Сталинград. Свои чужие немцы

Лариса Бесчастная
      
      
       …Средневековье. Росла, крепла Русь, благодаря правителям Иванам, собиралась в сильное государство, прирастала территориями еще со времён Ивана Калиты, а при Иване Грозном распростёрлась до неслыханных просторов, которые надо было возделывать, благоустраивать и охранять. И хлынул в богатую Россию за сытой жизнью люд со всех концов света, прежде всего с перенаселенной Европы…
      
      
       С каких времён появились и стали обживаться немцы на Руси? Очень может быть, что после 1269 года, когда был заключен договор Новгорода с Ганзой – потому как документально установлено, что ещё в 1286 в Новгороде появился «немецкий двор» Ганзейского союза.
       Дружба и союзничество с немцами, по-видимому, продолжались не одно столетие, иначе не стал бы Василий III в 1517 г. подписывать с Тевтонским орденом договор о взаимной помощи в случае войны с Польшей и Литвой, а в 1519 г. немецкие союзники предложили русскому царю присоединиться к западной антитурецкой коалиции (правда, Василий III отказался). Были за долгую историю наших государств военные союзы правителей против Польши и Швеции, договоры о дружбе и торговле, пакты о ненападении…
       Заметная волна немецких поселенцев нахлынула в Россию в 1547, когда Иван Грозный решил вербовать  в Европе строителей, врачей и ремесленников и к 1625 году в Москве возникла Немецкая слобода, в которой задолго до своего восшествия на престол частенько  бывал Пётр I. Не там ли он «заболел» европейской культурой и не потому ли именно при этом правителе произошло конструктивное оживление дружбы с немцами?

       Пётр Первый создавал европейскую столицу России, в связи с чем неистово изгонял из русских «смутную азиатскую душу». Свою политику европеизации русского государства он вёл открыто и агрессивно. И неслучайно в 1711 г. женил он своего сына, царевича Алексея, на немецкой принцессе Софии Шарлотте Вольфенбюттельской, да и сам женился на иностранке, открыв тем самым «традицию» не только родниться с немцами, но и возвышать их до управления Россией.
       Тому подтверждение и брак старшей дочери Екатерины I, Анны Петровны, с Карлом Фридрихом, герцогом Гольштейн-Готторпским в 1725 году, и женитьба в 1745 цесаревича Петра (Пётр III) на Софии Фредерике Ангальт-Цербской (Екатерина II), не только активно привечающей немцев в России, но и заключившей в январе 1772 года (по новому стилю) секретный договор о разделе Польши с Фридрихом II. И, кстати, именно Пётр III незадолго до своей гибели, в 1762, открыл лютеранскую церковь в Ораниенбауме, уравняв её в правах с православной.
       Большое значение имело правление Петра Первого и для Нижнего Поволжья вообще, и для Царицына в частности. Он уделил им царское внимание, поскольку в его время Волго-Донское междуречье оставалось всё ещё неосвоенным и южно-русские города не всегда могли противостоять вражескому вторжению.
       Петр I был первым из русских царей, посетивших Царицын – во время азовского (1695) и персидского (1722) походов. Придавая важное значение Царицыну как сторожевой крепости на юго-восточных границах Российского государства, Петр Первый лично участвовал в разработке проекта реконструкции Царицынской крепости и в 1718 – 1720 годы по его указанию было построено уникальное для того времени фортификационное сооружение – сторожевая укрепленная линия протяженностью 60 км между Волгой и Доном – Царицыном и Паньшино. Возведение сторожевой линии открыло широкие возможности для заселения земель под Царицыным и севернее его – по всей Волге, где через несколько десятилетий и возникло 102 немецких колонии, в том числе Сарепта.
      
