Человек, который знает, где деньги лежат

Елена Марценюк
В конце октября прошлого года Одесса принимала выдающегося кинорежиссера современности Ежи Гоффмана, пребывание которого в нашем городе да и всей Украине с премьерным показом исторической документальной эпопеи «Украина. Становление нации» масс-медиа отследили что называется «от и до».

Однако из-за напряженности программы визита мэтра польской кинематографии большинству журналистов не удалось уделить должного внимания второму гостю Одессы - известному польскому продюсеру Ежи Михайлюку, который сопровождал  режиссера Гоффмана в этой поездке, являясь вторым по значению лицом в процессе создания фильма «Украина. Становление нации». Без которого – и это истинная правда! – картина просто не состоялась бы, как собственно, мог не состояться ставший уже классикой блокбастер Гоффмана  «Огнем и мечом» и его волшебная историческая драма «Старое предание. Когда солнце было Богом», снятая в жанре фэнтези, - фильмы, собравшие исчисляемое многими миллионами количество зрителей в кинотеатрах Польши. Невиданный рекорд для проката в стране,  киноиндустрия которой, как и всех постсоциалистических стран, была поставлена на колени экономическим стрессом переходного периода и экспансией американского кинематографа.

Таким образом, можно со всем основанием считать, что продюсер Ежи Михайлюк – это не только человек, который знает, как должным образом обеспечить финансирование съемок весьма дорогостоящих проектов, но и удачливый бизнесмен, умеющий рисковать и получать колоссальную прибыль. Впрочем, суть продюсерской деятельности состоит как раз в том, чтобы  прибыль эта не оседала тяжелым капиталом, а постоянно питала все новое и новое создание фильмов, среди которых для нормального развития кинематографа как искусства наряду с «коммерческими» обязательно должны быть и «некоммерческие».
Этот принцип постоянно декларирует Ежи Михайлюк, принципиально считающий, что фильмы надо делить не на «коммерческие» и «некоммерческие», а на хорошие и плохие. Иначе откуда бы появиться гоффмановской документальной тетралогии «Украина. Становление нации», которая при всей своей актуальности и  высоком художественном уровне вряд ли принесет своим создателям большие деньги от проката?

Ежи Михайлюк оказался интересным, живым собеседником, с которым было приятно коротать время, пока маэстро Ежи Гоффман отдувался за все польское кино, давая интервью различным одесским телеканалам. Времени для общения у нас оказалось вполне достаточно.

Выяснилось, что пан Михайлюк связан корнями с Тернополем, где до присоединения западных территорий Украины к СССР жили все его предки. Сорок лет своей жизни он посвятил работе в кино. Так что темой для разговоров у нас служил все тот же  кинематограф. Мне было особенно интересно узнать, как идут дела сегодня у польских коллег по киношному цеху, потому что Польша сумела вывести свою кинематографию из кризисного состояния, и там явно создались предпосылки для творческого и экономического рывка в этой отрасли.

- Пан Ежи, в Украине сегодня много говорят о продюсерстве, сетуют, что продюсерского кинематографа у нас как не было, так и нет, но никто толком ничего не делает, чтобы продюсер стал в нашей стране персоной, в которой заинтересовано государство. Как Польше удалось внедрить модель продюсерского финансирования в кинопроизводство? 

- Если вы думаете, что в этом смысле в  Польше все сегодня идеально, то это далеко не так. Но у нас, конечно, дела обстоят куда лучше. Я не был новичком в кинематографе, окончил два вуза, получив экономическое и кинематографическое образование. Кроме Ежи Гоффмана, ранее работал с такими известными кинорежиссерами как Анджей Вайда и Войцех Хас, но все равно был момент, когда наступила растерянность. Так же как у вас, государство в Польше урезало финансирование кинопроизводства. И в этой ситуации выжили те кинематографисты, кто сумел перестроить свое творческое и экономическое сознание. Те, кто вместо философии иждивенчества («дайте мне деньги на кино!») взял на вооружение философию предпринимательства («не мешайте мне заработать деньги на кино!»).

