Лирик и Физик

Жорж Коломбо
Лирику было грустно. Творческий кризис - это вам не насморк. Насморк тоже, доложу я вам, штука весьма неприятная, но привычно веришь, что он все-таки пройдет. С кризисом всегда есть червячок сомнения, и кажется что это - конец, что он вовсе не пройдет, и что муза, прилетающая по странной прихоти, и не знающая никаких расписаний, на сей раз, улетела навсегда, и уже не вернется.
      
Лирик поглядел на неприбранный с утра стол, на гору из каких-то мятых сумок, книг и двух батонов хлеба в углу комнаты и шумно вздохнул. Кот, задремавший было в хозяйкином кресле, открыл один глаз, лениво убедился, что никакие напасти ему не грозят, и снова закрыл его: день ближе к вечеру - самое время для всех порядочных котов отсыпаться. Прыгать же, носиться, добывать еду и мешаться под ногами следует поздним вечером, по ночам и особенно утром - это все знают.
      
Физик пришла с работы несколько позже обычного, чуть более меланхоличная, немногословная и задумчивая, чем всегда.
      
- Что-то случилось? - участливо спросил Лирик
- Да нет... - как-то вяло проговорила она - ничего особенного.
- Но я же вижу: ты какая-то не такая!
- С Оксанкой поссорились - наконец, призналась Физик - вроде и повод пустячный, но все равно как-то неприятно.
      
Оксана не нравилась Лирику. Нет, не внешне - тут все было как раз наоборот. Но манера ее поведения настораживала и совсем не вписывалась в привычный "тихий омут" их семейной жизни. Она казалась слишком яркой, шумной и деятельной.
      
Внутренне Лирик порадовался, но теперь его огорчало огорчение Физика - он всегда тонко чувствовал ее настроение и старался избегать "острых углов". "Надо что-то делать" - подумалось ему - "как-то увести ее из грустных мыслей в сторону, переключить на более общие вопросы, глядишь, оно и забудется..." Мысль была наивной, но вполне отвечала его духу. Ведь сам он таким и был - наивный и тонко чувствующий "вечный мальчишка".
      
- Послушай... - нерешительно начал он - мне всегда было интересно: как это у тебя происходит...
- Что? - спросила Физик, продолжая прибираться в доме и выкладывая из сумки продукты для приготовления ужина.
- Ну.. - мямлил он, мучительно пытаясь придумать хоть одну тему из тех, что интересовали их обоих - ... вот например... - мысль вдруг оформилась в его голове и стала кристально-четкой - с друзьями твоими и подругами...
- И что? - снова спросила Физик
- Ну вот… ты то сходишься с ними, то ссоришься. То у тебя их много, а то ни одной. Как это все случается? Почему? Никогда не думала об этом?
      
Физик надолго замолчала и принялась обдумывать его странный вопрос. Впрочем, это не мешало ей все это время продолжать манипулировать тряпками, кастрюльками, продуктами. Она действовала ловко и привычно, как фокусник, на счету которого не одна сотня выступлений. Лирик же все это время сидел рядом на табурете и смотрел на нее. Попытаться помочь ей или хотя бы не мешать ему и в голову не приходило - в голове его просто не было места для быта и его маленьких забот. Все и всегда в доме делала она. И оба были давно привычны к этому.
      
- Знаешь... я думала.. - медленно произнесла она - и, мне кажется, даже поняла, как это все происходит у меня в голове. Не знаю смогу ли я объяснить это тебе...
      
По мере того, как она говорила, голос ее становился все более отчетливым и решительным.
      
- А ты попробуй! - радостно ухватился он за ее слова - а если я чего не пойму, ты ведь мне пояснишь?
- Ну конечно. Ладно, слушай. Только... ты физику помнишь?
- Причем тут физика? - искренне удивился он.
- Я тоже сначала думала, что ни при чем - уже спокойнее говорила Физик - но все так хорошо сходится!
- Что сходится?
- Ну подожди же. Давай с начала, - в ее голосе надежда сплеталась с нетерпением поделиться маленьким, но очень личным открытием. Она догадывалась, что восприятие мира в ее понятиях покажется ему, по меньшей мере, странным, но ей так хотелось с кем-то поделиться.
      
