***

Валентина Вишенка
          БОЛЬШАЯ   «КРУГОСВЕТКА»
     ИЛИ   КАК  ВНУЧЕК  БАБУШКУ  ЛЕЧИЛ

                Валентина Вишенка

Ну и жара! Барометр будто зашкалило на отметку +32 градуса. Говорят, в Москве в июне месяце 120 лет не было такой жарищи.
Дачники копались на огородах ранним утром или поздним вечером, остальное время прятались в тени. Диктор по радио советовал завесить окна простынями, чаще смачивать пол.
Все ходили как сонные мухи. Все. Кроме нашего восьмилетнего внука. Игорь ходил с таинственной улыбкой и хитрющими глазенками. Они с приятелем Артемом явно что-то замышляли. Мы с мужем насторожились, стали к ним внимательно приглядываться. Они чертили  какие-то карты на ватмане яркими фломастерами, составляли списки, складывали в школьные рюкзаки автоматы, мобильные телефоны, прочие игрушки. Видимо, как всегда готовились играть в войну или разведчиков. Все как обычно. Мы с мужем расслабились, и нам это дорого обошлось.

- Бабушка, можно мы чуть-чуть погуляем? – спросил Игорь.
- Ребятки, сейчас жара, может быть тепловой удар, лучше поиграйте на втором этаже, там, у балкона на сквознячке прохладнее, - отговаривала я их как могла.
- Бабушка, ну мы не долго, вон за нами и ребята уже зашли. Мы скоро вернемся.
У ворот стояла группа мальчиков и девочек лет по 10-12. Они звали Игоря. Дед заступился за внука, и я сдалась, хотя и с каким-то тяжелым предчувствием. Мальчики выехали за ворота, я им крикнула в след:
- Кататься только у дома! Далеко отъезжать запрещаю!
- Да, да, я скоро! – и Игорь умчался вместе со всей компанией… Прошло два часа. Наступило время обеда. Внук не вернулся, Мы, как заводные, ходили из угла в угол по комнате, постоянно посматривая на окна. Вдруг мы увидели на дороге группу ребят, которые сопровождали наших мальчишек. Муж выскочил за ворота, подбежал к ним.
- Ребята, а где Игорь?
- Не знаем. Они с Артемом уехали в большую «кругосветку». А что, их еще нет?
- Куда?! – воскликнул муж, что еще за «кругосветка»?
- А это такой маршрут, через деревни, мимо пруда, по лесу и дальше.
- И вы бросили в лесу одних малышей?!
- А мы с ними и не ездили. Мы проводили их только до конца наших участков, дальше нам родители ездить не разрешают. - Я схватилась за сердце, малыши в лесу одни, они в опасности.
Взглянув на меня, муж побежал в дом за таблетками.
- Ребята, вы знаете маршрут этой «кругосветки»? Может, кто-нибудь съездит с нами на машине и поможет нам найти их? – я умоляюще смотрела на ребят.
- Не-е-е-т. В прошлом году мы по средней «кругосветке» ездили, и то, когда вернулись, все пять бабушек сговорились и нам так досталось! Больше мы далеко не ездим.
- А почему вы Игоря не отговорили или нас не предупредили? Вы же постарше, понимаете, малыши одни в лесу, в чужих метах, это так опасно.

Они равнодушно пожали плечами и ушли. Подбежал муж, дал мне валидол, положил таблетку и себе под язык. Ноги мои стали, как ватные, я опустилась на ступеньки крыльца. Мое воображение рисовало страшные картины. Муж с посеревшим лицом присел рядом. Потом быстро вскочил.
- Мы теряем время. Быстро в машину! Дом не закрывай, вдруг без нас вернется.
- А куда ехать? В какую сторону, ты знаешь?
- Раз «кругосветка», значит, путь пролегает по деревушкам вокруг наших дач…
- Время уже три часа. Господи! Что с ними?
- Хватит, успокойся, а то накаркаешь.
Машина долго не заводилась, мы нервничали. Отъехав метров триста от дома, увидели, из-за кустов поворота вынырнули наши «путешественники».
Артем нас заметил первым.
- Игорь, нас ищут! 0 крикнул он. – Ну, сейчас начнется! Порки не избежать!

