Пути Господни

Костя Сочнов
Демехин спешил в кабинет начальника. Ой, не любит он ждать. Только вызвал – уже должен быть тут как тут и отвечать на все вопросы, даже если и не приступал к их решению. Как петрушка с коробочки со своим глупым смехом, а не следователь.

- Леня, тут такое дело. Звонит мой давний знакомый, заведующий краеведческим музеем, не могу отказать. Он утверждает, что музей обокрали, хотя полгода назад отдел охраны обновил там охранное оборудование. Да и опергруппа не выезжала – сработки не было, все опечатано.
- Ладно, Федор Михайлович, сегодня же выйду! – пообещал Демехин и подумал про себя «вот, ДАстАевский» - передразнивая совпадение имени и отчества с известным писателем.
- Они до четырех точно на месте, не затягивай.
 Срочных дел в данный момент не было - криминальные авторитеты уже почти все перестрелялись, а те, кто остался, или в местах лишения, или контролировались органами. Пару «висяков», да мелочевка. «Схожу» подумал Демехин,  деваться все равно некуда, приказ в виде устной просьбы -  все равно приказ, разве что предполагает некоторый творческий подход в решении.

Музей располагался в старинном двухэтажном здании с высокими потолками, паркетом, старинными дубовыми дверями и шикарной мраморной лестницей. Демехин знал, что под музеем еще два подвальных этажа, отведенных под запасники. Там находилось то, что по каким то причинам не могло быть выставлено – обветшавшее или не вошедшее в экспозицию, или не исследованное и не описанное. В музее была своя охрана – сторожа, но все контрольные двери и ценные экспозиции на ночь ставили под наблюдение в отделе государственной охраны. «Надо бы к сторожам присмотреться» - подумал Демехин,  « Что охраняешь, то и имеешь»  - часто оказывается прав уважаемый Михаил Михайлович, очень часто в это сумбурное время  бывают проблемы с охранниками- «если их на самом  деле обокрали».

