Совесть и Самообучение

Мэкалль Мат Свер
Совесть - есть важный механизм нашего самообучения. Вы держали когда-нибудь собаку? Тогда вы должны знать, что наказывать собаку нужно сразу после того, как она набедокурит, практически "на месте преступления". Именно так вырабатывается рефлекс. Кстати, у человека, ессно - тоже можно выработать рефлекс.

Но это - не есть полноценное самообучение. Так можно научиться не наступать лишь на те грабли, которые бьют по морде сразу.

Совесть - это и есть тот механизм, который связывает наши действия с отдалёнными во времени последствиями. Да ещё - растягивает "наказание" во времени, "проецируя" его в прошлое (пока ошибка по нам ещё не ударила) и в будущее. Таким образом, человек способен обучаться не наступать и на те "грабли", которые ударят по морде хоть через год.

Давным-давно, буддисты декларировали свободу совести. Как выражался Пушкин "хвалу и клевету приемли равнодушно". Декларировали право человека "не прогибаться под изменчивый мир" ((с) Машина, Макаревич). И разработали медитативные техники, позволяющие свободу совести реализовать. Реализуя свою свободу совести, человек сознательно снижает свою способность к подсознательному самообучению (это не мешает ему учиться, прикладывая к тому волевое усилие).

С точки зрения классической психиатрии, свобода совести отдаляет от психиатрической нормы. Собственно, это удаляет и от бытового понимания психического здоровья. Достаточно представить себе, как выглядит Джордано Бруно, или там Новодворская - в глазах обывателя.