Лженаука?!

Петр Золин
 
http://forum.molgen.org/index.php/topic,16.0.html
 
http://forum.molgen.org/index.php/topic,16.0.html http://valhalla.ulver.com/f44/t13505.html

Распространение индоевропейцев                Арии в составе индоевропейцев




Журнал "Родина" (учредители Администрация Президента и Правительство РФ), 2009, №3, 5, 9 опубликовал интересные материалы, связанные с отечественной историей. В Сети только №3 и 9: www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2932&n=140
http://apennataly.livejournal.com/
Статье Елены Александровны Мельниковой «Ренессанс средневековья ?» здесь предпосланы слова.
Про лженауку
В статье упоминаются филологические изыски Тура Хейердала, а также критикуется неонорманизм с его научными методами.

Как тяготеющая к неонорманизму д.и.н. Е.А.Мельникова критикует это направление, понять трудно. Она критикует поиски Туром Хейердалом (1914–2002) античных мест обитания пращуров скандинавов в округе Кавказа, особенно у Азовского моря. Но это не неонорманизм по отношению к истории России – здесь неонорманизм является упорным сведением всех значимых начал отечественной истории ко временам активизации викингов 8 – 9 веков н.э., в частности к периоду Рюрика.

Правда, в краткой аннотации статьи уже речи о неонорманизме нет.

    Краткая аннотация: О принципах работы историка и мифах в исторической науке.
    Ключевые слова: мифы в истории, предназначение и роль историка, принципы исторической науки, лже-история Фоменко, проблемы датировки, источниковедение, история и современность.
    Об авторе: Мельникова Елена, доктор исторических наук.
    Melnikova Elena. Is it the Renaissance of the Middle Ages? Reflections about the myths in the modern historical science.
    A brief annotation: This article is about the principles of work of historian, the myths in the modern historical science.
    The key words: the myths in history, the mission and the function of historian, the principles of historical science, pseudo-history of Fomenko, problems of dating, the source study, the history  and the present.
    Some words about the author: Melnikova Elena, Doctor of historical science.
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2932&n=140
http://www.sibai.ru/content/view/1340/1490


Меня, лично, привлекли общие посылы статьи.

    «Удивительная вещь — одержимость. С одной стороны, без неё не совершались бы открытия, в корне менявшие жизнь человечества — от каменного века и до наших дней. Без неё нет и не может быть серьёзного учёного, и даже прекрасный, но равнодушный профессионал может остаться без неё всего лишь ремесленником. С другой стороны, одержимость какой-либо одной идеей, даже вполне плодотворной в определённых пределах, способна поколебать высокий профессионализм, заставить учёного вполне искренне не видеть факты, ставящие под сомнение его гипотезу, а в особых случаях — и преднамеренно замалчивать или искажать их. Что же тогда говорить о дилетантах или людях, недостаточно, неполно знакомых с научным существом дела (нередко находящегося за пределами их собственной профессии), которому они посвящают свои физические и душевные силы, свою энергию. И уж совсем печально, если одержимость идеей, может быть изначально и искренняя, поддерживается и питается идеологическими, политическими или иными конъюнктурными соображениями».

Согласен. Но не поддерживается ли и не питается идеологическими, политическими или иными конъюнктурными соображениями (с активной поддержкой западной историографии) именно неонорманизм, оставляющий отечественную историю без начал средневековья, тем более без обильных на яркие события и имена предшествующих тысячелетий ?! Действительно, это уж совсем печально, если одержимость идеей, может быть изначально и искренняя (как у Т.Н.Джаксон, Е.А.Мельниковой, Е.Н.Носова, В.Я.Петрухина и других исследователей) , явно превратилась в блокировку тщательного изучения дорюриковских тысячелетий отечественной истории. Но при объективном подходе к отечественной истории даже неонорманисты отказываются от блокировки. Наиболее непоследователен в такой блокировке В.Я.Петрухин. Монография В.Петрухина и Д.Раевского « Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье», при всех оговорках, огромной фактурой громит построения неонорманизма.

