.
Меж могил тропинка посередке…
Как там, дед Сергей и дед Семен,
Бабушки, и дядюшки, и тетки?
Матушка родимая моя,
Брат мой милый?
Слышите ль меня вы?
Вся родня - единая семья,
Тихая теперь, как эти травы.
Как вам спится там, за той чертой,
За которой все уже другое?
Полдень-то какой вон золотой,
Время-то какое дорогое.
Сенокос, а вам не до него.
Жатва, но не выехать уж в поле.
Может, хоть сейчас-то вам легко,
Не болят проклятые мозоли.
Ах, родня… Какой любви запас,
Сколько горя, слез в семейной драме!
Может, примирились хоть сейчас
Там, во мгле, сплетясь навек корнями.
Помню все былое, словно сон.
И печаль во мне не отзвенела.
Каюсь, дед Сергей и дед Семен,
Сам живу нескладно, неумело.
Матушка, прости меня и ты,
Что давно не крашена ограда…
Брат мой милый…
Зной и тень. Кресты.
Все не объяснить.
Да и не надо.

† † †
От Любани до Мги все леса да болота
И суровый, до блеска стальной небосвод.
От Любани до Мги погибала пехота,
Понимая, что помощь уже не придет.
"Где шестой батальон?.. Где четвертая рота?.."
За спиной - Ленинград. Невозможен отход.
"Только насмерть стоять! Только насмерть, пехота!.."
И стоит. И уже с рубежа не сойдет.
Гимнастерка намокла от крови и пота,
Израсходован в схватке последний патрон.
Но стоять, лейтенант! Не сдаваться, пехота!
Ты не станешь, не станешь добычей ворон.
Кто-то тонет, не сбросив с плеча пулемета,
Кто-то легкие выхаркнул с тиной гнилой.
Вот она, сорок первого года пехота
Меж Любанью и Мгой, меж Любанью и Мгой.
В День Победы ты тихо пойди за ворота,
Ты услышь, как вдали раздаются шаги.
Это без вести павшая наша пехота
От Любани до Мги, от Любани до Мги…

ВЕЧЕРНИЙ РАЗГОВОР
- Бабуля, здоровье-то как, ничего?
- Болят все суставы, все жилки.
- А где твой старик? Помню бравым его…
- В могилке, родимый, в могилке.
- Война виновата, конечно, война.
А дети, а внуки-то где же?
Поди, навещают? Совсем ведь одна.
- Все реже, родимый, все реже.
- Косила и жала, плела кружева,
А суп-то варила с крапивой.
Несчастной, несчастной ты жизнь прожила.
- Счастливой, родимый, счастливой.
-Бабуля, ты слышишь: гремят соловьи
Во мраке цветущего сада?
Ах, сбросить бы годы, - живи и живи!..
- Не надо, родимый, не надо.

† † †
Уж новый полыхнул везувий,
А мы души не бережем.
Земного, бренного взыскуя,
Все копим скарб,
Лукавим,
Лжем.
Уж близко огненная лава,
Уж кочергой шурует бес,
А мы бормочем: "Власть и слава…",
Не слыша грохота небес.
Утихнет боль. Уймется пламя.
Ни слез. Ни званий. Ни имен.
Лишь блеск остывший
В звездной яме.
Лишь тайна.
Лишь песок времен.