- Смотри, вот есть атомы, да?
Он уверенно кивнул.
- А в них, в каждом, есть ядро и много маленьких электронов, которые вокруг него крутятся.
Его кивок на этот раз был немного слабее - пришлось задуматься о вещах, которые он со школы и не вспомнил-то ни разу.
- Ага, крутятся - на всякий случай сказал он.
- Понимаешь, они крутятся не просто так. У них есть орбиты.
- Ну да, - сказал он - у Земли тоже есть орбита..
- Да - обрадовалась она этой внезапной аналогии и, вдохновленная маленьким успехом его понимания, продолжила - только Земля просто крутится по своей орбите и все, и так всегда. А электроны могут эти орбиты менять.
- Как менять? - вдруг испугался он - как хотят, так и летают?
- Нет - усмехнулась Физик - если все будет, как хочется, наступит всеобщий бардак. Там действуют свои законы. Причем работают они как надо, не то, что вокруг нас.
- Но...
- Все просто - успокаивающе произнесла она, раскладывая салат по тарелкам - электрон может крутиться по одной из орбит, пока у него не меняется энергия.
- А потом она кончается и.. - попытался он развить ее мысль.
- Нет - снова усмехнулась она - это же не батарейка! Вот это уже гораздо ближе к жизни. Электрон так и крутится по своей орбите, пока с ним что-нибудь не случится.
- Что случится? - в конец запутался Лирик.
- Ну.. встретит он кого-нибудь.
- Другой электрон что ли? - брови Лирика поползли вверх.
- Нет. Квант света. "Вспышку, что мерцает в ночи" - Физик пыталась передать смысл метафорой, искренне надеясь, что говорит на его языке. Ну почти..
- И что он с ним делает, с этим квантом? - осторожно спросил Лирик.
- Он становится сильнее, если хочешь, богаче - он запасает энергию. И теперь может позволить себе перейти на другую орбиту - поближе к ядру.
- А!.. - облегченно произнес Лирик - так это вроде наших денег что ли? Понял-понял, это как Палыч - нашел себе богатую невесту и теперь переехал поближе к центру.
- Не совсем. Не так меркантильно. - Физик даже поморщилась, разливая чай по чашкам. - И потом, электроны не только находят кванты, но и теряют их. И тогда все наоборот - они снова переселяются подальше.
- Ну да, все сходится! - радостно прогудел Лирик, не забывая дуть в чайную чашку - не все коту масленица, вон Серега был у нас самым крутым, свою фирму имел, коттедж почти в центре. И где он теперь? Разорился! Все псу под хвост! И живет теперь аж в пригороде - все правильно: денег нет - иди гуляй!
- Да что ты все "деньги", "деньги"... - уже не тая раздражения от такого приземленного понимания своих мыслей, произнесла она. - Ну ты же поэт, и где-то глубоко даже философ! Ты посмотри на это с другой стороны. Не деньги, нет, а.. ну, скажем, поступки. Хорошие и плохие..
- Вечный спор Добра и Зла? - теперь настал его черед усмехаться.
- Ну нет, не ТАК высоко - почти мирно сказала она, прикусывая последнюю на сегодня мармеладинку - проще все. Сделал доброе дело - оно тебе зачлось. Но внешне вроде как ничего не  изменилось. Сделал еще пару-тройку - о! - а мы уже ближе к ядру крутиться стали. Понимаешь?
- Угу, а согрешил в чем-то - и полезай обратно, так что ли?
- Ну.. вот это уже ближе. Так вот электроны...
- Погоди - неловко вставил Лирик, пытаясь вернуть разговор в понятное ему русло и вновь обрести твердую почву под ногами - так мы же не с этого начали, помнишь? Про подруг говорили, про тебя..
- Да - согласилась Физик – вот теперь ты меня, надеюсь, поймешь.
- И... кто у нас будет ядром? - улыбнулся он.
- Это я - ровно сказала Физик, вдруг прищурившись.
- Ага! - ухватил он новую мысль и, проводя аналогию, добавил - а я, стало быть, вокруг тебя кручусь, так?
- Ну.. мы же вроде не про тебя говорили, а про подруг - дипломатично свернула она в сторону.
- А с ними что? - снова растерялся он.
- А они как раз крутятся на разных орбитах. Причем иногда эти самые орбиты меняют.

В комнате на некоторое время повисло молчание. Оба обдумывали сказанное, и только кот, пробудившись от своих снов, начал шумную возню с хвостом и ножкой стула.
- Я не совсем понял про подруг - нерешительно признался он - ты скажи толком. Может теперь пойму?
- Конечно, поймешь - голос ее потеплел. - Вот я живу себе, никого не трогаю. А вокруг много разных людей - ну не в лесу же живем! БОльшая часть их меня никак не задевает. Но некоторые оказываются несколько ближе - просто мы часто встречаемся, попадаемся друг у друга на пути.
- И ты их берешь на свою орбиту? - догадался он.
- Да. На са-амую дальнюю. Пока. "До выяснения".
- А потом они делают добрые дела, и ты их пускаешь?.. - снова поддержал он ее мысль.
- Да нет. Не совсем я. Просто как-то само собой оно так выходит, что мы сближаемся. - она улыбнулась - я-то ведь тоже вращаюсь по ИХ орбитам.

Иногда это долго бывает. Иногда почти сразу пускаешь нового человека очень близко.
- А потом? - спросил он.
- Так и крутимся все вместе.. до особого случая.
- Пока тебе какую-нибудь подлость не устроят?
- Ну.. да - смутилась она - но тоже так.. не с первого раза. Пока накопится... энергия перехода.
- И Оксана.. - догадался он.
- Ой, да ну ее! - досадливо взмахнула она полотенцем, вытирая последнюю чашку.
- Значит, насолила... - не унимался Лирик.
- Да - усмехнулась Физик - мягко говоря, «насолила»... ОЧЕНЬ мягко говоря..
- Иди сюда - нежно пропел Лирик - иди, я тебя обниму.
- Знаешь, а мне легче стало - призналась Физик - когда с тобой поговорила, и я очень рада, что ты меня понял. Квантовая физика - штука непростая...
      
Они обнялись как раньше, и на душе вдруг стало тепло, как бывало давным-давно, еще на заре их жизни вместе. Только теперь между ними протиснулась голова кота, который мурлыкал и терся обо все встреченные ноги сразу, чувствуя, что в доме вновь мир, лад и спокойствие...

                февраль 2005