И в случае с норманизмом  - одержимость одной идеей, даже вполне плодотворной в определённых пределах, явно колеблет высокий профессионализм, заставляет ряд добротных  учёныхо вполне искренне не видеть массы факты, ставящие под сомнение доминирующую гипотезу, а в особых случаях — и преднамеренно замалчивать или искажать их. Замалчивание дорюриковского прошлого нашего Отечества – ярчайший тому пример.
Это касается и дилетантов или людей, недостаточно, неполно знакомых с научным существом дела (нередко находящегося за пределами их собственной профессии), которому они посвящают свои физические и душевные силы, свою энергию. Они яро проповедуют неонорманизм, игнорируя множество контраргументов.

По свидетельству Е.А.Мельниковой, во второй половине 1990-х годов историки, филологи, археологи Норвегии были чрезвычайно озабочены: Тур Хейердал (1914–2002), знаменитый норвежский путешественник и национальный герой, сначала выдвинул предположение, затем стал искать ему подтверждение и, наконец, выдал как научно доказанный факт такую идею — родиной норвежцев (не скандинавов, а именно норвежцев!) является… северное побережье Азовского моря. Ведь еще  во введениях к написанному в 1220-е годы своду саг о норвежских конунгах «Круг Земной» и «Младшей Эдде» (норвежские дети читают это в школе, как у нас «Слово о полку Игореве») их автор, Снорри Стурлусон, отмечал.  Один и другие божества древнескандинавского языческого пантеона на самом деле были вождями народа асов, первоначально обитавшего в «Великой Свитьод», которая располагалась где-то в Азии или в Трое и которую другие сочинения помещают в Северном Причерноморье. Они-то и привели свой народ в Скандинавию. В частности, созвучие ас — Азия — Азов для Тура Хейердала стало одним из ориентиров поисков.

Правда, поиски округой Азова не ограничились. Хейердал – в частности, - утверждал, что удины, этническое меньшинство в Азербайджане, были потомками скандинавов. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан и посещал церковь Киш. Его теория относительно Одина отвергалась научными кругами, однако была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.


Ладно, оставим Хейердала в покое. Откуда в целом после отступления ледника заселялась Скандинавия сохранившимися до нашего времени мужскими гаплогруппами ?! В период некоторого отступления Валдайского ледника около 35 тыс. лет назад явно с территории Русской равнины. Это отражает гаплогруппа R1 (и ее варианты R1a и R1b, последний по возрасту может и уступать первым носителям R1a).
У современных скандинавов преобладает гаплогруппа - I1. Но в целом представители R1 (ныне известные и под другими маркерами) в составе скандинавов до сих пор явно доминируют.
Соотношение гаплогрупп у скандинавских народов:
                I1 - R1b - R1a - N3 (%)
исландцы: 34 - 34 - 24 - 1
норвежцы: 36 - 31 - 26 - 4
шведы:      42 - 27 - 13 - 10
датчане:    39 - 39 - 12 - 2

http://www.gazeta.ru/news/science/20..._1224572.shtml
Немного о приключениях галпогруппы I1.
http://forum.molgen.org/index.php/topic,16.0.html
http://valhalla.ulver.com/f44/t13505.html

Если эпическая память народов уходит на глубины времен первоначального заселениями ими устойчиво освоенных территорий (это не исключено, если сравнивать древнейшие мифы), то пращур всех скандинавов Один и шел с юга в сторону Скандинавии десятки тысячелетий назад. Ныне его линию в Скандинавии продолжает – в частности – гаплогруппа R1a, которая тысячелетиями доминирует в Восточной Европе, включая и Русскую равнину. Елена Александровна, эти и подобные данные (например, ностратики) для Вас и Ваших соратников чего-нибудь значат ?! Или и здесь Ваши оппоненты что-то преднамеренно замалчивают или искажают ?! Одна из уважаемых специалистов по «средневековой древнерусскости» (или «древнерусской средневековости») в ответ на подобный прямой вопрос сказала : «Да и думать никогда об этом не буду !» Не знает, не думает, а устойчиво отрицательные оценки дает. Как и почти все неонорманисты по дорюриковским периодам отечественной истории. Хорошо ли это, Елена Александровна ?! Где там пацаны, раздающие всем неугодным неонорманизму кликухи типа «фолькисторик», «наивняк», «пустозвон» и т.п. ?! Используйте для своих авторитетов термин типа «незадумцы».

