История эта произошла на самом деле. Такие или подобные ситуации , наверное, были в жизни каждого молодого учителя. Отличалась я, в то время, от большей массы молодых специалистов, попавших в школу , только тем, что у меня вдобавок к диплому был уже и годовалый ребенок. Жили мы на Севере, где и служили с супругом в одной из доблестных частей доблестного Северного флота.
Утро началось с бодрого марш-броска: муж-на службу, а я с сыном в охапку на рейсовый автобус, который нас и развез – ребенка - в ясли, меня – в школу. Работалa я в очень интересной школе, находившейся недалеко от морского порта и вмещавшей в себя к этому моменту всю географию Советского Союза. В моем 7 «б» классе, который мне выдали, как новенькой и неопытной в качестве нагрузки, я была еще и классным руководителем. Что такое 7 класс, да еще –«б», понять может только коллега! Если общими словами, то это – человек 30( в то время были классы и побольше!)разнокалиберных подростков, малоуправляемых (потому что-«б», в «а», считалось, они почище и поразвитей, хотя кто эти мерки и когда устанавливал, я не знаю!). А в моем классе эти 30 представлены были, вдобавок, еще и 9 национальностями! Это было что-то! Мне было о-очень непросто! В моем классе учились русские, молдаване, украинцы, армяне, евреи, латыши, эстонцы и т.д. «Посланцы» почти всех союзных республик сидели за зелеными партами и «грызли» алгебру с геометрией, которые я у них вела. Объяснялась эта ситуация очень просто : школа была ведомственной, «кормил» ее и отвечал за нее морской порт, а он вкупе со всей логистикой вмещал не только национальности Союза , но и почти всю политическую карту мира, за исключением явно выраженных «врагов социализма». И то с ними по чуть-чуть торговали, несмотря на всякого рода занавесы.
На одном из уроков, увлекшись объяснением, не уловила я, по неопытности, момент, когда в классе вдруг возникла какая-то дополнительная возня и смешки. Поворачиваюсь и вижу, что в середине класса двое учеников –близнецы мальчишки Погосяны, залезли глубоко под парту и чем-то там занимаются. Подхожу ближе, класс в это время бурно реагирует:
-Анна Петровна, они там зверей выпускают !- Тараторит отличница Федорова.
-Нет!-Басит здоровенный Цуркан.- Они тырканнаф нанесли!
-Не тыркаа-ноо-фф, а наа-сее-каммыф! –Неожиданно заявляет Сихлонен.
Из-под парты выглядывают довольные мордочки братцев. Все. Крр-асота! Урок почти сорвали. Вижу, как по классу расползаются здоровенные коричневые насекомые! И вправду, похоже, тараканы. Ребята уже переключились на тему домашних насекомых и животных и с восторгом обсуждают, у кого дома что водится.
Микрорайон портовый по благоустройству и состоянию жилфонда не относился к благополучным, и , надо полагать, что тараканы в жилищах моих учеников водились не в одиночку. Но, Боже! Сколько я узнала за один урок о своих детях! Никогда бы не подумала, что у чистенькой и тихонькой Верочки дома живет мускусная крыса и попугай –папа привез из далеких путешествий. Цуркан «воспитывает» чау-чау, Соседов и вовсе дома зоопарк держит – у него живут кошка, собака, черепаха и рыбки! Ребята наперебой хвастали своими питомцами. Ах вы, хулиганы мелкие! Вы еще и зверюшек любите!
Но ведь АЛГЕБРА, урок-то идет! Нужно как-то выходить их положения бедной молодой учительнице! С грехом пополам успокоила класс, довела урок, задала домашнее задание, а в конце сообщила, что Погосяны уйдут сегодня домой только после того, как выловят всех тараканов, тыр-каа-наафф и т.п. Ответом мне было бурное возмущение всех 30!
-Мы все остаемся помогать!- Заявили мои архаровцы.
А где ж можно тараканов поймать в классе со щелястым полом и отвалившимися плинтусами!
Процесс вылавливания нарушителей порядка подзатянулся, и я не хотела этому мешать. Больно уж дружно мои ребятки ползали по полу, сталкиваясь лбами, хохоча и взвизгивая, когда кто-то из особо прикольных ребят неожиданно пытался схватить девочек за косы и изобразить, что кладет за шиворот таракана! Вот это был Интернационал! Цель была едина, и к концу уже никто не помнил, кто и что там ищет. Находили на полу потерянные карандаши, записочки, жвачки, фантики, остатки бутербродов... Все это и комментировалось! В конце учебного дня на этом полу много чего было.
За этим полезным занятием мы и не заметили, как стало смеркаться, из школы поуходили последние ученики старших классов, а к нам, на «огонек», вернее, на веселый шум, заглянула директриса.
-И что вы все тут до сих пор шумите! Почему у Вас, Анна Петровна, весь класс по полу ползает!
-А мы тараканов ловим!
...Стоит , наверное, сказать, что меня за такой «воспитательный» момент вызвали к директрисе «на ковер». Но нужно также добавить, что с тех пор дела мои, как «классной», пошли на лад, контакт с ребятами при помощи этих «тар-каа-нофф» наладился.
Какая разница, кто и какой национальности, кто и где родился! Мы были – класс, мы учили алгебру, писали контрольные, получали двойки и пятерки, кричали и бегали на переменках, кормили кошек и собак. Словом, все было нормально! Но как только кто –то пытался обидеть любого из моих архаровцев, обозвать «чуркой», «тупым молдаванином», «жидом», мои семиклассники дружно вставали на защиту! Интернационал- то был в действии. Неважно, что на тараканах сплотились Общее дело было. Вот.