***

- Понимаете ли, уважаемый …ээээ….Леонид Андреевич. Наша экспедиция в этом году  закончила исследование древнего захоронения скифов на территории нашей области. Вы, наверное, читали в газетах – Крушинин, директор музея, был сухощавым, на вид пенсионером, но марку интеллигента держал. – По итогам раскопок была очень обширная хвалебная статья. Дело в том, что наши сотрудники нашли серебряную вазу, не имевшую аналогов среди прочих раскопок. В других захоронениях находили золотые украшения, гривны, даже сделанные высокопрофессионально, но ваза оказалась просто шедевром для того времени. Вот обратите внимание – незаметно для Демехина, беседующие уже спустились в подвал и зашли в реставрационную мастерскую – ваза просто притягивает взор правильностью и воздушностью форм, благородно отливая сочетанием серебра и чернинкой в углублениях ниток вязи.
- Да, действительно, выглядит как уникальная вещь – согласился Демехин, хотя ему показалось, что такой рисунок он уже где то видел.
- Наш сотрудник, занимающийся исследованием – кристально чистый человек, наивная душа, бессребреник – в прямом и переносном смысле – не поймите меня превратно, отобрал кусочек на анализ. Ну, вы слышали, наверное – сейчас это модно – определять возраст изделия. Недавно пришли результаты. Печальные результаты. Оказалось что ваза современная!
- Как так современная?
- Ей не больше 20 лет.
- Как она оказалась в захоронении?
- А в захоронении ли? Вот какая мысль меня гложет. Может подменил кто то из сотрудников? Было бы очень обидно обмануться в человеке, вы ведь знаете, у нас не проверенных людей нет.
- … А…
- Они не имеют доступ в эти помещения.
- Хорошо, что еще вы можете сказать о присутствующей вазе?
- На вид она цельнолитая, хотя в местах стыков поверхностей наблюдается что то похожее на шов. И все.
- Хмм. Откуда у древних скифов литье таких размеров, да еще объемное, может чеканка?
- В том то и уникальность данной находки. Мы уже думали, что внесем  новую страницу в летопись истории. Так сказать – пересмотрим наши взгляды на …
- Прошу прощения…
- Да.
- Сколько лет захоронению?
- Не меньше 2-3 тысяч, мы сейчас оцениваем возраст находок – идет научная работа.
- Производство раскопок задокументировано?
- Да, у нас есть фотографии всех этапов работ, снимки частичной видимости откапываемых изделий,  подробный план нахождения вещей в 3 измерениях и докладная руководителя и исполнителей работ.
- Ваза не могла быть подброшена в раскоп?
- Нет. Дело в том, что если руководитель работ убеждается в целости захоронения, он нанимает охрану, так как находки могут быть очень ценными, если не с материальной точки зрения, то с художественной или исторической. Кстати, на то захоронение мы нанимали людей из охранной фирмы, с лицензией….ээээ…Венбест.
- Фирма серьезная, уважаемая. Да и смысл им терять ценную вещь, для чего? Что бы запутать ученых? Нонсенс.
- Ээээ…Тут еще одно обстоятельство…
- Да?
- Ваза не …не знаю как сказать…она изначала представляла для нас ценность как художественное изделие, способ изготовления для тех времен был, скажем , революционным. Да и серебра в этих местах в то время не добывалось, то есть привозной металл. Но после пришедшего углеродного анализа  мы усомнились в результатах  исследования и начали проверять доступными нам способами. Элементарная проверка плотностей по Архимеду показала, что ваза не цельно металлическая…
- Что это значит? Она же на вид серебряная.
- На вид – да. Но серебра здесь только на хороший перстень с цепочкой.
- С чего же она?
- Мы взяли срез одной из нитей – так, что бы не разрушить изделие и не испортить его внешний вид и посмотрели под микроскопом. Не хотите взглянуть?
- Взглянуть можно, но боюсь, я и микроскоп один раз в жизни видел.
- Это здесь, смотрите вот сюда. Я навел резкость.
- Как вроде дерево под срезом.
- В том то и дело – нить оказалась натуральной нитью, как бы основой, на который способом электролиза нанесено покрытие, в несколько слоев. Последний слой – серебра.
- Ну и заморочено.
- Что проще сформулировать наш вопрос скажу: я считаю, что ваза на самом деле добыта в раскопе и относится ко времени захоронения, однако в процессе исследований, до отправки образца на анализ, она была подменена на современную, изготовленную так сказать по «последнему слову техники». Объяснить это я не могу, поэтому попросил помощи у вас. Однако, попрошу пока «сор из избы не выносить», в рамках, так сказать «дружественной помощи». А то и репутацию научных сотрудников можно «подмочить» и музея тоже.
- Попробуем помочь. Однако, если результаты расследования …
- Да, это понятно. Тогда другое дело.
- Можно мне побеседовать с сотрудниками, которые когда-либо имели доступ к этой вазе?
- Да, вот журнал, в нем все даты и более того – время, когда какой либо из сотрудников мог иметь возможность.
- Спасибо.
- Однако попрошу о тактичности бесед и никаких намеков на их причастность к подмене.

