Зона-м- аномальщина предуралья...

Елена Кировская
Одно из аномальных местечек на Урале - деревня Молёбка. Это  - сущий медвежий угол, таежное приграничье, стык Пермской и Свердловской областей: «предуралье». Там я побывала в 2007-м. А недавно тут снова обнаружили следы снежного человека, видеосъемка и зарисовки ноги 54 размера, стопа с характерным большим пальцем доказывают: йети живы! Уфологи прозвали место «Пермским треугольником», по аналогии с Бермудским. Когда-то в 80-ых здесь активно  летали НЛО, похожие на шары.

Кстати, для местных жителей «летают или нет» вопроса нет. Летают. Я неоднократно  беседовала со здешними очевидцами – и  старожилами, и молодежью. Но вот что летает – это по сей день остается вопросом? В аномальщину тут верят абсолютно все – от мала до велика, про зону знают с пеленок, другое дело, что не все видали эти чудо-шары. Зато я верю не всем: например, Виктору Банникову не доверяю: во-первых,  «коммерческий» сталкер,  а значит заинтересованный , а во-вторых, любитель "змия"…Гладышеву Павлу Александровичу я безоговорочно поверила: ядерщик с 20-летним стажем, уроженец Молёбки, жил в Перми, а уйдя в отставку, переехал в деревню. Служил в уральском Звездном городке, знает о многих таинствах чудо-техники, например, как сбрасываются ракетные тела.
«Не похоже это на творение рук человека! -  раздосадованно рассказывал Гладышев про увиденное. - Я до тех пор не верил россказням, пока сам не увидал этот шар. В тот год его видели многие наши  жители от Молёбки до Кишерти (райцентр), потому что видно его было на территории радиусом более 50 километров…

Помнится, в тот год  попросил я у колхоза участок в лесу -  для заготовки сена корове. Поляну выделили во-о-н там - Гладышев махнул рукою в сторону мест  обитания НЛО. - Позвал я с собою на покос  работника, с сенокосилкой. Ехали ночью:  осенняя страда шла, днем  косильщик работал в поле, а в ночь - со мной, на шабашку поехал. Только к 4 часам утра мы туда добрались, принялись за работу. Вдруг плавно, и эдак неожиданно-тихо над лесом зависла... вторая луна! Поляна  мощно озарилась,  а я (мне и сейчас стыдно признаться)  вдруг онемел от ужаса. «Луна» эта  светила с другой стороны. Напарник мой оторопел, руки-ноги у него одеревенели, косилку будто застолбило. Все стихло, и такая жуть на нас нашла: на поляну светило семь белых лучей. Семь, я точно сосчитал! Шар также медленно, плавно исчез. Мы пришли в себя, и я пробовал собрать траву на вилы,  но не смог: мышцы и  голова отяжелели. Это состояние сохранялось у нас недели две».

Это иностранцы прозвали аномальщину у Молёбки «Зоной-М». В Молёбке сейчас - временнОе затишье, ажиотаж  хоть и спал, но интерес у приезжих не исчез. Почему зону называют «треугольником»? Потому что дорога к аномальщине – словно катеты фигуры, да и полян таких в районе Молёбки – аж три.

После того, как немцы продемонстрировали миру документальный фильм «Зона-М», шуму было много…Однако  молёбские ребята до сих пор посмеиваются: цель документалистов осталась им неясна,  киношники явно  схитрили и под прикрытием «чертовщинки» сняли картину о тяготах жизни в российской глубинке, а не о ее странностях. Зато деревенька прославилась на весь мир: по сей день едут в Молёбку ученые-исследователи, и туристы, и просто любопытствующие.
- У нас кто только не был! Американцы, японцы,  итальянцы, были даже ученики Далай Ламы... Ну не доехали до нас разве что африканцы, - хвастаются молёбские. 

НЛО и шабаш
- С одной стороны это хорошо:  не скучно, - считают подростки, - а с другой, молёбский «бренд» нещадно эксплуатируется: пермская эзотерическая фирма, например,  за поход в аномальную зону берет с желающих от 1500 до 2000 рублей. Речной пляж летом полностью заполняет  лабуда.
- Колдуны, что ль ? - спрашиваю.
- Нет, - отвечают. «Лабудой»  подростки  называют эзотериков и экстрасенсов. Деревенские, хоть убей, не понимают их «мегаполисные» увлечения, в летнее время увлечения их плавно перетекают в платные тренинги, которые местные называют «дурью». Одно ясно: коммерция тут процветает вовсю и попробуй зайди на забронированную «лабудой» территорию, дело закончится синяками!
Старожилов, похоже,  тоже раздражает, что  родная деревня постепенно стала местом для шабашей туристов. Помнится,  90-летняя старушка-божий одуванчик (жива ли уж?)  Фаина Великотская, местная долгожительница никак не одобряла «лабуды». Да и родня ее не одобряла,  а наследников-то у  бабули  – почитай полдеревни: десять детей-пенсионеров, вдвое больше внуков и полторы  дюжины правнуков…
Держу в руках фестивальный прайслист: эдакий междусобойчик   психотерапевтов, психологов и  поклонников экзотики, есть  расценки на всё и вся: от сеансов холотропного дыхания до уроков индийских, афро-бразильских, даосских и прочих духовных практик. Короче,  экстрасенсы и шаманы фестивалят тут по полной программе. Статус международный. Организаторы оправдываются: «Доля правды о вреде поклонников Молёбки есть, когда собирается толпа, то и место умирает». Но фестиваль, мол,  ищет потенциал не в потустороннем. И аномальная зона, мол,  для нас - лишь красивое место».
Деревенские – люди духовно крепкие, странностями их не проймешь: шаманов не любят, колдунов не приветствуют, над экстрасенсами похихикивают. Однажды завидев, как приезжие голышом на берегу лупят колотушками в бубен, стали называть всех приезжих мракобесами.  Вот тут-то я и припомнила, что первым приветственным словом в Молёбке в мой адрес был шутейный  вопрос молебкинского председателя: «Вы, часом, не из мракобесов?» Я не обиделся,  а у шутки,как  оказалось, была своя подоплека. На вопрос, побывал  ли ты на таинственном летнем фестивале, местный парнишка Ромка ответил:  «Туда ведь не пустят: на берегу охрана мордатая и объявление, что вход - 5000 рублей. Они и Бачурина туда не зовут!»