Игорь прошмыгнул мимо машины к даче. Мы не сразу пришли в себя. Ошалелые от пережитого и от таблеток, и от жуткой жары, мы минут десять сидели в машине. Затем развернулись и поехали домой.
Велосипед, кроссовки, рюкзак и грязная одежда были брошены у веранды. Виновника переполоха нигде не было видно. Муж взял меня за руку.
- Спокойно, только спокойно. Он вернулся, все хорошо. Позже я поговорю с ним сам.
Мы прошлись по комнатам. Игоряшки нигде не было. Постояли в растерянности, вдруг на втором этаже раздался грохот.
- Господи! Что еще он там вытворяет?
- Я баррикадируюсь!!
- А ну, слезай немедленно! – крикнула я. – Рассказывай, где вас носило? Ты знаешь, что у нас с дедом сердечные приступы начались? Ты хоть представляешь, что мы пережили за эти три часа?
- А ну, слезай быстро!
- Ни-за-что, - твердо ответил внук. Мы с мужем сели за стол. Нам нужно было успокоиться.
- Слезешь, слезешь. Есть захочешь – слезешь. Ну, уж я тебе задам!! – Заверила я его.
- А за что? Что я такого сделал? Что, я каждую минуту должен докладываться, куда и к кому я иду?
- Да, должен. Ты еще маленький, тебе всего восемь лет!
- Дед, - послышался сверху. – Я тебе теплицу помогал строить? Реечки пилил? Гвоздики забивал? Как работать, так я большой, а в путешествие идти, так нельзя, еще маленький?!
- А скажи, дед, - продолжал он, - ты в детстве уезжал на велосипеде путешествовать? Спал в лесу, в стоге сена? Купался в горных речках? Ну, скажи, скажи мне, ты же сам рассказывал.

Дед растерянно подергал себя за усы.
«Так вот откуда ветер дует»! - Я схватила половник и погрозила деду:
- Надо думать, что можно классе учился, мне тринадцать лет было. А ты только во втором классе. Разницу сечешь? Да и времена другие были, ни бандитов, ни отморозков всяких. А сейчас жуть, вечером на улицу в городе не выйдешь. А ты еще беззащитный, маленький. Мы так испугались за тебя. И ты весь день рассказывать ребенку! – Дед сделал умоляющее лицо.
- Ну, ты даешь, Игорь. Я тогда в седьмом голодный, бабушка волнуется.
- А мы там ели. Мы взяли из холодильника апельсиновый сок и халву. Там такой пруд! Вода чистая-чистая! Ну мы и накупались! А потом все съели.
Я ойкнула и снова схватилась за сердце.
- Ты же плавать не умеешь! И лезешь в незнакомый пруд! Это ж надо, одни бродят по лесу, купаются без взрослых! Ну, погоди, только слезешь, я покажу тебе, как в походы без взрослых ходить!

Со стороны соседей, где жил Артем, раздавались крики и шум, видимо, там уже во всю шла воспитательная работа. Мы сидели и молчали.
- Дед, а у нас есть докторская колбаса? – неожиданно послышалось сверху.
- Есть.
- Я спущу тебе веревку с балкона, привяжи мне несколько бутербродов, только потолще. А когда ты на втором этаже закроешься, я тебе пиво на веревочке передам. А? Идет? – дед заулыбался. Идея ему понравилась.
- Слезай, - сказала я Игорю, - обед уже на столе.
- А наказывать будешь?
- Обязательно. Завтра будешь сидеть под домашним арестом, и на два дня спрячу велосипед.
Видимо, такое наказание его устраивало, он запыхтел, разбирая баррикады. Быстро выбрался из своего укрытия, помыл руки, сел за стол, пододвинул к себе поближе все, что было на столе, и «заработал». Мы с дедом ласково смотрели на него и улыбались.

