Из испанского дневника

Борис Бем
                БЫЧЬЕ УХО В НАГРАДУ ЗА МУЖЕСТВО             

Барселонская монументальная арена разноголосо гудела, словно встревоженный гигантский улей. Нарядно одетые горожане и многочисленные туристы с фотоаппаратами и видеокамерами на плечах, неторопливо рассаживались на трибунах. Предстояло театральное действо- настоящий трагедийный спектакль в трех актах с прологом и эпилогом , так по давним традициям испанцы называют корриду… Зычно зазвучали фанфары и на песчаную аллею под дружные рукоплескания восторженных зрителей выехали на лошадях пикадоры в сопровождении пеших бандерилерос, это те, кто вонзают в спину быка цветные палочки-бандерильи. За ними в свите торжественным маршем проследовали тореодоры, замыкали парад стройные парни в парчовых камзолах и широкополых сомбреро. Это главные участники спектакля. Их называют матадорами. Именно они ставят последнюю точку в заключительном третьем акте. Участники парада совершили круг почета и скрылись в главном турникете, а из бокового на арену выбежал, подгоняемый плеткой, красавец-бык с холеной лоснящейся шерстью. Начался первый акт трагедии.
Поначалу создалось впечатление, что бык только что отошел от ночного сна, так вялы были его перебежки по арене. Вышедшие из боковых загородок юркие тореадоры призывно дразнили  быка яркими плащами. Но вот на арену выехал всадник-пикадор на лошади, одетой в бронепопону и рисунок спектакля окрасился в новые тона. Пикадор легкими уколами привел  быка в активное состояние. Поочередно сменяя друг друга ,  вступившие в игру тореадоры, стали  водить с быком хореографические танцы. Злости у быка прибавилось, он так и норовил подцепить обидчиков-тореро на свои острые рога…
И вот на арену высыпали пешие смельчаки с бандерильями в руках. Им предстояло довести быка до экстаза -в эдаком «хороводе» метко вонзить  в хребет животного несколько цветных дротиков. Начался второй акт  поединка-представления. Несколько человек -бандерилерос вступили в схватку с загнанным быком. В виртуозном прыжке один  юркий мачо подобрался к быку , и в одно мгновение два дротика повисли у  бедняги на спине. Не прошло и пяти секунд , как будто выросший из под земли другой смельчак воткнул еще две бандерильи с другой стороны хребта. Публика завизжала от восторга , размахивая в знак одобрения  белыми платочками. Окровавленный бык  остервенело бегал по арене, совершая предсмертный круг почета.
И вдруг громадный зал взорвался бурными аплодисментами. Это на арену вышел главный герой поединка -матадор. В руках он уверенно держал верные атрибуты -красный плащ и  длинный пятидесятидвухсантиметровый стальной клинок. Началась кульминация действа -последний акт представления.
Чувствовалось, что животное устало, агрессия быка уже несколько пошла на убыль, в глазах его еще не читалась мольба о пощаде, но и покорной смиренности тоже не было. Матадор пару минут поигрался  с быком , сделав под дружные  овации зрителей несколько смелых выпадов , и неторопливо направился к президенту корриды, который восседал в центральной ложе в ослепительно белом костюме и такой же шляпе. Получив кивком головы «добро» на финал поединка, матадор вступил в решающую схватку. Искусство мастера заключалось в следующем. На спине быка вдоль хребта ближе к шейному позвонку есть уязвимое место размером с монету в один евро. И попасть клинком точно в цель с одного раза посильно далеко не каждому матадору. И вот наступают заключительные аккорды поединка: человек в золотом камзоле взмахнул в последний раз плащом и в высоком прыжке вонзил клинок в цель по самую рукоять.
Обомлевший бык еще несколько секунд потанцевал вокруг, окидывая прощальным взглядом , накачанную адреналином публику, и упал на колени. Наступила агония и бык затихает , а  на трибунах началось рукоплескание - народ в знак одобрения размахивал перед собой белыми платочками, головными уборами.  На арену выехала тройка лошадей и уволокла тушу поверженного одноухого быка, а искрящийся белозубой улыбкой матадор с окровавленным бычьим  ухом в руке, его по решению президента корриды он получил в награду за мужество и мастерство, совершает победоносный круг почета. Вот он остановился возле одной из трибун и под многоголосое «ура» бросает ухо в толпу…
В этот вечер состоялись шесть поединков, каждый из которых длился приблизительно двадцать минут. Наиболее удачливым в этом спектакле, на мой взгляд , оказался матадор из южной Испании Луис Венчес. Он единственный из всех участников шоу получил в награду бычье ухо. После представления  мы вместе с нашим гидом Аранкой Пайор прошли за кулисы арены, и нам посчастливилось побеседовать с героем корриды. Мастер поведал нам, что он коренной испанец, уроженец юга страны. Ему двадцать шесть лет, восемь из которых он посвятил бесстрашной профессии. Луис окончил профессиональную школу матадоров и уже несколько лет сольно выступает на аренах Испании, Португалии и других стран мира, где бои человека с быком -давние исторические традиции.
Сезон коррид подошел к концу ,-подытожил короткую беседу усталый Луис. -На днях мы отправляемся в зарубежную  поездку. -Так что большое спасибо за внимание к моей персоне и до встречи будущей весной на нашей земле .-И еще! –Передайте читателям  Германии большой привет. Мы  распрощались с мастером и вместе с переводчицей Аранкой , растворившись в людском потоке, двинулись к экскурсионному автобусу.


                Борис  БЕМ

                Барселона-Кельн. 2003 г.