***
Беседы с сотрудниками не разъяснили Демехину совершенно ничего. Разве такие мелочи, как то, что в рабочие мастерские никто не имел права входить с габаритными вещами для возможности подмены. Доступа у охраны не было, сговор с охраной тоже отпадал, так как на смене было как минимум двое охранников и двое научных сотрудников. Видеокамеры  работали по движению, и записывали все «что шевелится», даже кошке не прошмыгнуть. Демехин даже посчитал, что его зря сюда направили, директор мог бы и сам видео просмотреть. Но для очистки совести проверил даты и время записи – с журналом регистрации входа все совпадало. «Ну не дух же бесплотный? Да, похоже тупичек» – подумал Демехин – «было бы это официальное расследование, был бы «висяк»».  Посмотрел стену смежной мастерской – замаскированных проломов не было. Усомнился в достоверности сведений директора музей о невозможности подмена в раскопе, проверил. Расспросил участников экспедиции – все точно, жили в палатках, все у всех на виду, ночной дежурный и охрана между собой не контактировали. Так прошла неделя – «висяк» был конкретным. Тут как назло – «ДАстАевский»:
- А что у нас, Леонид Андреевич, с музеем?
- Ничего. То есть – совсем ничего. Никаких зацепок.
- А введите ка меня вкурс дела?
Демехин вкратце отметил этапы расследования и выводы.
- Так вы не там ищете, господин товарищ!
- ???
- Вы ищете «кто подменил», а нужно искать «кто изготовил».
- Ну не к скифам же мне во времени перемещаться?
- А причем скифы? Электролиз, плюс «молодость» вазы, говорит, что изготовлена она в наше время. Притом я не припоминаю серебряных заводских изделий, изготовленных способом электролиза. «Под бронзу» что-то было, какие то статуэтки, что ли, а «под серебро» нет. Видимо кустарь работал. А уж вы узнайте что за кустарь, где он взял образец для подмены и так дальше – следователь то не я.
- Хорошо, Федор Михайлович!
- И прекрати меня называть «ДАстАевским» за глаза, а то я твою фамилию тоже переделаю. Будешь Неумехиным, а не Демехиным.
- !!!
- Иди, работай, работай. Не успеешь к концу недели, выходные на работе проведешь.
- Есть.

***

Вечером того же дня  Демехин дома присел в кресло посмотреть телевизор и задумался: -
«Вот проныра, даже узнал как я его «за глаза» называю. Да что поделаешь, органы. Кто тебе не враг, тот тебе и не друг. Кто раньше стукнет, тому и повышение ближе – «свой». Хотя с другой стороны такой контроль возможно оправдан в условиях больших, чем у рядовых граждан, полномочий. Власть, мать бы ее.» Демехин утупился  в выключенный телевизор – « вот доработался, телевизор один смотрит» и встал для того, что бы взять пульт управления. Тут его взгляд упал на новую тюль на окне, что то знакомое почудилось в ее рисунке. Демехин подошел поближе и взял тюль в руки. Так и есть – вот и «основа» для вазы. Мысли побежали сумбуром – эту тюль они с супругой покупали две недели назад, в воскресенье, на рынке. В новом бутике. Им настойчиво рекомендовала хозяйка магазинчика, как «новый образец», «эксклюзив», «только у нас». Вот тебе и раз, а как же «вазе нет и 20 лет»? Хотя, может быть ей нет и 2 недель? По крайней мере стоит проверить «эксклюзивность», мало ли что торговцы наплетут что бы продать лежалый товар. Заодно и продаваемость «эксклюзива» можно проверить, улыбнулся Демехин. Да, «господин товарищ», «Неумехиным» назвать не получится.
С утра, в радостном возбуждении, Демехин расцеловал ошарашенную супругу и помчался на рынок. На рынке торговцы еще только вывозили свой товар на торговые места. Бутик был закрыт. Распросы соседей по торговле дали следующую информацию: « Заболела она, а нанять продавца не успела, только вернулась из Турции. Вот бутик и закрыт. Отравилась, что ли, в «инфекционке» лежит. А вам что надо, может у меня такое есть?».
В администрации рынка удалось узнать паспортные данные хозяйки бутика. Осталось только мчаться на доклад к начальству.
- Что радостный такой? Все «висяки» закрыл, что ли?
- Закрыть не закрыл, но кое что выяснил. – и изложил добытую информацию.
- Подожди, сейчас попробую пробиться к главврачу, сталкивались с ним, когда-то. А то без звонка не увидеть тебе торговку, как своих ушей. Там строго, инфекционная больница, сам понимаешь.
Демехин купил «джентльменский набор» для посещения больницы  - бананы, печенье, апельсиновый сок – и зашел в приемный покой.
- Мне бы увидеть Красовскую.
- Не положено, у нас инфекционная больница, а не пансионат.
- Моя фамилия Демехин.
- А, да, нам звонил зав. отделением. Сейчас организуем. Она все равно на выписку уже. А что это у вас в руках?
- Ну как же, в больницу с пустыми руками?
- Не положено. Не взирая на фамилию.
- Ладно. Угощайтесь – и Демехин протянул пакет мед.сестре.
- Не положено.
- Так что, выкинуть? Жалко, деньги уплочены.
- Домой отнесите.

