Валерка

Алик Малорос
Как здорово было тогда, перейдя в девятый класс, обрести новые знакомства! И нового друга. Я смотрю теперь, через года, на фотографию нашего выпускного класса 11 «В», и не вижу там его лица. Валера Писаренко, он уехал в Саратов с родителями, отец – к месту новой службы в армии, и семья с ним. А началось всё с футбола…

Наш класс физиков-лаборантов был составлен из учеников, прошедших конкурс аттестатов за 8-ой класс, имеющих отличные и хорошие отметки в естественных науках, и желающих учить углублённо физику и математику. Помимо двух «почти гениев», Бори и Саши, было много просто крепких ребят и девочек, меня включая, а также «спортсменов», то есть мальчиков и девочек, которых учёба не интересовала, зато вне школы они были первые заводилы: футбол, реже волейбол, баскетбол – вот был их истинный интерес. Гигантом на футбольной площадке был Юра, фанат, звавший нас играть летом, осенью и зимой, и даже весной. Как-то само собой получилось, что играющих в футбол парней в классе было почти двадцать, поэтому после уроков ранней осенью мы шли  в парк Горького, находящийся от нас неподалёку, в овраг, и играли там по два-три часа. После моих попыток играть в нападении, обороне, и в средине поля, я нашёл себя в качестве вратаря. Сильная близорукость, правда, накладывала ограничение на мои возможности, и вторым Пшеничниковым я не стал, хотя иногда брал коварные нижние мячи тигриными бросками. Так и закрепилось моё место в воротах в наших играх; вторые ворота охранял  Валера Писаренко, и мы с ним познакомились ближе, два вратаря, и оба были близоруки. Только Валера уже носил очки, а я обходился без них. У нас оказались сходные интересы, одинаковая прочитанная литература, мы любили лыжи, коньки, даже в шахматы играли примерно одинаково. На уроках мы внимательно слушали преподавателей физики, математики, а на переменах находили друг друга, и рассказывали о себе, своих маленьких открытиях и желаниях.

Рано пришла зима, остудила наши футбольные страсти, и мы договорились с Валерой пойти кататься в воскресенье на лыжах в тот же парк Горького на горку под названием Финка. Катались мы вдвоём несколько часов, дышали чистым морозным воздухом, прыгали с небольшого трамплина, и возвращаясь, решили это повторить. На переменах в последующую неделю мы вспоминали нашу прогулку, и разговорились с двумя подругами, обеих звали Людмилами. Обе ходили на лыжах, и не отказались, когда Валерка и я вроде в шутку пригласили их поехать на Финку с нами в выходной день. За окном была зима, а в классе неспешно протекали часы учёбы: литература, история, два часа физики, алгебра, геометрия. На следующий день химия, зоология, физика, электротехника, военное дело. И так всю длинную неделю. Менялись предметы, учителя, наряды и причёски у девочек. Но вот и последний урок, последняя солёная хохма Юры, мы вчетвером договариваемся завтра встретиться в 10 часов утра у входа в парк. И расходимся, попрощавшись, до завтра. Хоть бы продержалась крепкая морозная погода!

 Утро следующего дня. 10 часов утра. Мы с Валерой уже на месте, он надевает лыжи, я же приехал с Павлового Поля на лыжах, выйдя заранее. А вот и две Люды, в шерстяных лыжных костюмах, красном и синем, с лыжами в руках выходят из троллейбуса, и переходят к нам через дорогу. На душе – праздник, безоблачный солнечный день, небольшой морозец, снег ещё чистый, недавно выпавший, да ночью белое покрывало ещё чуть освежилось тонким слоем бело-голубоватых снежинок. Красота! Здороваемся, девочки надевают лыжи, застёгивают крепления, и через парк Горького мы отправляемся в лесопарк, на Финку.
Стоят голые лиственные деревья, изредка встречаются хвойные молодые посадки, зелёные среди зимы, гранёными изумрудами вытыкаясь из белых сугробов. Катимся, угадывая проложенную прежде лыжню, под лыжами похрустывает снежок. Может, это и есть тот миг счастья, когда хочется остановить часы, и длить это хрустящее удовольствие вечно. Мы разбились на пары, едем, беседуя друг с другом. Я с Милой, Валера с Людой. Оказывается, Мила – классный парень! Нет, я понимаю, что она – девчонка, но у нас так много общих тем для разговоров: музыка, литература. Я глотаю толстые художественные журналы, Мила тоже. Мы вспоминаем просмотренные недавно фильмы, и оказывается, одинаково об этих фильмах думаем, и герои нам нравятся одни и те же. Миле нравится математика, физика меньше. Я от математики без ума, физика нравится мне потому, что она математична. За разговором незаметно пришли к Финке. Дождались вторую пару, Валеру с Людой. И теперь вниз по просеке, до дна оврага скатываемся вчетвером, успевай только бугорки объезжать! Поднимаемся вверх «ёлочкой», останавливаясь отдохнуть и поговорить. И снова быстрый спуск, и прыжки с маленького трамплина. Лепота! Снова, и снова спуск, подъём, спуск, подъём. Наконец, все устали так, что едва хватит сил на обратный путь. Обратно еле переставляя лыжи, бредём все вместе. Никто не упал на горке, все живы-здоровы, добираемся до выхода из парка. При прощании нету сил договориться о новом походе на лыжах, откладываем это на потом.

Близится конец второй четверти. Мы всё так же ходим в школу. Уроки, учителя, ответы с места, у доски. Контрольные по физике, математике, сочинения по литературе. На переменке Валера подходит ко мне расстроенный, печальный, и объявляет мне, что его отца переводят в Саратов, и он тоже едет туда, школу оканчивать будет там. Теперь ему не до прогулок на лыжах, коньках. Он рассказывает, что хочет попробовать играть в футбол профессионально, в «Крыльях Советов». Вратарём. Переезд в Саратов произойдёт на днях, он даже не сможет здесь четверть завершить. Все планы о катаниях на лыжах, коньках теперь уже без него, без Валеры. 

Отпраздновав Новый год, я продолжал кататься на лыжах, но уже один, и ближе к дому, в лесочке за Павловым полем. Мила дружила уже с другим парнем из нашего класса, Вадиком, уверенным в себе, и влюблённым в неё. Да и она, видимо, любила его, на уроках они глядели друг на дружку затуманенными глазами, из которых, кажется, сочилась нежность. Они рано образовали семейную пару, у них родился сын Артём. Мила и Вадик давно уже не живут вместе, развелись. Уже когда у меня появился внук, встретил я Милу с каким-то незнакомым седым мужчиной. Мы посмотрели друг на друга, и разошлись даже не остановившись, не сказав друг другу ни слова. Когда-то давно, в девятом классе, Валера соединил нас на один воскресный день своим сиянием, а без него всё померкло, и я смотрел на Милу, как на обычную одноклассницу. Ведь в нашем классе тогда все были либо гении, либо таланты, либо способные. Но Валерки среди них уже не было… 

23 ноября 2009 г.