Дагестан

Юрий Ра
В Махачкалу я летел не первый раз, так что был подготовлен. Оделся во все черное, наменял мелких купюр, позвонил в тамошнее такси, чтоб встречали и поехал в аэропорт.
То, что на взлете с громким стуком вниз свалилась потолочная панель обшивки, никого не удивило и не напрягло. Тем более, что она была подвязана  шнурочком.  Главное, что мы таки улетели. Кстати, панель поставил на место пассажир - видимо, опытный в этом плане.
Полет прошел штатно, чего не скажу о поездке из аэропорта в город. Всё-таки Лада-21099 не приспособлена к дальним перелетам. На скорости 175 км/ч она похожа скорее на катер, чем на ласточку. Сначала я решил, что таксист знает, что делает. Потом подумал - а вдруг нет? Машина качалась и рыскала, как глиссер на волнах. Скорость 120 после этого показалась вполне приемлемой. Всё познается в сравнении.
Утром, выйдя из гостиницы, я увидел привычный сюжет (для Махачкалы) - двое русских спецназовцев в масках на остановке усиливают местного патрульного, выявляющего боевиков. Схема сбоев не давала - останавливались все машины с затемненными стеклами и сидящие проверялись на предмет принадлежности к ваххабитам. Бороды нет? Ну значит ты законопослушный россияин. Сразу вспомнилась петровская борьба с бородами. При мне остановили даже крутейшую Ладу-Приору с совсем черными стеклами и номером 666. Там тоже были свои. Присмотревшись поближе, увидел нечто – в припаркованной неподалеку «Оке» сидел второй патрульный (видимо, готовый начать преследование преступника). Как два весьма крупных мужчины в полном снаряжении с автоматами могут поместиться в Оку, кого они могут догнать и остановить?
Вечер, сижу в номере гостиницы, описываю впечатления, дверь балкона открыта: периодически слышны завывания правительственных кортежей и крики в матюгальник. Тут же тоже есть правительство, а значит и кортежи с мигалками. В местном варианте это Лендкрузеры.  А за кортежам едет Лада-девятка вся утыканная антеннами – постановщик помех.
А вот что-то новое – серия выстрелов из пистолета. Видимо, чтоб проехать на красный громких сигналов уже мало. И так под капотом каждых вторых Жигулей стоит крякалка. А стрельба привлекает внимание. Ещё привлекает.
Разобрал дорожную сумку – бли-и-ин. В боковом кармане лежит охотничий нож, купленный в мой прошлый приезд сюда же. А ведь я брал сумку в салон самолета. Вот тебе и контроль ручной клади. Бери в салон, что хочешь, лишь бы намерения и помыслы были чисты (ну и физиономию рязанскую в придачу желательно иметь как у меня).
Весь день то моросит, то капает. Море хмурое и купаться совсем не тянет. Даже странно. Хочется снега и зимы. Вечером скучно. Кафе, магазины и прочие заведения делятся на два типа: есть для простого населения очень скромные по цене и ассортименту радостей, а есть для местных хозяев жизни - очень дорогие и пафосные. Тут даже джинсы купить проблема – или совсем китайские на базаре, или как-бы итальянские в бутике. То же и с машинами, Лады-Приоры соседствуют с Порш-Кайенами, между ними ничего.
Пошел по сувенирным лавкам, везде местный колорит – кубачинское серебро, кизлярский коньяк (помню удивление десятилетней давности от его приятного вкуса), ну и кинжалы/шашки, куда без них... На одном прилавке россыпь охотничьих ножей.  Все ножи покрыты рисунками на тему охоты, которые более всего похожи на творения семиклассника. Тигры, орлы, волки нарисованы кривовато и с детской непосредственностью. А среди них совсем уж очаровательный рисунок на клинке - кенгуру с лисьим хвостом и головой зайца спасается от охотников. Чуть не заплакал. На соседнем прилавке увидел настоящие клинки 19-го века разной сохранности за 1-2 тысячи зелени. Дальше завалы из сотен сувенирных сабель. Серебряные накладки и посеребренные. Кто-то их все купит? Видимо, да.
Зашел в видеомагазин купить что-нибудь на вечер. Второй раз в жизни зашел, а девушки сразу вспомнили - вы у нас эротику уже брали! Пришлось подтвердить и потребовать предварительного просмотра сюжетов на предмет качества картинки. Экран в полстены, звук соответствующий...  и все 4 продавщицы бурно начали  обсуждать по ходу фильма кто из них на кого из героинь похож. Мдя… вот тебе и мусульманская республика. А вот сеть магазинов интима здесь никак не проявила себя. Ночных бабочек тоже нигде не видно. Всё-таки специфика. Как пояснил уважаемый человек, есть девушки, которые остались без помощи близких в тяжелом финансовом положении и вынуждены продаваться. Стыдно должно быть их родственникам, что оставили брошеными сирот на милость улицы. Услуги этих девушек не афишируются, но можно организовать свидание. Оно нам надо? Не надо, спасибо.
