Принцесса на горошине, или деспотизм любви

Ирина Истомина
В воспоминаниях взрослого ушедшее детство чаще всего представляется счастливым, хотя, несомненно, в нем было немало огорчений. Просто все просеялось сквозь волшебное сито времени. Однако, каждый из нас по-разному представляет себе это самое счастье…

Возвращались мы как-то с сыном с занятий танцевальной студии домой. Еле успели забежать в уже уходивший автобус. Был поздний вечер. Пассажиров в салоне можно было по пальцам пересчитать. Сын мой очень уж любит самое последнее место в автобусе. Место кондуктора. Наверное, потому, что оно самое высокое. Все видно. Кондуктор обычно ходит по салону или сидит рядом с водителем впереди. Ехали мы какое-то время в полной тишине, казалось, что пассажиры дремлют, убаюканные поздним часом. А сыну казалось, что это он ведет дремлющий автобус. Он крутил воображаемый руль, останавливал на остановках и вновь отправлялся в путь.
На одной из остановок в автобус вошли мама с дочкой лет шести. Наверно, все сидящие обратили на них внимание. Обе светились какой-то необычной красотой и одухотворенностью. Видно было, что мама не жалеет ничего  и для себя, и для дочери: обе были прекрасно одеты. Девочка хлопала красивыми выразительными глазами с пушистыми ресницами, как бы приглядываясь к внезапно проснувшемуся салону. Мест свободных было еще много, но малышка побежала туда, где сидел мой сын и повелительно указала пальчиком: «Хочу сюда!» «Яночка, - уговаривала её мама, - туда нельзя, это место кондуктора».
- Хочу туда! – упрямо твердила девочка. Голос её становился все более требовательным и капризным.
- Сейчас, сейчас, - суетилась мама, давай попросим мальчика подвинуться, и ты сядешь рядом. Мама подняла свою крошку на приступок, где находилось кресло.
- Пусть он уйдет отсюда! – топнула ногой Яна. – Я хочу сидеть одна!
Мама пыталась что-то шептать дочери на ушко, но та распалялась все больше и больше. Я не вмешивалась, хотелось посмотреть, как  поведет себя в этой ситуации мой маленький семилетний мужчина.
- Уходи!- ткнула розовым пальчиком кроха в куртку сына.
- Мальчик, - обратилась к нему мама Яны, - ты не хочешь пересесть?
- Нет! – ответил сын.
Обстановка накалялась, все пассажиры с интересом следили за происходящим.
- Уходи! Уходи! Уходи! – топала ногами красивая девочка. – Уходи, это мое  место, я тут буду сидеть. Мама, скажи ему!
- Мальчик, пересядь, пожалуйста, смотри, сколько свободных мест. Тон у женщины становился менее благожелательным.
Сын подвинулся на сидении и пригласил Яну сесть рядом:
- Садись сюда, тут много места.
Но Яна, явно привыкшая, что все делалось по первому её хотению, оторопела. Она несколько секунд смотрела на «наглого» мальчугана, а когда поняла, что он и не собирается уходить, у неё началась самая настоящая истерика. Она повернулась к маме, плач её становился все громче и громче.
- Яночка, родная моя, успокойся, детка, это плохой мальчик, слышишь, пло-хо-ой!
Девочка вырывалась из маминых рук и истерично кричала:
- Хочу туда, хочу сидеть одна!
Я посмотрела  моему бедному сыну в глаза, и поняла, что он уже готов был уступить девочке не только место, но и отдать ей все свои игрушки, книжки, только чтобы не слышать её крика.  Он был растерян, порывался встать с места. И самое главное, он не понимал, почему взрослая тетя назвала его «плохим мальчиком».
- Да чей же это мальчик, в конце концов?! -  возмущенно крикнула мама.
Я поняла, что пора вмешаться: «Мой».
- Вы что, не можете ребенка убрать? Разве не видите, что происходит с девочкой? – разъяренно спрашивала мама.
И тут, наконец, автобус загудел, окончательно проснулся, как встревоженный улей. Кто-то неодобрительно качал головой, кто-то просил успокоить девочку, а мальчика оставить в покое.
- Ты гадкий, противный! – рыдала Яна. Мама гладила её по голове и с ненавистью смотрела на моего сына.
- Я куплю тебе игрушку, хочешь большую куклу?
- Не хочу-у-у-у    куклу, хочу-у-у-у-у-   сидеть одна!
Некоторые пассажиры  стали смотреть на нас с неодобрением. Пожилая женщина с укоризной протянула мне:
- Уступи ей, дочка, забери ребенка, видишь ведь, что с ней происходит, наверно, не научила ты своего сына, уступать девочкам.
Я, конечно, объясняла сыну, что девочки – слабый пол, им надо уступать, но я так же учила его в любой ситуации не терять своего достоинства.
- Ну-ка, встань! – сурово проговорила женщина и ухватила сына за рукав куртки.
Он растерянно посмотрел на меня, как быть, ведь говорит взрослая тетя, а взрослых надо слушаться?!
- Пусть сидит, - крикнул какой-то мужчина, - нечего потакать, ишь, какая капризуля!
И когда Яна поняла, что место ей уступать не собираются, а мама ничего не может сделать… маленькая теплая ладошка со всей злой силой опустилась на мамино лицо. Еще и еще… Мама заставляла себя смеяться, ловила эту ладошку, целовала её, но явно, что и ей вся эта история уже порядком надоела, было больно и стыдно Яна не слышала никого, она кричала и истерично билась в маминых руках.
Сын мой давно уже сполз с того злополучного места и стоял рядом со мной. Он чувствовал себя виноватым во всей этой истории.
- Видишь, видишь, что ты натворил! – гневно спрашивала его Янина мама.
А потом у пассажиров наступил шок, когда они услышали, как Яна прорыдала: «Пусть все уходят отсюда, хочу ехать одна»!
Мама растерянно обводила глазами салон: она могла бы, конечно, справиться с маленьким мальчиком, но с целой группой взрослых людей… Дяди и тети сурово смотрели на маму с дочкой, которые уже никому не казались красивыми. А вдруг эта капризная малявка и вправду захочет выгнать всех из автобуса? Яна уже сидела на заветном месте, но плач  её не утихал: «Пусть все убираются, они плохие»! «Конечно, плохие»! – тихо соглашалась с ней мама.
Маленькая девочка одержала победу, она укрепилась в своей власти. Почти… Пока ей еще не удалось выгнать из автобуса плохих взрослых, которые посмели её осуждать.
Красота померкла, осталась горечь. Сможет ли мама взрастить в этом злом маленьком сердечке доброту? И хочет ли она этого…

Мы вышли из автобуса, в котором люди оживленно продолжали обсуждать дикий эпизод. Шли по темной улице и молчали: каждый из нас переваривал то, что случилось
И вдруг мой сынуля, мой маленький мужчина, вымолвил: «Мама, а я тебя никогда не ударю… Я вообще больше никогда не буду драться»!..