      
       ВОЛГОГРАДСКАЯ  САРЕПТА
      
       Бывшая немецкая принцесса царица Екатерина II своим манифестом от 22 июля 1763 г. обратилась к населению Европы с приглашением на переселение в Россию на выгодных условиях и с многочисленными привилегиями: переселенцы освобождались от уплаты налогов сроком до 30 лет, отведенные земли передавались им на вечные времена и предоставлялось право на самоуправление. Были и другие льготы.
       Призыв был услышан, начиная с 1763 года, за пять лет в Нижнее Поволжье перебралось 8 тысяч немецких семей общей численностью 27 тысяч человек и были основаны 103 колонии. Официальной датой начала истории волгоградских немцев считается 1765 год, когда на территории современной Сарепты поселилась гернгутерская община, призванная царицей с особой миссией: приобщение «диких» калмыков к европейскому Богу.
       Гернгутеры поселились на отведенных им землях (17 га) и за четыре года был отстроен деревянный городок, укрепленный земляным валом, пушками и 12-ю солдатами для охраны от набегов кочевников и разбойников. Уже в 1769г. на местном сырье заработал небольшой кирпичный заводик и колония начала обживаться. Образ Сарепты являлся классическим для гернгутерской архитектуры образом Дома Божьего на Земле: площадь с кирхой окружали 12 жилых домов, символизирующих собой 12 апостолов Христа, на площади и за церковью был разбит «небесный сад».
       Первые сарептяне подняли целинную степь, запустили перерабатывающие заводы, мельницу, ремесленные мастерские и торговые лавки.  К концу XIX века здесь жило 395,8 тыс. немцев и функционировало более 30 предприятий. Сарептская горчица, горчичное масло, ткань «сарпинка», бальзам и нардек были известны далеко за пределами России.
       Что касается религиозной миссии сарептян среди калмыков, то очень скоро обнаружилось, что исповедующих буддизм калмыков обратить в христианство не удастся – скорее степняки «приручали» пришельцев. Впрочем, не без обоюдной пользы. Весьма скоро братья гернгутеры изучили калмыцкий язык, обряды, обычаи и сменили свою религиозную миссию на просвещенческую. Ученые-востоковеды Сарепты переводили на калмыцкий язык Библию, составляли  и издавали словари, открывали школы для калмыцких мальчиков. И разумеется работали школы и для волжан. В итоге Сарепта дала миру не мало выдающихся ученых, писателей, художников и музыкантов.
       Жили поволжские немцы в достатке и весело, но благоденствовали они лишь до революции…
      
      
       СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
      
       Однако первые проблемы у немцев Поволжья возникли задолго до революции – в 1871 году. Начались они с отменой привилегий «на вечные времена», данных при поселении. Признав немцев «своими»,  то есть уровняв в правах с титульным населением России, на них, за редким исключением ортодоксальных лютеран, распространили всеобщую воинскую повинность. Далее начались войны, революции, коллективизации и продразвёрстки – и  к 1918 году в «Трудовой коммуне немцев Поволжья» не осталось ни одного зажиточного хозяйства.
       Вспомнив во время всеобщей разрухи о хозяйственности и умениях немцев, в 1924 году власти создали Автономную Республику немцев Поволжья. И не просчитались: вскоре Автономию стали называть «сталинским цветущим садом». И вроде снова всё наладилось – а тут война с Германией, депортация потенциальных «врагов»…
       Проблемы, проблемы, проблемы… И поныне не кончается их череда – впрочем, как и у всех россиян. Правда, появились сугубо современные проблемы: эмиграция поволжских немцев в ФРГ. В «лихие девяностые» ежегодно уезжало около 200 тысяч немцев. Ехать-то они ехали, да только кто б их там ждал?  Там со своей ГДР бы разобраться. Зачем германцам «русские немцы»? А тут ещё кризис, терроризм, национализм – детища эпохи глобализма…
       Справедливости ради надо заметить, что наших, волгоградских, немцев среди эмигрантов малая толика, тем не менее из области выехало более трех тысяч немцев.
       И всё-таки Волгоградская Сарепта смотрит в будущее с оптимизмом и возрождается.  И немцы там живут свои, родные – ведь между русскими и немцами давно уже существуют незримые таинственные связи во времени и в пространстве.
      
