Дорогие родители

Лена Сказка
«Дорогие родители!

Надеюсь, что никому из моих  товарищей не придется отсылать это письмо вам, ведь это прощальное письмо. Если же вы держите его сейчас в руках, знайте: я погиб за Кайзера, за Родину и за вас. Приближается тяжелое сражение, и вокруг светлая, манящая весна. Мне нечего больше сказать вам, потому что у меня нет особых тайн. Спасибо за все хорошее, что вы сделали для меня в жизни, спасибо за все то тепло и счастье, которые у меня были. Если придется, я умру радостно, благодарно и счастливо. Это мой последний привет для вас и для всех, кто любил меня. Я берегу его до последнего момента. Потом мои товарищи перешлют его вам и незримо я буду с вами. Боже милосердный, храни и благослови вас и мою любимую Отчизну! С любовью,

ваш Вальтер»

Вальтер Рой, студент медицинского факультета университета Йены, Германия, пал 24 апреля 1915 года.

«Прочла статью в английской Nation. Там говорится, что английская молодежь еще задолго до всеобщего призыва добровольно и радостно шла на войну. Что же это? Не только у нас молодежь радостно и добровольно идет на войну, но и во всех странах. Люди, которые в других обстоятельствах были бы хорошими друзьями, воюют друг против друга. Молодость и в самом деле неразумна? Стоит только позвать, и они идут? Без того, чтобы задуматься? Идут они, потому что они этого хотят? Потому что это у молодости в крови? Принимают без сомнения все, что им названо как причина войны? Хочет молодежь вообще войны?
Петер, Эрих, Рихард - для них идея любви к Отчизне была дороже жизни. Так же думали английские, французские, русские юноши. Последствие этого – резня всех против всех. Европа обеднела на самое дорогое свое. Была молодежь всех этих стран обманута? Использовал кто-то ее готовность к самоотверженности, чтобы развязать войну? Где виновники? Есть ли они вообще? Обманулись все? Было это всеобщее помешательство? И как и когда очнутся все?
Никогда не будет это до конца понято. Ясно одно – молодые люди, мой сын Петер, пошли два года назад на войну и показали, что значит хотеть умереть за Родину. Они умерли – почти все. Умерли наши, ради Германии, и умерли те, ради ее врагов. Миллионы.»

Кэт Колльвитц, художница, Берлин, 11 октября 1916 года.