Мы с Ежи Гоффманом в это трудное время решили продолжить работу над фильмом «Огнем и мечом», государственное финансирование которого тоже было остановлено, и пошли на очень рискованный шаг: взяли огромный кредит, заложив все, что имели. Конечно, с таким режиссером, как Гоффман, можно было рассчитывать на отличный творческий результат, но в прокатной судьбе картины мы не были уверены на сто процентов и поэтому страшно рисковали.

Экраны Польши тогда заполонило американское кино, велись бесконечные дискуссии о необходимости поддержки отечественного кинематографа, польские киношники требовали внедрения французской системы в кинопрокатную политику, но в Польском сейме никто этим не хотел заниматься…

- Давайте остановимся на французской системе. Чем она примечательна?

- Франция на государственном уровне прекрасно защищает свою культуру, в том числе и кинематограф. У них это гениально просто разрешено: любой кинотеатр, любое частное телевидение должно иметь в своих программах не менее пятидесяти процентов отечественного культурного продукта и отдавать определенный процент прибыли на культуру, в том числе на кино. Но каждый прокатчик платит разный налог: с французского фильма небольшой, с европейского чуть выше и очень большой - c американского. Естественно, прокатчики заинтересованы показывать как можно больше французских фильмов.

И еще немаловажная деталь: каждая копия американского фильма должна быть сделана во Франции.  То есть в страну не открывают доступ «отработанных» копий, которые для владельцев ничего не стоят, и любая даже самая мизерная прибыль с них является все же прибылью, а наоборот заставляют дополнительно платить за возможность появления американских фильмов на французских экранах.
Конечно, при такой системе создаются условия для получения реальных денег на воспроизводство отечественного кинопродукта и воспитание отечественного кинозрителя.

- Так в Польше удалось внедрить нечто подобное?

- К сожалению, наш закон о кинематографии предусматривает сегодня только обязательное процентное соотношение пятьдесят на пятьдесят  проката польских и иностранных фильмов. Но и этого оказалось достаточно, чтобы польский зритель «проголосовал ногами».

Однако и здесь были свои нюансы. Перестраивать сознание пришлось всем, кто знает, что такое кинематографическое ремесло. Были годы, когда новое польское кино занималось только маргинальной частью общества, социальной патологией, чернухой, которой зритель очень скоро пресытился, что давало новые шансы для американских фильмов. Но поляки хотели смотреть свое кино и своих актеров, окунаться в свои проблемы. Вот почему фильм «Огнем и мечом» Гоффмана в те годы оказался прорывом, и его посмотрело огромное количество зрителей. Мы выиграли несмотря на засилье американщины и доказали, что полякам нужно свое кино. 
 
Я считаю, что все жанры и все типы кино имеют право быть на экране. И комедия, и мелодрама, и публицистика - все, что хочешь. Лишь бы это было хорошо сделано.
Снимайте хорошие фильмы, интересные широкому зрителю, старайтесь, а государство пусть обеспечит хотя бы какой-то шанс, чтобы кино развивалось! Когда и кинематографисты, и чиновники, и депутаты сейма это поняли, даже пятидесяти «польских» процентов оказалось достаточно, чтобы наступил перелом.

Государство сегодня финансирует каждый находящийся в производстве польский фильм одинаковой очень небольшой суммой, все остальное обеспечивает продюсер. Но зато есть уверенность: фильм обязательно попадет в прокат, и польский зритель его посмотрит, что даст  окупаемость. Вкладывать деньги в кино стало не столь рискованно.

- Есть ли статистические данные, какой процент поляков смотрит сегодня «свое кино»?

- Я знаю это число точно  – пятьдесят процентов.

- А сколько фильмов производится сейчас в Польше ежегодно?

- Не берусь назвать точную цифру вместе с документальными и анимационными фильмами, но на тридцать третьем Фестивале польских художественных фильмов в Гдыне, проходившем в сентябре, было представлено тридцать две картины выпуска 2007 – 2008 годов. Шестнадцать из них участвовали в главном конкурсе, победителю которого вручался  Гран-при фестиваля «Золотые львы», остальные шестнадцать представлялись в конкурсе дебютов молодых кинематографистов.

- Да, впечатляет… Творческий результат, надеюсь, тоже не разочаровал?

- Было показано достаточно интересных фильмов, снятых на хорошем профессиональном уровне, но самое главное – привлекательных своими сюжетами. Тенденция возврата зрительского кино продолжает у нас развиваться.