***
Встреча происходила в комнате  со стеклянными перегородками не до потолка. Красовская была в больничном халате, исхудавшая и пожелтевшая.
- Здравствуйте, вы меня помните?
- Да, это именно то что мне не хватает - здоровья, здравствуйте. Да, конечно. Вы были в магазине с женой и купили тюль. Вот уж не ожидала вас увидеть, думала, родственники опомнились – и улыбнулась.
- Вы уж извините, что с пустыми руками. Запретили передачи в приемном покое.
- Да, тут с этим строго. А диета – еще строже. Простите,  вам тюль не подошла или какой то брак? Почему такая срочность с визитом?
- Скажите, эта тюль, откуда она?
- Привезла с Турции в пятницу, за переддень до того как вы приходили, новый рисунок. В субботу приводила себя в порядок с дороги, завезла товар в магазин. В воскресенье начала торговать. В понедельник рынок выходной, а во вторник я уже в больнице оказалась. А что?
- Кто еще покупал такую тюль, кроме нас с женой?
- А что, хотите всю перекупить? Я дешево не отдам, вот сколько натерпелась с этой поездки.
- А что случилось то?
- Элементарно отравилась. Купила в Турции, в дорогу, какую то особую ветчину, куриную. Таки двое суток в пути. Мы ели в дороге, вместе с попутчиками. Но осталось почти полбатона и я решила в понедельник доесть. А она видимо испортилась за такое время. Пострадала «за жадность».
- Ну, с кем не бывает, кто застрахован от болезни. Так скажите – покупал ли кто ни будь вашу тюль? Были ли еще покупатели в то воскресенье или может ваши попутчики?
- Нет, попутчики не брали. Товар упакован в тюки, затаможен и в трюме. А с собой только еда да необходимые принадлежности, одежды немного. Но кроме вас с женой был еще один покупатель. А что?
- Я из органов, нам нужно знать, кто мог иметь такие образцы тюлей.
- Никогда бы не подумала на него, что им органы могут интересоваться. Хороший парень, наш электрик по сигнализации. Лицо доверенное и проверенное. У вас работал, в гос.охране. В банках сигнализацию делал, в хранилищах с деньгами, деньги мешками. Под ноги подкладывали, говорит,  когда до чего-то не дотягивались. Может шутит, но не думаю. Хороший, грамотный парень. Никогда ни вопросов с ним, ни проблем. Сколько раз раньше одного в магазине оставляла – и выручка в кассе лежала – все на месте было. Я даже проверяла как-то, купюру типа уронила и ушла. Прихожу – на месте. Только извиняется, мол, кофе без спросу сделал. Не уж украл что ни будь?  Не поверю.
- Да нет, не украл. Действительно проверенный раз у нас  работал, проверку при поступлении проходят по полной программе. Я просто узнаю,  у кого может быть еще такая тюль?
- Да ни у кого. Первая я нашла. Позже будет у многих, наверное. Но на момент привоза – «эксклюзив», я же вам говорила.
- А за время вашего отсутствия в бутике никто не мог взять без вашего ведома?
- Говорю же, на сигнализации. Поэтому и электрик приходил – все проверил и мне показал. Я ему денег дала, он возьми , да и купи немного, не знаю зачем, но на окно точно мало. Разве что на слуховое окно. А в конце работы я закрыла, поставила на сигнализацию и ушла. Так до сих пор и стоит.
- Ладно, спасибо. Выздоравливайте. Кстати, а как найти вашего электрика?
- Ну, в больнице его договора нет с собой. Попробуйте через пожарную инспекцию, там наверняка данные есть, у него лицензия пожарная.