Конечно, на эпос об Одине затем наложились события раннего индоевропейства и распространения арийцев (индоарийцев). Кордид типы (носители арийской культуры), совершая походы и распространяя свои гены, также изменяли расовый состав населения завоеванных земель. Втогнувшись с территории России в Западную Европу, они стали теснить древние Кроманоидные типы и заселять территорию современной Германии и Скандинавии. Таким образом, Культура Шнуровой керамики (Corded ware) \ Боевых топоров (Battle Axe), а точнее определенный расовый тип Кордидов, распространилась по территории современной Восточной и Северной Европы, а также Средней Азии и Сибири. Завоевательные походы также проходили вместе с переселением и постепенным отдалением волн арийцев от своей арийской прародины. Так образовывались арийские прото-народы - в северо-центральной Епропе осели прото-германцы, на юге - прото-индо-иранцы, а на территории России оставались прото-балто-славяне. Родственные славянам скифо-сарматы были последними представителями кочевых народов, совершавших набеги по степям Евразии. Пример найденной на Алтае мумии скифского война с европеидными Кордид чертами
http://www.freewebs.com/rus_anthro/main_races_nordoids.htm
http://www.freewebs.com/rus_anthro/contents.htm

Безусловно, и здесь огромное поле для «незадумства». Честно говоря, не менее значительное поле для уточнений и исправлений по все новым и новым данным. Но, увы, действительно, надо все это учить и задумываться. Если неонорманизм погряз в отвлеченных от таких глубин академических грантах, это его никак не оправдывает по отношению к многотысячелетним глубинам отечественной истории.

http://proza.ru/avtor/zolinpm&book=2#2
http://proza.ru/2009/10/26/268



Журнал «Родина»  № 9 посвящен условному 1150-летию Великого Новгорода.
Валентин Лаврентьевич Янин дал журналу интервью, озаглавленное «Очарование новгородской свободы». Поддерживая большинство высказываний академика, хотел бы обратить внимание на некоторые необходимые уточнения.


«Археология открывает нам то, что мы не знаем из летописей и других письменных источников. От XIII — начала веков, если говорить о гражданской истории, до нас дошли всего три документа. А с открытием в Новгороде берестяных грамот всё кардинально изменилось».

Так археология дает немало для отечественной истории не только по Х1 – XIV векам и периоду средневековых берестяных грамот Руси, но и по отечественной античности. Да и там разных письменных свидетельств хватает. http://proza.ru/avtor/zolinpm&book=9#9
http://proza.ru/avtor/zolinpm&book=16#16


По В.Л.Янину: «Феномен новгородской грамотности в том, что бояре, которые владели землями далеко от Новгорода, где-нибудь на Северной Двине, в Карелии, очень нуждались в переписке. В ней участвовали старосты, которым они давали указания, сами крестьяне жаловались на старост. Мир письменности пронизывал насквозь жизнь древних новгородцев. Они в этом отношении люди уникальные. Чем дальше была усадьба какого-нибудь боярина, тем свободнее он был. На юге любой боярин был жёстко зависим от князя, а новгородские расстояния позволяли вкусить воздуха свободы».

Феномен любой грамотности – в грамотности. Церковно-храмовые школы Владимира и Ярослава Мудрого были нацелены на продвижение «учения книжного» (православного). После крещения Киева и « по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.  Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: "В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных". http://old-rus.narod.ru/02c.html

Народ, веками сохранявший и языческие традиции, умело использовал новую письменность в своих целях. Здесь немалую роль играли всякие расписки, хозяйственные записи, упражнения детей и т.п. Так что феномен новгородской грамотности по В.Л.Янину был всего лишь одним (да и не самым первым) из феноменов этой грамотности.


