Как написать научную книгу и статью по психологии

Олег Басин
            Для этих целей сформировались определённые методики, а также стили и форматы, применение которых позволяет представить любую литературу как научную. Социальная группа, именуемая научными работниками, владеет ими в совершенстве. Дело даже вовсе не в плодотворных идеях, потому что плодотворная идея — это всего лишь полуфабрикат, а то и вообще просто кусок мяса, который не подать к столу сырым. Поэтому необходимо позаботиться и о более важных вещах, чем идеи.

            Не стоит забывать, что многое зависит от соуса. Современная наука позволяет не зависеть мясному блюду от мяса, она же порой определяет и независимость многих научных произведений от таких консервативных издержек прошлого, как научные идеи.

            На сегодняшний день мы всё чаще встречаем более прогрессивные научные формы, бесспорно утратившие эту зависимость. Это и означает справедливость такой постановки вопроса:

«КАК НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ КНИГУ ИЛИ СТАТЬЮ ПО ПСИХОЛОГИИ».

            В самом деле, как?

            Перво-наперво, автор должен определиться, пишет он статью или книгу. Разница огромна, потому что у книги есть ещё и такой немаловажный параметр, как объём, а его надо заполнять.

Что может служить оптимальным наполнителем?

            Как показывает практика, наиболее популярным наполнителем в современной литературе по психологии является история развития вопроса. Это оптимальный наполнитель, во-первых, потому, что он может создать от половины до двух третей основного объёма, а во-вторых, его нельзя по всей форме обозначить как бесполезный (не подкопаться). Нельзя, потому что эта история когда-то действительно имела место; нельзя, потому что для кого-то это и в самом деле окажется нужным, например, чтобы написать реферат. Написание учебных рефератов — это основной вид использования такой научной литературы, поэтому практика рефератов в учебных заведениях так обширна и устойчива.

            Несмотря на широкую доступность исторической формы заполнения объёма, надо признать, что для статьи это окажется излишним, в связи с необходимостью оставить место и для других наиважнейших научных вопросов, без которых не обойдётся ни одно произведение, претендующее на неоспоримую научную форму.

            Такой следующий наиважнейший вопрос современной психологии — это обсуждения, ведущие к пониманию важности актуальных обсуждений. Это, бесспорно, тоже является очень важной частью научного психологического материала.

            В книге по психологии оба эти подхода (и история вопроса,  и обсуждение актуальности его обсуждать) должны дополнять друг друга, чтобы создать законченность произведения. Кроме того, обширное обсуждение проблемы актуальности позволяет создать полновесное впечатление научности, что весьма немаловажно для научной работы, будь то книга или статья. Т.е. научное блюдо, обязано иметь запланированный вкус, несмотря на то, из чего оно приготовлено. О необходимости обсуждений актуальных вопросов психологии написано уже весьма предостаточно, поэтому с ними, как и с историческими экскурсами, тоже нет никаких проблем, да ещё и больше свободы, так что их вполне можно переписывать из книги в книгу, из статьи в статью, заботясь только о личной фразеологии. Это то, что в значительной степени определяет развитие психологии в современном обществе, которое мы оцениваем по объёму публикуемой психологической литературы.

            Следующим обязательным компонентом современной научной работы, особенно в области психологии, являются ссылки, которые должны встречаться буквально в каждом абзаце книги или статьи по нескольку штук. Это очень важная научная традиция, показывающая, что ни одна мысль автора не начата с доселе неизвестного никому материала, которому мы не готовы доверять. Ничто не имеет права в научной работе быть начатым с нуля, т.е. быть умозрительным представлением самого автора, а должно являть собой полное продолжение уже существующего, проверенного и надёжного, защищённого от шарлатанства новизны. Здесь очень важна сопричастность с общим научным строем, что, собственно, и обеспечивается множественными ссылками, которыми буквально нашпигованы наиболее образцовые научные работы по психологии. Добавление ссылок в большом количестве также помогает усилить степень доверия к произведению, так как с их помощью, точнее под их влиянием, ощущается, что где-то и у кого-то всё-таки (если поискать) есть та радикальная идея, ради которой существует наука.

            Кроме этих наиважнейших вопросов психологии, научная работа, будь то статья или книга, требует ещё и какой-то содержательной части. Её можно равномерно распределить среди истории и обсуждения о необходимости обсуждать актуальные вопросы. Ей также можно уделить и особое место в произведении. Но в любом случае, содержательная часть требует особой научной осторожности, поэтому в ней лучше обходиться без экстрима и без экзотики, а строить изложение только на известном всем (всем — это означает, в буквальном смысле всем) материале. Соблюдение принципа банальной неоспоримости даёт несомненные преимущества такой работе, заключающиеся в том, что, во-первых, уже точно она не может быть опровергнута, а, во-вторых, не может быть хоть сколько-нибудь обвинена в лженаучности, поскольку речь идёт об абсолютно всем известных вещах, ставших уже банальными.

            Но именно в этой части, в части содержательного изложения, как раз и необходимо соблюдать особый научный стиль, заключающийся в замене банальных слов и выражений на специальные термины: «гештальт», «когнитивный», «фрустрации» и многие другие, позволяющие придать готовящемуся блюду необходимый вкус. Это подобно добавлению крабового ароматизатора в смесь вываренной рыбы с соей при изготовлении крабовых палочек, чтобы впечатление было очень близким к натуральному.

            Вот, собственно, и всё. Соблюдены объём, стиль, формат и даже содержательная часть, проверенная чуть ли не веками — всё, что требуется на сегодняшний день от современной научной литературы по психологии. Совсем не сложно. Таких образцов на полках книжных магазинов и в Интернете вы найдёте довольно много.Интересно, хотя бы изредка, хоть где-нибудь попадаются ещё образцы, действительно содержащие в себе и научные идеи в области психологии?