Первая производная

Виктор Морозов
 
     «И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт подери всё!» - его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно–чудное?». Эти замечательные мысли и чувства Н. В. Гоголя привлекают внимание до сих пор потому, что любому человеку нравится ощущать скорость своего движения. Пусть эта скорость будет очень и очень маленькой, но само её ощущение хочется сохранить всегда. Когда люди перестают её ощущать, они от отчаяния способны принимать за движение любые формы своего шевеления, блуждания и даже падения. Человек стремится понимать, ощущать и чувствовать движение научно, интуитивно, осознанно и подсознательно, поскольку оно действительно имеет для него крайне важное значение. Изучая движение, люди  заложили основы науки и упорно продолжают её развивать. Движение – это начало, основной предмет науки. Изучение движения привело к открытию множества его форм и способов прогнозирования. Абстрагируясь, люди узнали, что они не свободны, «опутаны» множеством «нитей», которые тянут их в разные направления, создавая запутанную сеть - пространство движения. В этом пространстве движение «выписывает» замысловатую траекторию, функцию, у производной которой, как уверены многие, есть предел. Они считают, что только в математике у функции производная может не существовать или быть бесконечной, но у жизни такой предел должен быть.  Поэтому обычно человек торопится и очень хочет, чтобы у него была личная траектория, но как у всех - обязательно дифференцируемой. 

     Людям известно и то, что сама по себе скорость мало что решает. Очень важна «точка» приложения собственных сил, т.е. «начало». От этого «начала» собственно и имеет смысл вести разговор о скорости предстоящего движения. Вот и жизнь учит, что далеко не всегда движение следует продолжать с увеличения скорости. Иногда целесообразно вообще «замереть» на время, сознательно отдаваясь движению среды, стихии. Важно уметь выждать момент, мгновение для дальнейшего продолжения самостоятельного движения. Порой главное - не только что-то сделать и добиться цели, а сделать это вовремя. И действительно, что толку метаться, когда в какой-то момент перестаешь понимать, где собственно находишься. В суете общего движения человеку только кажется, что он всегда знает не хуже других, что чем упорнее будет действовать, тем скорее достигнет желанный результат. И такие упорные, настойчивые, фанатичные, профессиональные действительно очень часто своими результатами завораживают. Именно поэтому на их примере, как правило, пытаются обучать «движению» всех остальных.   

     Говорят, что русский человек долго запрягает, но быстро едет. Многим может показаться - ну что тут медлить? Что резину тянуть? Если дело знакомое, то запрягай и делай как все. А он всё медлит и медлит. Глядишь -  и совсем уж другим делом вот-вот займется, не тем. Уже ехать давно пора, а он как бы и не собирается. И что интересно, быструю езду любит, но запрягать, ехать - не торопится. Это если представить себе, например, что человек полюбил, но открыто не торопится встретиться с предметом своей любви. Любой скажет, что такой человек ведет себя странно. Его  даже заподозрят в том, что он не любит, а поэтому и не торопится. Но с другой стороны, возможно, для него любовь - это всегда движение. Движение, для которого, кроме скорости, дорого каждое мгновение и перед его началом, и во время его продолжения. А вдруг в этом томлении «началом», в этом непонятном ожидании, бездействии как раз и кроется то, чего не хватает многим для постижения таинственного чувства любви. «Да это смешно! Любовь - это когда человек теряет разум, а тут предлагают думать и вычислять. Чушь!» - скажет эмоционально настроенный человек. Ему возразит другой, бывалый профессионал, для которого любовь хотя и притягательна, но может быть зла. Такой знает, что сделав всего лишь один шаг, можешь оказаться не перед любовью, а перед ненавистью. И тогда все движение идет насмарку, остаются только бессмысленные эмоции, обиды и поиски виноватых. Можно привести и другие формы движения, когда возникает законный вопрос о его производной. Тут сколько форм движения, столько и профессионалов и у каждого свои рецепты, советы. Сколько их, профессионалов - тысячи, а может и более того, миллионы?

     Большинство русских людей читали роман И. А. Гончарова «Обломов». Он о чем? Правильно, конечно о движении. Этот роман учит движению. Точнее учит задумываться о том, что торопиться нужно, но порой очень и очень медленно. Ведь Илья Обломов отличается от других именно этим – медлительностью. Хотя можно встретить различные мнения о том, какой сюжет  этого романа скрывает его главную идею. Одни считают, что эта идея раскрывается в противопоставлении Обломова и Ольги Ильинской, другие - Обломова и его друга. Наиболее прижилось мнение, что этот роман - беспощадная критика «обломовщины», национальной черты русского народа. Однако, на мой взгляд, главную идею романа открывает сон Обломова. Именно во сне неведомым, загадочным образом главный герой выбирает основное для любого движения – направление. Выбирает и остается верным ему всю свою жизнь. Он следует этому выбору несмотря ни на что и прожил по-своему счастливую жизнь. К концу романа у него остался верный настоящий друг - Штольц, жена – Агафья Матвеевна, которая его полюбила преданно и беззаветно, и подарила ему сына - Андрея. Да конечно, как профессионал Обломов не состоялся и на его примере трудно научить «ловкости» движения, которая обычно царит в обществе, в его повседневной суете. И продвинулся Обломов от «начала» своего движения не очень далеко. Однако, после внимательного прочтения складывается такое ощущение, что направление движения Ильей Обломовым выбрано верно. Вот и роман заканчивается на том, что Штольц берет на воспитание маленького Андрюшку. Пройдут годы и очень возможно, что Штольц  не только достойно воспитает сына Обломова, но и сам станет в чем-то похожем на своего друга. Ведь заметная разница между Обломовым и Штольцем,  судя по всему, только в одном - в скорости движения. Но скорость движения – это только первая производная от его направления и дело наживное.