***

  «Эк угораздило с этим музеем» – ругался по себя Демехин.  - Все проверенные, доверенные, бессребреники. Некого и к ответственности привлечь. Хотя купюра на полу это мелочь, мешки с деньгами уже серьезнее. Но может просто не дурак, догадывался  что вычислят? А в общем – все складывается. Сигнализацию знает как отключить, охранное видео – тоже. Взял и подменил вазочку. Откуда образец? Фотографию в музее слямзил. Все сходится! Надо проверить, не появлялся ли «кустарь» в музее – о, вот и кличка нарисовалась.»
В пожарной инспекции данные нашлись, однако в музее обслуживающий электрик был другой, работник гос.службы охраны. « Самому надо было додуматься, раз договора сам заключает и лицензия «у него есть» - значит вольный стрелок, а не работник органов. Остается только личный визит» подумал Демехин и направился к начальнику за «добром».
- Ну ты ж там аккуратненько. Не дави, а собирай информацию. Придавить успеем, а вдруг на самом деле не при чем человек. Наш, хоть и бывший.
С таким напутствием Демехин поднял трубку телефона. «Кустарь» оказался дома и даже «был бы рад встрече». О чем и сговорились. «Как бы не сбежал- подумал Демехин. – хотя раз руками работает, значит денег не так и густо. А на «бега» деньги большие нужны, далеко не сбежит»
Электрика звали Николай, жил он в «комуналке», во дворах. При встрече крепко пожал руку, пригласил за стол и сварил кофе. « А руки то с «чернинкой - отметил про себя Демехин – бессребреником не назовешь» и улыбнулся.
- Так что привело то ко мне? Сделать что-то надо, починить?  А то починщик с меня уже не особо, в молодости чинил, а сейчас время другое, не рентабельна починка. В основном монтажи да обслуживание.
- Да в общем есть кое что. А что руки такие, в пятнах? По старинке проявляете фотографии?
- Да нет. Не поверите, по свободе увлекся электролизом. Иногда надо людям сувениры дарить или подарки делать. Ну а доходы не позволяют. Хожу, как «бедный родственник». Ну и подумал, а не сделать что либо своими руками, но поприличнее? Ну и вот затеялся с электролизом серебра – выглядит дорого, а затраты небольшие. Гляньте, что получилось – Николай принес бумажную коробку с лоскутками серебряной ткани, которая выглядела как литые узорчатые пластины, ну «точь в точь» ваза, только рисунок другой.
 « Ну все, попался, «кустарь». Твоя работка, однозначно.» подумал Демехин и начал прикидывать как незаметно вызвать опергруппу.
- И как такое получается? Это же лабораторию надо иметь?
- Ну понятно, в комнате делать не будешь, таки химия, да и соседи начнут «бухтеть». Тут и музыку толком то не включишь. В сарае делаю. Пойдемте. Там у меня последнее изделие должно уже быть готово.
«Несомненная удача – предвосхищал успех Демехин – редко кто сам себя за решетку садит, а тут такой говорун»
Сарай был во дворе дома. Дверь крепкая, оббитая металлом, замок внутренний, гаражный – не только крепко, но и указывало на практичность хозяина.
- Ну вот, как видите – свет сюда провел от своего счетчика, воду ведрами наношу. Вот дистилляция, вот чаны электролиза, вот аккумуляторы, вот зарядное. А вот емкости с воском,  графитом, медный и серебряный лом для электролиза. Вот вытяжка, вот сусло – которое мне покрасило руки – Николай улыбнулся - А сейчас  мы с вами посмотрим последнее изделие, уже должно быть готово – по амперметру тока в цепи уже нет. Ваза должна получиться – суппер. Глаза Николая восхищенно блестели.