Еще один постулат В.Л.Янина: «Новгородская вольность начиналась с князя и плавно перетекала во все сферы жизни. Новгородцы, призвав князя, ограничили его в правах и оговорили условия, на которых князь правит в Новгороде. Самое главное состояло в том, что князь не имел права сам со своей дружиной собирать налоги с населения — это могли делать только сами новгородцы (сначала это были протобояре, которые со временем стали боярами). Это условие, по-видимому, было предъявлено уже Рюрику, который был призван на княжение в 862 году. Почему Олег с малолетним Игорем на руках ушёл после смерти Рюрика завоёвывать Смоленск, а потом и Киев? Там он стал полноправным правителем, а в Новгороде его власть ограничивалась заключённым с новгородцами договором. Именно с ограничения княжеской власти и начинается новгородская свобода и вечевая республика».

«Повесть временных лет» примерно на период 6 века н.э. сообщает: «И после этих братьев (Кия, Щека, Хорива: П.З.) стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи» http://www.old-russian.chat.ru/01povest.htm Это упоминание идет до сведений об аварах-обрах (6 век), императоре Ираклии и персидском царе Хосрове (первая половина 7 века). То есть летописцы допускали существование своих княжений у полян, древлян, дреговичей и «славян в Новгороде» своих княжений с 6 века, когда общеизвестна и ратная активность славян, особенно на землях Византии. http://proza.ru/2009/08/26/331
http://proza.ru/2009/08/27/269  http://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses/ и др.

Можно много спорить. Но исследователи допускают, что дреговичи (как драгувиты) создали свое княжение и на Балканах. «Племенные союзы восточных славян» частью с 4 – 6 вв. были уже «своими княжениями».  Северные архонства на славянских землях известны хотя бы с короля антов Божа (4 век). 6 век отмечен у низовий Дуная активностью славянских князей Ардагаста и Пирогаста, а славяне Добрент и Мусокий даже выступали как риксы — цари, короли, главы военно-территориальных союзов
http://ru.wikipedia.org/wiki/Северные_архонтства

Свое княжение «славян в Новгороде», если существование Новгорода до 9 века не признается – понятно – трудная проблема. Но у города в округе Ильменя (или чуть дальше) известны и иные названия: Слава (у арабов), Немогард (византийцев), Хольмгард (скандинавов), Острогард (германцев), Словенск (эпоса славян) и т.п. Здесь есть варианты локализаций.

И вспомним летописи круга «Повести временных лет»:
«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

В год 6368 (860).

В год 6369 (861).

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде» . http://www.old-russian.chat.ru/01povest.htm

Чтобы варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей (а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма), надо было иметь уже сложившееся административно-территориальное членение огромной территории. Вероятно, оно существовало хотя бы со времен Германариха (4 век).

Так внутренние распри стали причиной приглашения нейтральной власти на земли Северной Руси, где с 6 века отмечено существование своих княжений у словен и кривичей (полочан).

По В.Л.Янину: « Самая древняя из найденных в Новгороде берестяных грамот датируется 1030-ми годами — именно в это время Ярослав Мудрый учредил здесь первую школу, набрав 300 детей из отпрысков старост и священников. Это была первая школа в русской истории. А до этого на рубеже X–XI веков новгородцев учил грамоте священник — найденная в 2000 году знаменитая «цера» показывает, как это было. Ученики списывали слова псалма, потом священник их стирал и записывал слова следующего псалма, и процесс повторялся несколько раз. Первые новгородские христиане уже учились грамоте. В слоях же Х века следы грамотности мы вряд ли обнаружим: её тогда попросту не было, и на бересте тогда умели только рисовать».

Если исключать из отечественной («русской») истории земли Приазовья (будущего Тмутараканского княжества), то можно игнорировать античные гимнасии в этой истории.
http://proza.ru/avtor/zolinpm&book=12#12
Могли писать в античности и на бересте. Но сохранились на юге будущей Руси только бытовые грамоты на свинцовых пластинках.  http://www.mion.novsu.ac.ru/gev/projects/cur/Zolin
http://www.mion.novsu.ac.ru/gev/projects/cur/Zolin_hist.pdf