Закончив обедать, внук радостно объявил:
- Бабушка, вот ты ругаешь меня, а я тебе подарок привез. – Он вытащил две банки, наполненные водой.
В одной были три пиявки, черные бесформенные червяки, которые все время меняли свою форму, то вытягивались в ниточку, то сжимались и становились короткие и толстые, все время присасываясь к стенкам сосуда, противно извиваясь.
- Что это? – с отвращением спросила я.
- Пиявки. Ты же их в Москве по всем аптекам искала, чтобы вылечить тромб на ноге. А там, на пруду их столько, можно всю Москву вылечить, я и зачерпнул. Сейчас мы с дедом будем тебя лечить.
Наверное, у меня на лице было написано такое отвращение, что дед от души расхохотался.
- Молодец, Игорек! Заботишься о бабушке. Ну-ка, бабулька, подставляй свою ножку, сейчас мы мигом твой тромб ликвидируем.
Игорек, обрадованный похвалой, подал вторую банку, там было штук десять маленьких лягушат. Обычно большие лягушки вызывают у меня чувство брезгливости, но эти маленькие были такие симпатичные и резвые.
- Игорек, а лягушки от чего вылечивают? – спросил в конец развеселившийся дед.
- Не знаю. Это я на всякий случай. У бабушки сердце больное. Пиявок мы приложим к больной ноге, а лягушек можно просто высыпать за пазуху, поближе к сердцу, может, полегчает.

Дед катался по дивану, он хохотал и не мог остановиться. Похоже, что идея насчет лягушек ему особенно понравилась. Игорь стоял рядом гордый, что он вылечит сейчас бабушку. А дед все хохотал.
- Дед, ну хватит веселиться. Бери пиявку и прикладывай к больному месту на ноге.
Я с готовностью положила ногу на стул, и показала на тромб, где необходима помощь пиявки. Согласно науке, пиявка прокусывает вену, впрыскивает какое-то вещество, растворяющее тромб и высасывает плохую кровь. И тромба, как не бывало. Чтобы вылечиться и не мучиться с всякими мазями, я готова была пройти эту экзекуцию.
- Ну, дорогой, теперь мое здоровье в твоих руках, - сказала я мужу. Но он почему-то сразу перестал смеяться.
- А почему я? Игорь принес, пусть он и лечит.
- Давай, давай, дед, покажи как дорого тебе бабушкино здоровье, - подначивал внук.
Дед открыл банку, взял пинцет. Но ухватить пиявку было не так-то легко. Дед растерялся.
- Давай, дед, покажи, что ты мужчина. Неужели ты червяка испугался, и не можешь взять рукой?
- А, может, мы сначала лягушками займемся? Бабушка, видишь, до сих пор валидол под языком держит. – Оттягивал процедуру дед.

Он взял банку с лягушками, посмотрел через стекло на резвящихся лягушат и открыл пробку. Первый же лягушонок выпрыгнул, как джинн из бутылки. Он вцепился деду в усы, прыгнул на ухо, и скрылся за ворот рубашки. Дед замахал руками, забыв закрыть банку с лягушками, а они, одна за другой, выпрыгивали на свободу. Под визг довольного Игоря я вылетела из комнаты.
Соседка через забор спросила:
- Вы, какую программу смотрите? Наверное, комедию показывают, слышу смех, визг.
- Уже все кончилось, - ответила я.
Из дома доносятся звуки беготни, прыжков, грохот падающей мебели.
- Чем они там занимаются?
- Лягушек ловят, - ответила я.
Соседка подозрительно посмотрела на меня, уж не перегрелась ли я на солнце. Наконец, из дома вышли довольные дед с внуком, и направились к канаве с водой.
Возвращаясь, дед крикнул мне:
- Можешь заходить. Мин нет. Дом обезврежен
Соседка хмыкнула, покрутила пальцем у виска и удалилась подальше от забора.
Я вошла в дом.
- Где пиявки и лягушки?
- Мы всех переловили и отнесли в канаву. Бабушка, а насчет пиявок ты не волнуйся, я еще принесу.
- Нет, миленький. Спасибо, дорогой, но я вспомнила, что в аптеках продают стерильных пиявок, а эти из пруда грязные, с тиной, можно инфекцию занести. Спасибо тебе за заботу, дружок. А лягушек вы всех переловили? Ни одной не осталось? – на всякий случай уточнила я.
- Вроде, одной не хватает, - задумчиво произнес внук, - может, она в твоей постели спряталась?