Теория поколений

Александр Цеткин
Теория поколений.

     Этим летом, для одного издательства, я готовил аналитический отчет о героях современных детей. В процессе подбора материалов, я наткнулся на достаточно любопытную публикацию в журнале "Огонёк"(# 15 (4894), апрель 2005 г.), в которой, упоминалась «Теория поколений», разработанная американцами Нэйли Хоувом и Уильямом Штраусом.               
     Согласно этой теории на мышление и действия каждого поколения влияют не столько возраст, сколько среда и нормы воспитания. Основатели «Теории поколений» определили, что историческое развитие поколений в любой стране циклично, цикл длится примерно 80 лет. За это время сменяют друг друга четыре поколения, которые по характеру соответствуют временам года, и в каждом из поколений отношение к будущему меняется.
     Далее, авторы этого материала, психологи Евгения Шамис и Алексей Антипов довольно убедительно, хотя и несколько прямолинейно, пытаются применить «Теория поколений» к анализу отечественного кино в целом, и современных «киногероев» в частности.
     Прежде чем процитировать некоторые из ключевых моментов их исследований, должен сделать существенное замечание.
     Для меня из текста совершенно непонятно, почему авторы начали отсчет очередного цикла исторического развития поколений в нашей стране с 50-х годов прошлого века? Может они отталкивались от ХХ съезда и хрущевской «оттепели»? А почему не от Октябрьской революции? Наверное, истина кроется в тексте оригинальной «Теория поколений». Интересно, издавалась ли эта книга на русском языке?
     Итак, вот как объясняют «психотип» нынешнего отечественного киногероя, с точки зрения психологии, кандидаты наук - психолингвист Евгения Шамис и психолог Алексей Антипов.
     «Фильмы 50-х «весенние», герои черно-белые, будущее им кажется светлым и радостным. У следующего поколения («летнего») мировоззрение уже усложняется: появляются Штирлиц, связка Груздев--Жеглов--Шарапов--Левченко. У «осеннего» поколения самоощущение самое сложное (перестроечное кино), в котором будущее серо и безнадежно. Сегодня согласно этой теории в кино еще остаются "пост-осенние герои". Таковы - Фандорин и Городецкий. Будущее, в представлении этого поколения, находится как бы на перепутье: оно туманно, неоднозначно».
     Интересно, что авторы, как бы спохватившись, не пытаются продолжить свои рассуждения о последнем, «зимнем» российском периоде, который, по их логике, начнется в 2008 – 2010 годах, а завершится только в 2030 году!
     Если строго следовать их рассуждениям, то «зимний» период будет характеризоваться жесткой борьбой за выживание в условиях холода и враждебного окружающего мира. Только в самом конце этого мрачного цикла (2026 – 2030 гг.) у людей вновь появится ощущение оттепели, света и надежды на скорый приход весны.
     Вот так перспектива! Вот так безоблачное будущее! А может я эту «чертову» американскую теорию неправильно понял?
    
июль 2007