Домой улетаю с тяжеленной сумкой – кинжалы, ножи, теплые воспоминания. Контролеров не волнуют кинжалы – как обычно доматываются до туристских ножей. А я теперь знаю – сталь этих сувенирнов гораздо лучше, чем можно представить. Мои дети провели соответствующий краш-тест, охотничий нож стал пилой, кинжал вообще не пострадал. 30 сантиметров отточенной сувенирной стали с игольным жалом и шикарной закалкой в узорчатых ножнах не опасны по определению - сувенир же!
Возвращаюсь в Москву. На входе в аэровокзал нас встречает дама с собачкой. Точнее бабища в погонах с волкодавом. Протискиваемся в маленький загон, отгороженный от терминала. На выходе опять рентгеновская установка и паспортный контроль. Выяснил – не только рейсы из Дагестана, весь Северный Кавказ теперь встречают подчеркнуто тепло. Ну да ладно – помыслы чисты, бояться нечего.
На будущее совет тем, кто захочет поехать в Дагестан – там не любят ваххабитов, чеченцев, местных милиционеров и чиновников. Если вы не один из них, если вы готовы принимать людей такими, какие они есть, приезжайте в Дагестан смело. За все время ни разу не встретил недружелюбного обращения, косого или осуждающего взгляда. Вот только вина хорошего там уже нет. Зато есть еще местный коньяк (надо попробовать - когда-то был очень приятен на вкус). И привозное пиво. Живут в Дагестане только дагестанцы, другие  в этой республике не приживаются. И да, дагестанец - это не национальность, а состояние души. Я тоже теперь дагестанец, кажется…
   Третий прилет в Махачкалу. Месяц Рамазан. Совсем не туристический месяц. Половина ресторанов поздравляет с праздником и приглашает посетить заведение по окончанию Рамадана (или Рамазана). Вторая половина работает, но не всегда, а как стемнеет. Алкоголь противопоказан, особенно хозяевам заведений. Чреват изжогой. Пара кафешек уже сгорела - такая вот специфика. Месяц добрых дел, если верить объявлениям. Если не верить, то становится грустно от обилия вооруженных инцедентов, закладок взрывных устройств и покушений. Очередная командировка совсем специфична, потому везти холодное оружие в Москву нельзя. А полюбившийся когда-то коньяк теперь лучше не покупать, как оказалось - теперь здесь нельзя любить спиртное, а если делать что-то без любви, получается пойло. Вообще похоже, что как раньше людям силком навязывали интернационализм и коммунистические идеалы, так сейчас вбивают ислам. Людям опять дискомфортно.
Ночное море и в сентябре ласкает и доставляет радость. Сидящие в непроглядной тьме под пляжным навесом автоматчики-милиционеры ничуть не портят настроение - они охраняют покой граждан. Вчера и здесь обезвредили врывное устройство.
На цетральном проспекте Гамзатова (я почему-то всегда называл его проспектом Ленина, и все таксисты понимали меня) на лавочке в тени каштана сидят дядьки в форме и опираются подбородками на приклады автоматов, стволы уперты в землю. Также сидели их деды и прадеды, опираясь на палки. Время летит, срывая снег с верхушек гор, внизу тихо. Когда не стреляют...
А недалеко от аэропорта из земли вырывается фонтан огня. Сколько уже лет горит, сколько еще гореть этой свече? Чью память она греет? Земля Дагестана - такая разная и такая щедрая, твои дети разговаривают на разных языках и еще пишут стихи. Одна редактор сказала, что очень даже пишут, даже немножко слишком много. Тут чуть не на каждом доме мемориальная доска с портретом поэта или видного  деятеля культуры-мультуры.
Сходили с товарищем в боулинг. Когда девушка-оператор спросила наши имена, я сказал: Магомет и Магомет.
- Вы тоже Магомет?
- Ну да, у нас тут каждый второй Магомет.
Девушка заинтересовалась, начала строить глазки... Местный, состоятельный, русский, да еще и Магомет! Но я не повелся, знакомство не состоялось.
В аэропорту у меня проверили зонт и ноутбук - заставили открыть и продемонстрировать их работу, вдруг это взрывные устройства? Полтора ляма налички в рюкзаке не заметили.
Прощай, Дагестан! Вряд ли я сюда приеду еще раз... А всё-таки я дагестанец.