Z-мир. 65. Управление интеллектом

Виктор Сорокин
65. Управление интеллектом

В явлении интеллекта интересна не сама способность мыслить, что по сути означает просто быть человеком, а способность МЫСЛИТЬ ОРИГИНАЛЬНО или, говоря точным языком, способность решать нестандартные задачи и, в частности, решать их БЫСТРО. Эту характеристику мы назовем уровнем интеллекта.

Если по способности мыслить все люди практически равны (мыслить могут все), то по уровню интеллекта они различаются не то что в разы, а в сотни, тысячи и десятки тысяч раз.

Все нестандартные задачи по сути своей являются задачами изобретательскими – независимо от области и иерархического уровня, к которым относится задача. Это означает, что изобретательские задачии могут относиться не только к технической, но и к любой научной и творческой области. И вот что интересно: человек, обладающий высоким уровнем интеллекта в одной области, может достичь того же уровня и в другой области – при условии, что в обеих сферах деятельности требуется интеллект одинакового типа.

Высокий уровень интеллекта есть наиважнейшая и необходимая  характеристика личности, поскольку именно от него в первую очередь зависит СУДЬБА человека, в частности, и то,  ЧТО он сможет создать за свою жизнь. Высокий интеллект – это самый мощный ускоритель процесса мышления. И чем раньше человек поймет эту истину, тем больше у него будет возможности использовать для развития интеллекта самое эффективное время – детство. Вот почему, если у ребенка появляется желание стать значимой личностью, ему нужно предложить хоть какое-то пособие по развитию интеллекта.

Ниже я привожу организационные принципы развития интеллекта, которые я апробировал на себе.

1. Категорически не пользоваться подсказками при решении учебных задач и головоломок.

2. К 17-18-ти годам решить (из самых разных областей) 1000 головоломок с малым числом элементов.

3. Не сдаваться перед трудными проблемами – даже если на это потребуются годы. Покорение трудных задач развивает «иммунитет» к трудностям (т.е. способность к их легкому преодолению).

4. В процессе потребления информации (чтении книги, слушания лекции и т.п.) после каждой мысли автора (лектора) прогнозировать, опережая, его следующую (и последующие) мысль. Параллельно находить разносторонние применения каждой новой порции знания.

5. Использовать метод эмоционального шока: вклинивать в процесс интеллектуального поиска нудную работу, не позволяющую долго от нее отвлекаться.

6. Постигать самые разные логические приемы нахождения решений (в частности, ТРИЗ).

7. Освоить системный подход.

8. Освоить методы оптимизации решений.

9. Овладеть методами анализа и экстраполяции функций.

10. Тренировать интуицию.

11. Пытаться решать задачи во сне.

12. Не слишком доверяться всем истинам – в конечном счете почти все истины оказываются ложными. Для начала все подвергать сомнению.

13. Использовать разнообразные типы мышления: системное, бессистемное, интуитивное, сверхскоростное ("глазомерное"), строго-формальное –  с концентрацией внимания на узком вопросе и с одновременным решением множества задач.

14. Изучить логические основы всех наук. Эта работа требует весьма небольшого времени, но при знании большого числа разнообразных эффектов легче разбираться практически во всем.

15. Стремиться к максимально полному познанию эффектов во всех науках. (Их не так уж и много.)

16. Оттачивать свой глазомер в оценке количественных характеристик самых разных типов.

17. Стремиться к максимально достижимому познанию всех качественных характеристик окружающих нас вещей самой разнообразной природы.

18. В каждой конкретной вещи научиться видеть с десяток достоинств и с десяток устранимых недостатков.

19. На основании каждой полученной новой информации сделать хоть маленькое изобретение!