Гран-при фестиваля получил очень понравившийся мне фильм режиссера Вольдемара Кшистека «Малая Москва». В жюри фестиваля о нем было неоднозначное мнение, разгорелась целая дискуссия, но в результате с перевесом в один-единственный голос фильм все-таки был признан лучшим.

Это откровенная мелодрама, посвященная событиям, которые не так давно происходили в Польше. «Малой Москвой» поляки называли в 60-70 годы огромный советский гарнизон в городе Легнице. Там было около шестидесяти тысяч советских военных, которые жили со своими семьями. Все события фильма разворачиваются на этом фоне: жена советского офицера-летчика влюбляется в польского офицера, у них начинается бурный роман, в результате которого у женщины рождается дочь, но при родах она умирает, и девочку воспитывает русский папа…  А начинается картина с того, что она, уже взрослая, приезжает на могилу матери в Легнице и неожиданно встречается со своим настоящим отцом, о котором ничего не знает…

- Ого, прямо мексиканские страсти!

- А почему мексиканские и бразильские сериалы пользуются такой популярностью во всем мире? Они затрагивают самые чувствительные струны в сердцах зрителей всех возрастов. А в «Малой Москве» все свое, близкое, и, кстати, очень удачно сюжетообразующим элементом сделан социальный и политический мотив недавних взаимоотношений наших народов. Нет, картина действительно достойная, очень профессионально сделанная. В Польше она уже пользуется невероятной популярностью.

- Будем надеяться, что и до украинского зрителя «Малая Москва» дойдет. А с каким фильмом она конкурировала на фестивале в Гдыне, когда распределяли награды?

- С фильмом Кшиштофа Занусси «Сердце на ладони». Жанр этого фильма кинокритики определили как гротескная комедия. Стареющий олигарх, которого играет Богдан Ступка, ожидает трансплантацию сердца, и ему подыскивают донора. Вскоре возникает двадцатилетний мальчишка- неудачник, который после попытки покончить с собой попадает в больницу… Взаимоотношениям этих двух персонажей и посвящена картина. Тоже отличный фильм.

Кстати, уже после фестиваля в Гдыне «Сердце на ладони» было представлено на Римском международном кинофестивале, где Богдан Ступка был признан лучшим актером и награжден главным призом – статуэткой Марка Аврелия. Об уровне фильма и актерской работы Ступки это тоже свидетельствует.
Таким образом, я могу лишь повторить, что фильмы изначально бывают хорошие и плохие, понравившиеся зрителю и не понравившиеся. Коммерческий их успех – это вторичное явление.

- Пан Ежи, не могу не задать вопрос, который также связан с коммерцией. Вернее, с коммерческими взаимоотношениями вашего друга и коллеги Ежи Гоффмана с Украиной. Известно, что в этот приезд он поднимал вопрос соблюдения своих авторских прав в нашей стране. О чем шла речь? 

- О четырех картинах Гоффмана: «Пан Володыевский», «Потоп», «Огнем и мечом» и «Знахарь», которые без разрешительных лицензий и согласия самого режиссера демонстрировали по украинским телеканалам: «Гравис», СТБ, УТ-1, «Украина» и нескольких других. Мы намерены через суд, в соответствии с международным авторским правом, добиваться компенсации. Закон здесь на нашей стороне, как ни пытаются сегодня сопротивляться юридические представители этих телеканалов.

- Надеюсь, эта история не отразится на вашем с паном Гоффманом отношении к Украине?

-  А чего общего это имеет с нашим отношением к Украине? Абсолютно ничего. Дело не в этом неприятном инциденте. Все эти ненормальные взаимоотношения остались после определенной системы, строя, в котором мы с вами жили много лет. Сейчас, когда мы начинаем жить в нормальной системе, надо возвращаться к цивилизованной обязывающей ситуации.
Пользуясь случаем, хочу сказать, что нам очень понравилась Одесса и теплый прием, который зрители оказали здесь нашему фильму. Встречи лучше, чем в Одессе, просто не было.

- Несмотря на скандал, который пытались организовать в зале при обсуждении фильма некие личности?

- Они – тоже пережиток системы, которая уже в прошлом. Мы их с Ежи Гоффманом восприняли только так, а не иначе.