      
       СОЗЕРЦАНИЕ ИСТОРИИ СКВОЗЬ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
      
       История взаимоотношений немцев с русскими, а точнее со всеми славянами, полна мистических соприкосновений и неведомого сакрального наполнения. С одной стороны нас притягивает некая общность, с другой – мы постоянно воюем. Не лежит ли в этом некий глубинный смысл, Дух времени, Дух места?
       Не потому ли Гитлер так открыто ненавидел всего две великих нации – славян и евреев, что тревожило и пугало его шевеление скрытых временем национальных корней? Но об евреях мы сейчас не будем сказывать, этот вопрос не нашей темы, хотя и тут не без многозначительных совпадений, например, в сходстве идиша с немецким и русским языками и в звучании многих фамилий…
       Как известно ненависть родная сестра страха и чувства вины.
       Попробуем поискать корни этих чувств в истории – видно, крепки сакральные связи славян и немцев ещё со времён стояния «земли Трояновой» и исхода оттуда племён и народов, а то и со времён гордых ариев, когда жили они в низовьях Волги и Урала перед тем, как распасться на многие потоки и начать заселять юг и запад Евразии.
       Однако попробуем заглянуть «поближе» – в раннее средневековье.
      
      
       Много веков назад, до появления на территории нынешней Германии воинственных саксов, жили там племена полабских славян, наиболее известными из которых были племена ободритов (бодричей) и лютичей. Центром лютичей-гаволян был Бранибор (Бранденбург), а Ретра (Радигощ) с храмом бога Радегаста – главным религиозным центром  четырёх племён лютичей (любопытно, что автор «Властелина колец», английский профессор, знаток истории Дж. Толкиен, назвал одного из магов Средиземья славянским именем Радегаст). На немецком остове Рюген, называвшемся в те давние времена Руяном, в городе Арконе поклонялись славянскому Святовиту. Здесь было место паломничества всех поморских славян.
       Не остров ли Руян стал прообразом острова Буяна в русских народных сказках? Хотя есть ещё гипотеза о стоянии его в Азовском море – в том самом Синем море, каковым называл его в своих сказках Александр Пушкин.  А Азовским оно стало с тех пор, когда поселились там асы. Но это уже другая история, а пока вернёмся к немцам.
       Берлин, отстроенный чуть восточнее славянского Бранибора,  в младенчестве своём был славянской рыбацкой деревушкой… А ещё на Балтийском побережье жили ругии (русии), возможно, давшие имя острову Рюген (Ругия) – известный историк и этнолог XX века Лев Николаевич Гумилёв напрямую связывал этноним «руги» (русии) с этнонимом «Русь», ссылаясь на то, что франки называли русскую княгиню Ольгу, вдову князя Игоря, королевой ругов. У Эльбы также обитали славяне – сербо-лужицкого племенного союза, а восточнее ободритов, между Одрой и Вислой, – поморяне.
       На все эти славянские племена совершали регулярные набеги воинственные саксы и франки-меровинги. Долгое время, включая времена ободритских князей Крутого и Никлота, на рубеже XI – XII вв., славяне успешно сопротивлялись вражьей агрессии, но после крестового похода 1147 г. – пали и ко второй половине XII в. страна полабских славян была завоёвана окончательно. Потом последовало тевтонское нашествие на славянское племя пруссов и их одержимая тяга к востоку – и все эти германцы поселились на землях, пропитанных Духом и кровью славян.
       Мятежные земли, незримые нити в будущее…
      