…Ныне покойный Эмиль Федоровия Бачурин,  член ученого Совета ассоциации уфологов СНГ был также достопримечательностью Молёбки - второй после аномальщины. В 2008-м скончался. В деревне все, от мала до велика, знали,  что он - «контактер всех времен и народов» и первооткрыватель зоны. Случилось это в 1983 году, во время зимней охоты: Бачурин увидал над лесом светящийся шар, засек координаты компасом. На следующий день навострил туда лыжи. Летающего апельсина там не оказалось, но результат ошеломил: в снежных сугробах обнаружился круг диаметром в 62 метра. След от НЛО! Так им, будущим автором многочисленных статей и книг об НЛО, была открыта первая аномальная зона на территории СССР. О нем я тогда написала отдельно - http://www.proza.ru/2008/08/20/440

В тот год местный сталкер охотно водил меня  по окрестностям: история  - богатейшая: 500 лет назад то тут, то там  великанами возвышались вогульские камни-идолы, которым в древности поклонялись племена манси. Отсюда произросло и название местности:  «молитва», «мольба». По преданию, местечко было чистейшим святилищем, а недалеко от бачуринского дома даже  сохранился молебный камень, у которого  - учеными доказано - под пляски и бубен  предками совершались  жертвоприношения. Вы будете смеяться, но самая крайняя сельская улица, та, что ближе всех расположена к жертвенному камню, так и зовется - улицей «Камень», а в доме №2 по ней проживал уфолог Бачурин.
«Наши места исстари овеяны тайной, загадочны, и неслучайно эту территорию предки выбирали для совершения магических обрядов и актов жертвоприношений, для религиозных таинств, да и современники, как видите,  не против здесь потусоваться, потому что именно  здесь возникают разные природные феномены, вплоть до самых необъяснимых – галлюцинаций», - говаривал мне Бачурин.

А чтобы «расшифровать» Молёбку, ученым нужно подходить к ее рассмотрению  многопланово: с точки зрения истории,  геологии, психоанализа, а также  биоэнергетики и космоса – по-прежнему считают местные.

Молёбка разбита двумя крутыми горами,  здешние старушки, живущие напротив друг друга,  называют друг друга одинаково: «той горою». Вдоль села течет полноводная речка Сылва. Водные артерии исстари задавали тон здешней общественной жизни: со времен Петра здесь сплавлялся лес, гудели  плотины. Ныне на реке активизировались байдарочники, жизнь по-прежнему бьет ключом. Но уже не так, как …в демидовские времена! Да, именно -  когда  гудел плавильный  завод, на котором денно и нощно выделывали медь и чугун, отливали картечь, пули  да ядра. В Отечественную войну в Молёбке массово прославились герои тыла, заготавливавшие для фронта в местных лесах древесину для оружейных прикладов. В советские времена насчитывалось в деревне 4 тысячи жителей,  пара сотен дворов, клуб, правление да школа, а теперь красуется лишь три объекта-призрака: разрушенная дамба у пруда, где ранее возвышался демидовский завод, красная кирпичная церковь,  малиновый звон которой слышался далеко за 50 верст, да чудом сохранившийся фасад демидовской управы.
Зато патриоты в русской деревне не вывелись: например, местный торговец, паренек Сашка, показал мне раритет  - у его печки, в магазинчике, еще  с демидовских времен чудом сохранилась литая чугунная  дверца, за которую туристы предлагали  хорошие деньги, но Сашка нуворишам отказал.  Так и осталась украшать витиеватая реликвия его гордость -  сельскую лавку.   

...А места-то здесь какие! И названия необычные: Волчья гора, Теплые березы,  Змеиная горка. Дремучий лес перемежается с  лугами:  розовая поляна, заросшая иван-чаем, белая -  таежной кашкой. Ближе к обеду доходим до аномальщины. Первое впечатление?? Вот те раз! Ничего сверхъестественного! Космодром, заросший травой, 300 м х на 100. И три обыкновенные поляны , с названиями. Явно не для них.

Но я   радуюсь, что голова не болит,  что мы в полном сознании, а ноги, хоть и сильно стерты, не устали. Да и если повезет, мне покажут след ноги снежного человека, известного всему миру...

Фото автора.