Отклик на Удар христианством- в спину

Татьяна Синева
Это скорее размышления после прочтения очерка В. Романова "Удар христианством - в спину".

      Христианство тяжелым катком прошлось по древней русской языческой культуре. 

      Другие народы как-то сумели сохранить величайшие памятники дохристианской культуры – мифологию Древней Греции, Рима, скандинавские сказания, германские, не говоря уж о мифах американских индейцев. И только у нас ничего не осталось с дохристианских времён. Но русский народ отнюдь не менее одарён, талантлив в творческом отношении.

      Был на Руси и народный эпос, и зодчество, и изобразительное искусство, и скульптура. Было изобилие материала – дерево, которое, к сожалению,  и легко уничтожается.  Устное народное творчество долго сохранялось (и до сих пор существует) в виде сказаний, преданий, сказок. Уверена, не было бы у нас Пушкина, не будь у него няни Арины Родионовны с её многочисленными языческими сказками. ( Почему их не выпускают отдельным изданием? У меня есть собрание сочинений Пушкина от 1949 года – там этим сказкам отведён отдельный том). Да и у Пушкина сказки, поэма "Руслан и Людмила" по сути языческие.

       Моё впечатление от древней русской старины – очень светлое, и всё благодаря одной сказке – "Снегурочке" с её Берендеевым царством. Но ведь Островский не выдумал её, а использовал народные сказания. В ней показано тесное слияние русского народа с природой, его доброта, мудрость, великодушие, какое-то детское отношение к жизни – любовь к песням, пляскам, играм.

       Почему сейчас мы не интересуемся древней историей русского народа, предпочитая слово за словом вплоть до дыр в мозгах изучать древнюю историю евреев по Библии? Мы восхищаемся великими творениями прошлого – древнеиндийским эпосом, египетской мифологией, архитектурными памятниками, скульптурой, изобразительным искусством, посвящённым мифам Древней Греции и Рима, которые, кстати, ярче, эмоциональней, более жизнеутверждающие, чем последующие произведения христианской культуры с её мрачными сюжетами распятия и страданий святых.
И совершенно не знаем свою дохристианскую историю и культуру.

       Корни русского христианства, вообще христианской культуры  находятся не в древней Руси, а в древней Иудее. Ведь в основе христианства лежит Библия, в которой представлены мифические истории иудеев, и героями Библии являются евреи. И Иисус пёкся о своих соотечественниках, вряд ли он о русских знал что либо в то время. Корни же русской культуры находятся в Древней Руси, в языческой культуре русского народа, в его преданиях, сказаниях, традициях, праздниках, песнях, сказках, в его одухотворении природы, в его единении с силами природы. А в Библии никакой природы нет. Там только евреи.

       Евреи – умная нация, поставляющая миру многих гениев. Но какими же тупыми они представлены в Библии. Какие неразумные совершают поступки, лишённые всякого здравого смысла. Даже Иван-дурак из русских сказок умнее персонажей Библии. Ладно бы, если представляли Библию как сборник сказок, мифов. Тогда она сошла бы за литературный шедевр. А то – чуть ли не исторический источник.  Правда, протодиакон А. Кураев говорит, что Библию надо понимать как аллегорию, как притчи. Ну и объясняли бы всё это верующим, а то ведь многие воспринимают её как реальные истории.


        Однако, несмотря ни на что, христианство не сумело подчинить себе русскую культуру, корнями уходящую в глубокую старину. До сих пор в народе сохранилась любовь к старинным дохристианским праздникам и традициям – масленице, колядкам, гаданиям. Пришлось церкви подстраиваться под эти праздники, связанные с различными природными явлениями, переименовывать их. 

Так, праздники урожая превратили в христианские, прибавив в названия слово "спас". Рождество Христа перенесли на время языческого праздника зимнего солнцеворота.

День Ивана Купала – это праздник  Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.

То же можно сказать и о Троице.  В народе сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы придти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слезы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.
У Есенина есть такие стихи:

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.

        И эти праздники, эти игры, песни, хороводы, прыганья через костры  куда веселее и интересней, чем многочасовые стояния в церкви и выслушивания монотонных церковных служб в честь различных христианских событий.


С грудничкового возраста мы знакомимся с героями русских народных сказок – с домовыми, лешими, русалками, кикиморами, бабой Ягой и Кащеем бессмертным.

Русские писатели в массе своей – светские писатели, не религиозные, некоторые – явные атеисты.  Пушкин, Жуковский, Герцен, Чернышевский, Тургенев, Лесков, Островский, Некрасов, Чехов, Короленко, Куприн – кого из них можно назвать носителем христианской культуры?  Из крупных только у Достоевского и Булгакова есть сюжеты на религиозные темы. Гоголя вряд ли церковь отнесёт в свои активы. Лермонтов в качестве героя избрал демона, а Льва Толстого вообще отлучили от церкви. Дальше идут советские писатели, тут всё ясно.

То же имеем и в изобразительном искусстве. Живопись, в основном, - светские портреты, пейзажи, передвижники, Суриков, Верещагин, Брюллов, Репин – ничего религиозного. Исключение – Нестеров, но его удивительные картины резко отличаются от религиозной европейской живописи какой-то внутренней тайной.  Отдельно стоит Иванов со своей картиной "Явление Христа народу". Но эта картина весьма спорная – Христос на ней является еврейскому народу, который радуется его приходу, якобы вставая с колен. Но почему он был на коленях? К тому времени от египетского рабства иудеи уже освободились, и  мы знаем, что евреи не приняли Христа и впоследствии не приняли Христианство. Христианство распространяли не евреи, а римляне,  потомки Понтия Пилата, который не посмел в своё время спасти Христа. Так что какая-то историческая неувязка в этой картине.

Музыкальная культура России была всегда на очень высоком уровне, но композиторов уровня Баха, писавших духовную музыку, у нас не было. На памяти только Гречанинов. Ни опер, ни балетов на христианские сюжеты.

Так что мне совершенно не понятно, почему в последнее время говорят о каких-то религиозных корнях русской культуры.
     Русская культура – это культура русского народа с глубокими историческими корнями, более ранними, чем христианские, и тесным переплетением с культурами других народов.


        И ещё.  Я намеренно не применяю слово "православие", т.к. тут вообще тёмное дело. Наша церковь на протяжении многих веков (вплоть до Никона) называлась правоверной,  т.к.  это был точный перевод названия ортодоксальной  византийской  ветви христианской церкви.  Впервые Никон  ввёл "православие" в название нашей церкви. Но Никон известен своей борьбой со старообрядческими и народными традициями, а слово "православие" уходит своими корнями в русскую старину и было в обиходе ещё у древних славян. Корень "слав" входит во многие русские слова, в том числе и в русские имена.

Вот и гадай теперь – когда говорят о православных традициях, имеют в виду традиции со времён Никона или древних славян с дохристианских времён?  В первом случае слишком много отрезается  исторических корней наших традиций. Во втором случае нашей церкви не к лицу бороться с языческими традициями, а то получается какое-то лицемерие и полная неразбериха. 
        Такие вот размышления атеиста на религиозные темы.

        И ещё одно замечание. Мне совершенно непонятен антисемитизм большинства православных христиан. Боготворить Христа - еврея по национальности, почитать Библию как священную книгу, в которой все герои - евреи, и быть антисемитом? Просто в голове не укладывается. На мой взгляд христиане должны быть благодарны еврейскому народу за то, что подарил им Христа.

Неисповедимы пути твои, Господи. Не знаю, к месту ли здесь эта поговорка, может, лучше - "...ибо не ведают, что творят".