По поводу юбилея В.Л.Янин выразился так:
«— Должен сказать, что в отличие от многих прошедших в советское и нынешнее время городских юбилеев, новгородский юбилей вполне обоснован. Летописная дата — 859 год — конечно, весьма условна, но она сохранилась в летописи и по сути своей достоверна. Средневековый Новгород возникает тогда, когда Олег уходит завоёвывать Смоленск и Киев, после чего племенная элита кривичей, новгородских словен и чуди начинает здесь обустраиваться в начале X века, назвав своё поселение Новым городом по отношению к существовавшему с середины IX столетия Городищу, где ещё до призвания Рюрика находилось торгово-ремесленное поселение. Когда 10 лет назад Городище было включено в городскую черту, Новгород получил вполне законные основания для празднования нынешнего юбилея». Беседовал Юрий Борисёнок
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=3133&n=146


Слава богу, мери в Новгороде для В.Л.Янина больше нет. Но вот три конца-района города он упорно старается представить разноэтничными – словен (Славно), кривичей (Людин, Гончарский), чуди (Неревский, ведущий к Нарве, Нереве). Хотя археологи особых культурных различий в этих районах не выявляют, а грамоты затем везде пишутся на русском языке.
Есть вероятность, что Неревский конец стал одним из последних пристанищ архаичной группы славян – нервиев (нарцев летописей, невров Геродота и т.п.). http://ru.wikipedia.org/wiki/Нервии

И главное. «Летописная дата — 859 год — конечно, весьма условна, но она сохранилась в летописи и по сути своей достоверна».
Лет тридцать домогаюсь у Валентина Лаврентьевича ответа:

- Валентин Лаврентьевич, в какой летописи сохранена надпись типа «859 год – построен (основан и т.п.) Новгород».

Нет ответа.

Кратко, но только на археологических данных, отвечает
Евгений НОСОВ, член-корреспондент РАН, директор Института истории материальной культуры РАН
 
ОТКУДА ПОШЁЛ «НОВЫЙ ГОРОД»?


 
Вопрос о возникновении Новгорода был поднят в отечественной исторической и краеведческой литературе ещё в XVIII столетии. Почему город в истоке Волхова из озера Ильмень был назван «Новым»? Значит, где-то надо искать «старый город»?

Пути появления названий древнерусских городов были разными. Некоторые именовались по рекам (Ладога при впадении Ладожки в Волхов, Псков при впадении Псковы в Великую, Тверь, Коломна и т. д.). Другие города назывались именами древнерусских князей, заложивших в них первые камни при строительстве (Ярославль, Владимир, Изяславль). Но почему «новый город» — Новгород? Естественно, первая мысль, которая возникала перед исследователями, а где же был старый город? Выдвигались разные гипотезы. Однако главная из них опиралась на важный любопытный момент, а именно на то, что одно из пригородных новгородских урочищ, расположенное в 2-х километрах к югу от новгородского детинца уже в начале XII века именовалось Городищем, то есть местом города бывшего. В русском языке суффикс -ище означает, место, где что-то было ранее — селище, церковище, кострище... Если то или иное место носит название «городище» это означает, что ранее здесь был «город», а вернее огороженное, укреплённое поселение.

Новгород и Городище — дилемма нашей историографии. Острота вопроса усиливалась тем, что многолетние целенаправленные раскопки Новгорода комплексной экспедицией вообще не давали материалов ранее X века, причём в ключевых точках города, таких как Детинец.

Материалы IX столетия найдены на Городище, получившим в начале XIX века название: «Рюриково городище». Сейчас ранняя дата Городища подкреплена археологическими, нумизматическими находками и дендрохронологическими датами (хорошо бы было ее и привести).

Кем же было основано Городище? Согласно древнерусским летописям, словени — самая северная группа восточных славян, расселилась у Ильменя и назвалась своим именем, то есть славянами, на фоне жившего здесь финно-угорского населения. Самым удобным местом для сельскохозяйственного освоения были территории северо-западного побережья Ильменя и район истока Волхова. Именно здесь находилось центральное языческое святилище словен в урочище Перынь. Рядом с ним открыто одно из наиболее ранних поселений северного Приильменья — Прость, датируемое третьей четвертью первого тысячелетия н. э. Городище представляло собой первый холм от Ильменя в истоке Волхова. Это место замыкало широкую водную сеть рек Восточной Европы, то есть было ключом к Балтике.

