Бизнесмены

Ирина Ионова
Когда я вспоминаю так называемые «годы перестройки» в стране,то передо мною тут же возникают  лица моих детей, и их первый опыт в экономической деятельности  нашей семьи.

А дело было так.
Под Новый год моя подруга подарила моим ребяткам большой (более ста страниц) альбом - раскрасок. В то время такие альбомы были  большой редкостью, а потому, в качестве экономии, я предложила каждый рисунок переводить на отдельный лист бумаги, а затем раскрашивать.

 И вот теперь, альбом с раскрасками стал главным предметом их бизнеса. Но расскажу все по -порядку.
 
 Среди всех забот и волнений мы с мужем не подозревали о кипучей деятельности  детей, пока в доме не закончилась  бумага для рисования.
Обычно Володя покупал пачку бумаги в сто листов на два-три месяца, но теперь, вдруг, она закончилась уже через неделю. И, когда дети подошли к нему с просьбой купить еще бумаги, он очень удивился и пришел ко мне:
- Представляешь, дети стали больше рисовать, чем прежде.
- Это хорошо, - обрадовалась я и тут же вспомнила, что рисунков давно никаких не видела, и об этом тут же сообщила мужу.
- Вот, и я тоже не видел, - подумав, признался он и добавил, - но Сандре просит купить еще бумаги.
- Интересно, очень интересно, - подумала я и вновь взглянула на мужа.
- Может быть,рисунки находятся в классах, например, на школьных выставках? – тут же предположил он, но я тут же перебила его:
- И дети  не похвастались?! Такого не может быть! Они непременно бы  сообщили нам о своих успехах в рисовании. Нет, тут что-то не так.
Пойдем к ним.
 
В комнате у ребят работа кипела: Елочка аккуратно переводила рисунки на чистые листы бумаги, Айка  раскрашивала рисунки цветными карандашами, Сандре подсчитывал выручку.
- Ну и ну, да у вас, тут целая мастерская! – увидев, такую кипучую деятельность, воскликнул Володя.
Дети при виде нас слегка смутились и не сразу стали отвечать, а только молча переглянулись между собой веселыми, озорными взглядами и стали продолжать свою работу.

Первым заговорил сын. Как мы поняли, он являлся   организатором всего производства. В ту пору ему шел восьмой год, и он чувствовал на себе ответственность за начатое ими дело.
- Понимаешь, папа,мы давно заметили, что тебе не платят зарплату, а семья у нас большая, и мы решили вам помочь. У нас все по-честному, мы сами все делаем.
Ты же видишь?

- Вы, что их продаете? – наивно спросила я.
- Да, - кивнула Елочка головой, не отрываясь от рисования, - Мы продаем их каждый в своем классе.
 
- И покупают? – не веря, своим ушам, поинтересовалась я.
- Еще как покупают, только у нас бумага закончилась, - ответила Айка.
- Папа, а ты можешь принести нам бумаги с работы? – попросил Сандре.
- Да где же я  так много возьму? - удивился муж, - вам и вагона будет мало.
- Вагона, - подумав, ответил Сандре, - вагона достаточно. Правда, у нас появились конкуренты из 3 «Б», они тоже стали распространять рисунки, но у нас лучше.

- Чем  лучше? – тут же поинтересовался Володя.
- Айка раскрашивает очень аккуратно, и наши рисунки ярче, чем у тех ребят.
- Да, молодцы, - ответила я и вновь осторожно поинтересовалась, - а учителя, как к этому относятся? Не ругают?
- Нет, им некогда, они бастуют, им тоже зарплату не выплачивают, - ответила младшая дочь.
 
- А уроки вы успеваете делать? – не сдавалась я.
- Да,- ответили все разом.
- Тоже «по - честному»? – переспросил муж.
- Ага! – подтвердили дети.

- Папа, помоги  составить договор между мною и мальчишками из 3 «Б» класса. Мы хотим разделить, как это называется?
 Сандре пристально посмотрел на отца, силясь вспомнить правильный термин.
- …Сферу влияния, - подсказал Володя.
- Ага, - подтвердил наш маленький «Бизнесмен».
- Ну, что ж, договор – это первое дело на производстве. Без него никак нельзя. 
Произнес Володя, хитро поглядывая на меня. Потом серьезно посмотрел на сына и неожиданно спросил:
- А как ты подсчитал затраты?
- Какие затраты?
Не понял Сандре.
Отец доходчиво стал  объяснять сыну  премудрости экономики, что входит в термин «затраты», как подсчитать работу и доход.

Когда дети легли спать, мы долго «переваривали» услышанную нами информацию. Нам было смешно, и в тоже время мы гордились ими. Вот ведь, не сидят, сложа руки, не ноют, а предпринимают, хотя бы такие, свои, детские шаги, чтобы сохранить нашу большую семью.
«Трудовая деятельность» наших детей продолжалась чуть больше четверти. Но вскоре в магазине мы встретили подобные картинки из того же альбома, выполненные печатным способом.
Нашлись же взрослые дяди…