Символика флота

Соловецкий Юнга
 
Из книги "Мой дедушка - юнга с Соловецких островов"
               
В дни торжеств, посвящённых 300-летию Российского Флота, я в числе моряков военной поры был приглашён на телевидение, по-моему, на передачу «Тема». 18 июня 1996 года на видном месте в студии сидели три адмирала и отвечали на поставленные вопросы из истории создания Флота Российского.
 Один из них в конце своего выступления сказал, что в России флот был, есть и будет всегда, сославшись на наказ Петра Первого, который по окончании Северной войны 1700-1721 гг. и подписании Ништадского мира завещал потомкам: «Никогда не уходить из Балтики и всегда держать там военный и торговый флот».
– Этот адмирал Коробов из наших Соловецких юнг? – спросил я у Кравчука, сидели мы с ним рядом в первом ряду. Он ответил, что вроде из наших, и переспросил у Юры Лекомцева.
– Да, это наш бывший юнга, из роты радистов, – ответил Лекомцев.
И надо же, ведущий программы, стоявший  спиной к нам, услышал наш разговор,   повернулся и поднёс микрофон к моему лицу. От неожиданности я отпрянул, но начал выражать своё возмущение по поводу ситуации, связанной с символикой флота:
– Флот всегда был силён своими традициями и своей символикой, – сказал я. – Особенной любовью среди моряков пользуются бескозырка и тельняшка. Они напоминают о славном боевом прошлом нашего флота. Бескозырку носил легендарный разведчик, герой обороны Севастополя 1854-1855 годов матрос Пётр Кошка. В годы Великой Отечественной войны советские моряки, сойдя с кораблей и став пехотинцами, бережно хранили тельняшку и бескозырку. В жаркий момент боя, пренебрегая опасностью, надевали бескозырки вместо касок, расстегнув ворот гимнастёрки, тельняшками показывали свою принадлежность к флоту. Моряки всегда были неравнодушны к тельняшке, называя ее морской душой.
«Морская душа, – писал Леонид Соболев в своих фронтовых записках, – это решительность, находчивость, упрямая отвага и непоколебимая стойкость. Это весёлая удаль, презрение к смерти, давняя матросская ярость, лютая ненависть к врагу. Морская душа – это нелицемерная боевая дружба, готовность поддержать в бою товарища, спасти раненого, грудью защитить командира, морская душа – это стремление к победе. Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремлённа... В ней – в отважной, мужественной и гордой морской душе – один из источников победы».
Н. Г. Кузнецов пишет:
«Нелегко было морякам сражаться на суше: они почти не знали тактики сухопутного боя... Моряки несли потери. Но их порыв был так неудержим... “Черной смертью” их называли фашисты еще в Либаве, вид моряков наводил страх на врага».
Моряки цементировали ряды наших военных подразделений, усиливали их сопротивление, повышали боеспособность. Можно констатировать, что там, где было особенно трудно, появлялись морские пехотинцы, и фашисты при виде этой “чёрной смерти” теряли присутствие духа и отступали.
Г. К. Жуков высоко оценил боевые действия морских пехотинцев. Он писал: “Десантные отряды моряков неоднократно высаживались в тыл противника. Везде и всюду они проявляли чудеса храбрости, высоко держали честь и достоинство Советского Военно-Морского Флота. Блестяще действовали стрелковые бригады, сформированные из моряков Балтики в начале сентября”.  “... Должен сказать, что в период битвы за Ленинград морские стрелковые бригады, как и под Москвой, покрыли себя боевой славой и в значительной степени содействовали общему успеху советских войск”. (Жуков Г. К. Воспоминания и размышления, М., 1971, стр.315., Военно-исторический журнал №10 1966г., стр.77-78).
Сейчас, к сожалению и огорчению, у флота отняли тельняшку,  гордость и  символ славы военного моряка. Тельняшка была только на вооружении флота, приобрести её просто так было невозможно.
Игорь Васильевич Курчатов – физик, первый организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР, академик АН СССР –  разработал и внедрил систему размагничивания судов, чем обеспечил безопасность кораблей от взрыва магнитной мины при воздействии на неё магнитного поля корпуса корабля. Как-то на склоне своих лет Игорь Васильевич тихо попросил Марину Дмитриевну: “Эх, тельняшку бы мне! Надел бы её с большим удовольствием”.
   – Отнять – это не только лишить чего-то. В данном случае в тельняшку одели всех: и чеченских боевиков, и ОМОН  –  и Шахрая в тельняшке показали по телевидению, – в заключение сказал я в эфир.
Этот флотский символ утратил значение и уважение в обществе. Побеждённые в открытом бою в прошлом нашли коварный способ расправиться с «чёрной смертью» теперь.