Интимно

Вадим Бережной
Ты, мил-человек, конечно, знаешь, что есть на свете город Одесса. А в этом городе есть такое место, которое называется Соборная площадь. Она находится на углу Дерибасовской и Преображенской. А на этой Соборной площади, недалеко от памятника графу Воронцову (градоначальник, когда в Одессе жил А.С. Пушкин) есть такое место, которое одесситы прозвали Фанаткой. Раньше на ней постоянно (в любое время суток) можно было видеть толпу людей - фанатов футбола. Толпа - это когда больше десятка. В зависимости от времени суток толпа могла разрастаться от десяти до сотни человек. Там люди обсуждали футбольные новости. Там кипели страсти. Там были свои ораторы и свои слушатели. Были аналитики и эрудиты. Велись ожесточенные споры, но без мордобоя. Хотя могли дойти и до повышенных тонов или даже обозвать каким-то не совсем приятным словом, но никто не обижался.

Всегда можно было узнать что-то свеженькое. Фанатка была клубом под открытым небом. Но сейчас ее нет. На том месте теперь играют в шахматы, забивают козла или режутся в карты одни лишь старики, которым делать нечего. И виной всему - интернет.

Интернет специально придуман для разъединения людей. Главное - чтоб люди не собирались в толпу и не обменивались мнениями вживую. Скандальте, сколько хотите, на интернет-форумах, имейте какое угодно свое мнение. Ругайте на чем свет политиков - им все это до лампочки. Главное - не контактируйте между собой лично. И не ходите на прием к депутатам лично. Потому что личные контакты приводят к созданию общественно-политических организаций.

А для власть предержащих они представляет собой угрозу.

И получается парадокс. С одной стороны имеем мобильную связь, электронную почту и мгновенный контакт. Большевики, эсеры и анархисты о таком могли только мечтать. Они тратили уйму денег, чтобы найти, сплотить, объединить. Создавали подпольные типографии, печатали листовки, провозили контрабандой литературу. За это их ссылали на Соловки и в Сибирь.

А сейчас всё это не нужно. У тебя есть неслыханные технические возможности контактов с единомышленниками. Но единомышленников-то как раз-то и нет. Интернет породил бесчисленное множество разномышленников. Это и есть та самая Вавилонская башня, когда люди не могут друг друга понять и найти общий язык.

Так что... прощайте скалистые горы. Отчизна на подвиг больше не зовет.

* * *
Жизнь стала намного более загадочной. Скажем, стремительно растет число легковых автомобилей (в основном иномарок), снующих по улицам города. Слышал краем уха по местному радио, что в Одессе их число достигло 500 000 единиц. Но как убедиться в достоверности этой цифры? А никак. На сайте госкомстата Украины (http://www.ukrstat.gov.ua/) информация весьма скудная.

Тем не менее, примем это число автомобилей за рабочую гипотезу. Вспомним,что есть такая штука, как "техосмотр". Его обязана проводить, согласно установленным правилам, Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). Техническое средство, коим является автомобиль, может быть опасным для окружающих и потому должно быть исправным. Помнится, иду однажды по тротуару и вижу, как легковушка, которая вроде бы должна ехать прямо, неожиданно меняет направление и начинает двигаться наискосок. То-есть, под углом к дороге. Все происходит в доли секунды. Изумление мое, как наблюдателя, не успевает достигнуть эмоциональной силы, но интуиция срабатывает мгновенно, и я инстинктивно убегаю в другую сторону подальше. А машина с размаху врезается в дерево. Если б она не врезалось в дерево, то должна была бы  ударить в 9-этажный жилой дом. Врезавшись в дерево, она заглохла. Шофер, сидящий внутри, корчится от боли и вылезти не может. Секунду назад был красивый лакированный аппарат, а теперь изуродованная искореженная груда металлолома.

Заклинил руль, что ли? Я видел, как тот несчастный вцепился в него и ничего не мог с ним сделать, и остановить движение тоже не смог. Или тормозов не было, или что... Эти напишут "не справился с управлением". Хорошо, что навстречу, кроме неподвижного дерева, ничего не двигалось. И мамаша с детской коляской не стояла спиной, не болтала с подружкой.

Иногда колеса срываются с этих движущихся уродов и продолжают лететь, как снаряды, пока не грохнутся в какие-нибудь железные ворота частного дома.

И так далее. Все это попадалось на глаза по мере течения лет. Так что есть резон, чтобы автомобили осматривали. Но мой приятель, который обязан был пройти процедуру техосмотра, с широко раскрытыми глазами на следующий день мне возмущенно говорил, что его никто не осматривал, а было лишь сказано выложить на стол восемьсот (800!) гривен, а за талоном техосмотра прийти завтра. Завтра талон еще не успели выписать, придёте, говорят, послезавтра. Восемьсот гривен - это у нас, грубо говоря, сто долларов (в 2008-м году). Быстренько считаем в уме: 400 тысяч авто по 100$ за техосмотр - почти полмиллиона долларов оседало в ГАИ по мере прохождения "техосмотра" всего этого подвижного состава. В советское время за эту процедуру нужно было заплатить всего лишь 10 рублей (что эквивалентно 10 долларам). Какая статистика это учитывает?

И все владельцы автомобилей молча с этой пакостью были согласны, вот что удивительно. Они платят и молчат.

Загадочность экономики для меня состоит в том, что непонятно, откуда владельцы автомобилей берут столько денег, чтоб купить их. Каковы их доходы, чтобы ездить на них, платить за бензин, за техосмотр, за состояние автодорог, за штрафы, за ночную стоянку, за гараж, за балансировку колес, за резину, и так далее, и тому подобное.

* * *
Примечание
Прошу также иметь в виду, что данная миниатюра была написана почти десять лет назад. За это время мно-о-гое изменилось... но принципы остались такими же. Но вот какая тенденция представляется угрожающей: ликвидация в Украине государственной автомобильной инспекции уже демонстрирует стремительный рост автомобильной преступности.