Этим и определялось значение поселения на Городище, а именно центра славянской поселенческой зоны и контрольного пункта на водных магистралях Восточной Европы. В своей изначальной основе — это было славянское поселение, основанное в центре густонаселённой поселенческой зоны напротив языческого святилища в Перыни. В силу своего топографического расположения на водных путях оно стало заманчивым пунктом, где появились первые скандинавы. Это были воины, ремесленники, торговцы, частично жившие здесь семьями. Городище можно рассматривать как раннее полиэтничное поселение раннего средневековья. По своей сути оно являлось древнейшим Новгородом русских летописей (не факт).

Здесь жили княжеские чиновники, дружинники, ремесленники. Среди них были славяне, финно-угры, скандинавы. Жили семьями. Об уровне быта и развлечений свидетельствует находка черепа североафриканской обезьяны, датируемого средневековьем — значит, кто-то привёз сюда животное, кому-то подарил или его купили. Это забава не горожан, а элитных слоёв, развлечение аристократии. Дать более точные характеристики жителям Городища сложно из-за того, что пока не обнаружен могильник.

Городище считается сфрагистической сокровищницей Древней Руси: дело в том, что здесь с конца XIX века найдено 90 процентов всех древнерусских печатей, коллекция которых постоянно пополняется. Эти печати скрепляли различные официальные документы, а сам архив был уничтожен во время присоединения Новгорода к Москве. Документы сгорели либо пропали, а многие из скреплявших их печатей сохранились. Долгие годы мечтой археологов была найти основу архива новгородских князей. Мечта остаётся, но стало ясно, что задача более сложная. Раскопки последних лет показали, что многие печати от документов связаны не с архивом, а с «домашними» материалами обитателей Городища. Стало очевидно, что социальный состав его обитателей был достаточно высок, и многие из его жителей хранили важные документы у себя дома.

Органические остатки на Городище сохраняются только в слоях IX–X столетий в силу геологических особенностей залегания слоя. В это время письменности на Руси ещё не было. Именно поэтому Городище не может сопоставляться с Новгородом по наличию берестяных грамот — уникального явления в русской и мировой культуре. Только на одном участке при наших исследованиях сохранились слои с органикой древнерусского периода. В них найдена единственная на Городище берестяная грамота начала XII века. В то же время на Городище обнаружены две скандинавские рунические надписи X столетия на бронзовых подвесках-амулетах. Они, очевидно, принадлежали воинам скандинавского происхождения, входившим в дружину древнерусских князей.
(ранее столь однозначной трактовки этих амулетов не делалось
http://proza.ru/2009/05/14/328
Это может быть и образец славянской руницы)

Многочисленные скандинавские находки отражают присутствие на Городище воинов с европейского Севера. Несомненно, здесь были и ремесленники, изготовлявшие вещи в северном стиле. На Городище жили не только отдельные выходцы из Скандинавии, но и целые семьи.

Городище и собственно Новгород вплетены в единую канву истории Древнерусского государства. Городище являлось тем древнейшим Новгородом, который связан с временами летописных Рюрика и Олега. На рубеже X–XI веков при Ярославе Владимировиче основная княжеская резиденция переносится на Ярославово Дворище. Торг, Дворище и Детинец вокруг св. Софии становятся новым центром относительно прежних ранних новгородских укреплений. А старое место получает название Городище и сохраняет его на столетия.

В средние века на Городище, как традиционном месте владения новгородских князей, останавливались Иван III и Иван Грозный. Именно здесь они чинили суд и расправу над непокорными новгородцами. Археологических комплексов этого времени не обнаружено, хотя некоторые предметы этого периода встречаются в верхнем перемешанном культурном слое.

г. Санкт-Петербург http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=3134&n=146

Перемешано многое не только в верхнем культурном слое. Но и в слоях пониже.
И очень полезно бы обращать внимание на многотысячелетние богатства дорюриковских слоев на великих просторах нашего Отечества.

И в том святая правда, поди ?!