- Давайте посмотрим – Демехин перестал соображать. «Ваза только БУДЕТ готова?»
- Оппа…вот это номер.
- Что?
- Нету вазы! -  Николай заметушился по сараю, осмотрел пол, стены, потолок. Присел. – Не понимаю.
- Как так «нету вазы»?
- Вот так. Понимаете, то, что я вам показывал – кусочки – просто промежуточные образцы. Вчера я зарядил ПЕРВОЕ  изделие на серебрение. Соответственно выбрал простую форму – вазу, хлебницу, конфетницу – назовите как хотите. Тоже своего рода эксперимент, что получится. Такая форма была нужна в связи с тем, что ванная для электролиза невысокая. Сегодня, к этому времени, ваза должна была быть готова. Я не боялся передержать, здесь автомат отсечки по току. Вот проверил при вас чан электролиза, ваза исчезла. Но кражи то не могло быть, стены, пол и потолок целы, как и дверь. Ключ только у меня.
- Ну и где ваза?
- Вы у меня спрашиваете? Мы же вместе …Хотя подождите. А кто вы такой?
- Демехин, следователь.
- Оппа….ни хрена себе. Хозяин еще о краже не знает, а следователь уже пришел место кражи обследовать. Вот это оперативность. Или вы шутите?
- Нет, какие шутки, вот удостоверение.
- Действительно. Хорошо, начнем сначала – чем обязан визиту следователя.
- Ну как чем? Вазу вашу ищу!
- Ни хрена не понимаю. Хозяин еще заявление о краже не написал, а следователь уже ее ищет.
- Ошибаетесь, хозяин уже написал заявление.
- Нихрена не пойму. Какой хозяин, какая ваза? Моя? Как у нее может быть хозяин, если она моих рук дело? Вот, смотрите, лекала, по которым я кроил тюль. Вот ванночка, в которой я плавил воск и смачивал формы, вот кисточка, которой я наносил графит. В конце концов – как может быть вторая такая ваза, если серебрение электролизом крупных форм не применяется в промышленности, слой серебра получается рыхлый? Это моя рацуха, что бы серебро не облазило! Такой вазы просто быть не может – даже я ее еще не видел, да вы в курсе.
- Разберемся. Ваша ваза?  - Демехин показал снимок с музея.
- Ну, такой она могла бы быть после серебрения. Рисунок мой, работа моя. Откуда такой снимок?
- С музея.
- С какого еще музея?!?
- С  краеведческого! – Демехин почему то верил этому искреннему и открытому парню. И даже подумал – «наверное у него много проблем в жизни из-за этого. Но вероятнее всего вазу он не крал»
- Какого…она там делает?
- Стоит на исследовании, как историческая ценность. – у Демехина в голове все перемешалось, он уже ничего не понимал. Никакой логики.
- Вообще сейчас мозги поедут. Как моя ваза могла с закрытого сарая переместиться в музей, «на исследование»? Как они смогли ее украсть, без следов взлома? Ключ подобрали что ли? Вряд ли, замок привозной, ригельный. Копию сделали с ключа? Так в мастерских  и заготовок таких нет, надо сначала вылить заготовку, потом по образцу сделать ключ. Со слепков мастерские ключей не делают. И  для чего? Для того, что бы украсть экспериментальный образец для музея? Чепуха.
- Согласен, чепуха. Ваза попала не в музей. Она попала в раскоп скифской могилы, год назад. Поэтому и находится на исследовании, как историческая и культурная ценность. Чуть не сформировала  новое мнение о промышленности древних скифов.
- Ты …вы хотите сказать, что ваза перенеслась во времени?!? .....«Пути господни неисповедимы»…

Демехин шел по улице, в управление и думал : «Что будешь докладывать руководству, следователь Неумехин?»