      
       Когда-то саксы, размахивая длинными ножами скрамасаксами изгнали из своих исконных земель полабских славян, потом  «ночами длинных ножей» был совершен фашистский переворот в Германии, приведший к мировой войне, – и, как следствие, к депортации немцев Поволжья (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года),  потом  к Сталинградской битве – предтече полного краха и развала Германии. При этом после победы над фашистской Германией, когда в апреле 1945 г. советские войска перешли Эльбу, именно на землях полабов была раздроблена Германия на Западную и Восточную – словно отобрали у немцев территорию, отнятую некогда саксами у славян еще в IX веке.
       Тянутся нити из прошлого в будущее… Тянутся немцы в Россию – извечный поход «Drang nach Osten». И, к счастью, не всегда со злом, как об этом сказано выше. Но и далеко не всегда с чистыми помыслами: все им хочется «диких» славян научить уму разуму, поставить их на место, показать, сколь не достойны они называться европейцами.
       А чего бы не поучать, если русские цари предоставляли такую возможность? Да ещё и просили написать русскую историю. И уж они постарались!
       Историю Руси до времен Петра I написал немец Миллер – высокомерный оппонент Михайлы Ломоносова. Вот и вышло, что до варяга Рюрика, как писал немец Шлетцер А.Л., историк времён Екатерины II, «славяне жили так, как живут звери и птицы». То есть были русичи форменными дикарями и, пока варяга – немца из милости не прислали на Русь – не было нации вообще, а так дикари по лесам прятались!
       А ведь в российских школах всё ещё преподаётся немецкая теория о Рюрике, с которой боролся Ломоносов. Хотя, по большому счёту, Рюрик был сыном Умилы дочери новгородского Гостомысла и князя Годслава западнославянского племени ободритов (об Одре), живших на реке Одре в эпоху раннего средневековья (V-XI вв.). Но об этом, чаще всего, умалчивается. И это несмотря на то, что даже француз Мармье разобрался в этом вопросе и издал в 1840г. книгу «Письма о севере», где опубликовал записанную им в Мекленбурге (бывшей столице ободритов Микулин бор) быль о призвании на Русь трёх сыновей князя славян ободритов Годлава (Годслава). И были они на тот час законными наследниками Новгородского «трона»…
      
       Любил Пётр I  немцев, ничего не скажешь, да и царица наша Екатерина II, принцесса немецкая из города Цербста (Сербска – столицы лужицких сербов) тоже их жаловала. А, кстати, не потому ли она так легко приняла Россию и радела за её державность, что сама была славянских корней?
       И Николай II тоже на немке женился…
       Да, текла в наших Романовых немецкая кровь, – но и в жилах многих немцев, должно быть, течёт славянская кровь. Перефразируя пословицу «потри русского и найдёшь татарина», можно сказать, что «потри восточного немца и обнаружишь славянина».
      
       Всякое было меж нами, были и периоды мирного сосуществования русских и немцев, прятала Германия опальных политиков и революционеров, посылала в Россию своих специалистов, ученых и путешественников, оставивших о себе след в архивах об истории нашего государства. Так, например, немец Адам Олеария в 1633 – 1634 годах путешествовал по России, а перед тем, как отправиться в Иран, побывал в Нижнем Поволжье и оставил после себя весьма полезные записи: «Описание путешествия в Московию». Интересно, что для торговли Германии с Персией Олеарию требовалось получить разрешение в Москве.
       А ещё немцы по-дружески, а то и по-родственному, «подарили» нам марксизм, а мы им по-братски – революцию в Германии в 1918 году и падение империи.
       И были среди немцев и такие, как Освальд Шпенглер, который в своём труде «Закат Европы» убеждал соотечественников, да и всю Европу, что их спасение в России, самость коей оберегать надо.
       Да только, когда он об этом писал, подрос уже мальчик Адольф…
      
      
       Видимо, славянский Дух неистребим, он тревожит, манит в Россию – сначала потопали на Русь тевтонцы, громыхая доспехами, и нашли там смерть свою от рати Александра Невского, потом были первая мировая – с бесславным для немцев исходом, и Великая Отечественная. Похоже, к тому времени подзабыли немцы «Ледовое побоище» и то, как поучил  Александр Невский немецких рыцарей на Чудском озере«правде русской»! Не чаяли захватчики, что через 701 год потомки их будут начисто побеждены в Сталинграде – в городе, который находится под духовным покровительством Александра Невского.


       Не пора ли уже всем тем, кто вожделеет подмять под себя Россию, кто как мечом вооружился современным Злом, крепко подумать о том, что история пишется на небесах и что высечено там на все времена: кто на Русь с мечом пойдёт – тот от меча и погибнет!
      
      
      
Иллюстрация: действующая лютеранская кирха в Красноармейском районе г. Волгограда. Фото из архивов музея-заповедника «Старая Сарепта».